ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тренинговое занятие «Конфликтом дружбу не испортить» для обучающихся 9-11 классов
Цель: обучение навыкам выстраивания устойчивых дружеских отношений, бесконфликтного отстаивания своего мнения, повышение умения обучающихся определять и вербализировать свои переживания.
Форма проведения: тренинговое занятие.
Процедура проведения
Вступительнаячасть
Ведущий приглашает участников в круг и рассказывает о предстоящем занятии.Ведущий:«Здравствуйте! Сегодня мы с вами встретились для того, чтобы обсудить такую важную тему, как дружба и конфликт в дружбе. Мы сможем на практике попробовать разрешать конфликты различными способами и учиться общаться так, чтобы конфликтную ситуацию делать решаемой для вас и безопасной
для дружеских взаимоотношений».
Разминка
Упражнение 1 «На счет три!»Время:5 минут.
Цельупражнения:создание дружелюбной доверительной атмосферы, повышение настроя на совместную работу.
Ведущий предлагает участникам сосчитать до «33», соблюдая ряд условий.
Ведущий:«Я предлагаю вам сейчас в кругу сосчитать до «33», но не все так просто, как кажется. Вам необходимо будет вслух по очереди говорить все числа, кроме тех, где встречается три, и где число делится на три, а вместо озвучивания тройки вы должны хлопнуть в ладоши. При каждой ошибке в счете круг начинается заново».
Ведущий может ситуативно решать вести счет до «33» или делать промежуток
короче (например, до 23, 13).
Основнаячасть
Упражнение 2 «Азбука дружбы»Время:20 минут.
Цельупражнения:развитие эмоционального интеллекта, развитие способности определять свои эмоции.
Необходимыйинструментарий:для каждого участника тренингового занятия листы бумаги на которых написаны эмоции, возникающие во время взаимоотношения с другими людьми (в процессе дружбы, в конфликтах).
Ведущий: «Сейчас я раздам вам листочки, на которых написаны различные эмоции. Ваша задача, никому не показывая их, посмотреть, какая у вас эмоция и далее без слов изобразить ее так, чтобы другие участники поняли, про что идет речь… Кто готов первым показать эмоцию?».
После того, как все участники показали свои эмоции, ведущий дает следующую инструкцию.
Ведущий: «Теперь, как все показали эмоции, вам необходимо, не разговаривая и не озвучивая свою эмоцию, выстроиться по алфавиту, например: агрессия, безразличие, возмущение, умиротворение и так далее. Вы можете повторно показывать свою эмоцию, но вслух ее называть нельзя. Начинаем!».
После расстановки, ведущий просит участников, начиная с первой буквы, озвучить, какая у них эмоция и далее, если эмоция стоит не в алфавитном порядке, то участник должен занять необходимое место, молча, невербально, прося участников показать эмоцию и расположиться там, где, предположительно, должна стоять эта эмоция. Упражнение заканчивается после
того, как все показали эмоции и правильно расположились. В конце ведущий может спросить у группы, что было самым сложным в данном упражнении, что помогало и что мешало.
Ведущий:«Вот, вы смогли расставить эмоции в алфавитном порядке. Это было непросто! Вы молодцы! Скажите, что вам помогало выполнить это задание? А что было самым сложным? А что вам мешало?».
Упражнение 3 «Нарисуй и угадай»Время:30 минут.
Цель упражнения: изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, выявление конструктивных и неконструктивных стратегий решения конфликтов, обучение навыкам решения конфликтных ситуаций.
Необходимый инструментарий: листы бумаги, простые и цветные карандаши, фломастеры.
Ведущий дает участникам задание нарисовать рисунок, который отражает их эмоции в конфликтной ситуации, которые они испытывают.
Ведущий: «Возьмите по листу бумаги и карандаши. Вспомните какую-нибудь конфликтную ситуацию, которая была у вас в жизни и изобразите эмоции, которые вы испытывали на листе бумаги. Это может быть любое изображение, способ изображения не оценивается, главное, отобразить основную мысль – испытываемые эмоции в конфликтной ситуации. Рисунки подписывать не нужно. На рисование вам дается 10 – 15 минут, качество рисунка не важно, главное выразить идею».
После того, как все нарисуют, ведущий показывает участникам все рисунки по одному, предварительно перемешав их, и спрашивает: «Как вы думаете, какая здесь изображена эмоция? Скажите, как вы думаете, что может помочь изменить эту эмоцию на позитивную, в
конфликтной ситуации? Если автор рисунка готов рассказать о своей ситуации и тех эмоциях, которые он испытал, будет здорово, и мы сможем вместе обсудить, что делать в подобных ситуациях и как справляться со своими эмоциями».
В завершение ведущий может провести групповое обсуждение переживания участников как в процессе рисования, так и в процессе обсуждения получившихся рисунков.
Упражнение 4 «Как ты себя поведешь?»Время:20 минут.
Цель упражнения: изучение стратегий поведения в конфликтных ситуациях, выявление конструктивных и неконструктивных стратегий решения конфликтов, обучение навыкам решения конфликтных ситуаций.
Необходимыйинструментарий:карточки с заданиями по количеству пар.
Ведущий: «Сейчас вам необходимо найти себе пару, и далее я раздам вам карточки, в которых будут представлены конфликтные ситуации. Ваша задача придумать и разыграть сценку, в которой вы покажите правильный и неправильный способ поведения в конфликтной ситуации, по вашему мнению».
Варианты заданий могут быть следующими:
-
друг критикует твою любимую одежду; -
родители не отпускают тебя на вечеринку с друзьями, на которую ты очень хочешь пойти; -
учитель поставил тебе оценку, которая кажется тебе несправедливой; -
друзья обидно высказываются о твоих увлечениях; -
родители не дают тебе отдохнуть и заставляют убираться в комнате; -
бывший друг/подруга распускают о тебе слухи; и т.д.
После того, как пары продумали сценки, происходит их разыгрывание для группы, а группа, в свою очередь, может предложить свои способы решения разыгрываемого
конфликта. Когда все пары представили свои ситуации группе, ведущий предлагает обсудить упражнение.
Ведущий: «Как вы себя чувствовали в процессе предъявления сценок группе, какие испытывали эмоции в разных ролях и при разных способах разрешения конфликта, легко ли вам было найти конструктивный способ решения ситуации?».
Завершение
В конце тренингового занятия ведущий подводит итоги и предлагает участникам поделиться тем, что важного было для них на занятии, и что они готовы использовать в жизни.
Ведущий: «Итак, наш тренинг подходит к концу. Мне хотелось бы услышать, что сегодня для вас было важным в тех упражнениях, в которых вы участвовали, и какие способы решения конфликтных ситуаций вы готовы использовать в жизни?».
Упражнение5«Овации»
Время:5 минут.
Цельупражнения:рефлексия прошедшего занятия, прощание.
Ведущий: «Давайте встанем в круг. А теперь хочу сказать вам, что у нас есть возможность поблагодарить друг друга за сегодняшнее занятие и за то, как хорошо мы все сегодня поработали. Сейчас я подойду к одному из участников и буду ему аплодировать, далее мы вдвоем подойдем к следующему и будем аплодировать уже ему, и так далее по возрастающей».
После того, как группа поаплодировала последнему участнику, все встают в круг и аплодируют вместе.