ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сдать 16 декабря
6.1. Выбор тем участниками сочинения
№ темы | Тема | Кол-во выбравших |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
6.2 Опора на литературные произведения
Из использованных выпускниками произведений большая часть относится к школьной программе, учащиеся использовали произведения, прочитанные самостоятельно из перечня произведений, рекомендованных педагогами по различным тематическим направлениям.
6.3. Результаты проверки по критериям
К проверке по критериям оценивания допускались итоговые сочинения, соответствовавшие установленным требованиям. Требование № 1 «Объем итогового сочинения» с рекомендуемым количеством слов от 250. Требование № 2 «Самостоятельность написания итогового сочинения», которое предполагает отсутствие списывания из какоголибо источника или воспроизведения по памяти чужого текста.
№ | Критерий | Получили «зачет» (чел., %) | Получили «незачет» (чел., %) |
1 | Соответствие теме | | |
| | ||
| | ||
2 | Аргументация. Привлечение литературного материала | | |
| | ||
| | ||
3 | Композиция и логика рассуждения | | |
| | ||
| | ||
4 | Качество письменной речи | | |
| | ||
| | ||
5 | Грамотность | | |
| | ||
| |
Критерий №1 «Соответствие теме»: учащиеся продемонстрировали умение рассуждать на выбранные темы, выбрав путь ее раскрытия: ответ на вопрос, поставленный в теме; размышление над предложенной проблемой. Учащиеся опирались на ключевые слова темы, раскрывая её содержание. Однако по-прежнему треть учащихся часто пишут не о том, что предполагают заданные темы, а раскрывают содержание целого тематического направления; учащиеся недостаточно чётко понимают значение терминов и нравственно-психологических понятий, заложенных в теме.
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»: выпускники строили свои рассуждения, доказывали свою позицию, привлекая для аргументации произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала, показывая разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы. В качестве материала для аргументации учащиеся использовали тексты: какие? Учащиеся выбирали из текстов такие образы-персонажи, взаимоотношения которых стали примерами для обоснования позиции выпускника; часть учащихся продемонстрировали умение сопоставлять героев и события из разных произведений.
В % работ текст привлекался только как пересказ изображённого без необходимого комментария или тексты произведений вводились формально; были допущены искажения исходного текста.
Критерий №3 «Композиция. Логика рассуждения»: большинство обучающихся продемонстрировали умение логично строить свое высказывание, выдерживая композиционное единство сочинения-рассуждения: вступление (тезис), тезисно-доказательная часть, заключение (вывод). В основном выпускники аргументировали высказанные мысли, выдерживая соотношение между тезисом и доказательством. В 2 работах логические нарушения мешали пониманию смысла сказанного.
Критерий №4 «Качество письменной речи»: в основном обучающиеся показали навыки правильного речевого оформления сочинений. Выпускники точно выражали мысли, используя разнообразную лексику и разнообразные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляли литературоведческие термины, избегая речевых штампов. В работах 11 одиннадцатиклассников выявлено низкое качество речи:
бедный словарный запас, речевые ошибки, однообразие грамматических и синтаксических конструкций.
Критерий №5 «Грамотность»: 57 выпускников получили зачет по данному критерию. В работах обучающихся допущены разные виды ошибок.
Орфографические ошибки:
-
правописание личных окончаний глаголов; -
правописание суффиксов различных частей речи; -
слитное, раздельное и дефисное написание слов; -
н-, -нн- в суффиксах различных частей речи; -
не-ни с разными частями речи; -
написание предлогов и союзов; -
правописание производных предлогов; -
правописание корней с чередованием; -
правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова.
Пунктуационные ошибки:
-
знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями; -
знаки препинания в предложениях с однородными членами; -
знаки препинания в предложениях с обособленными членами предложения; - пунктуация в сложных предложениях с разными видами связи; - знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Грамматические ошибки:
-
нарушение согласования и управления в словосочетании; -
построение предложения с однородными членами, причастными и деепричастными оборотами; - нарушение границ предложений; -
нарушение согласования определений с определяемым словом; -
нарушение связи между подлежащим и сказуемым; - нарушение построения сложного предложения; -
нарушение построения предложений с прямой и косвенной речью.
Введение итогового сочинения связано с выявлением уровня сформированности метапредметной коммуникативной компетенции обучающихся. Учащиеся в работах определяли свою жизненную позицию, отношение к морально-этическим проблемам, умение рефлексировать на основе прочитанного и увиденного.
Выпускное сочинение – это проверка умения письменно размышлять на заданную тему, которое формируется на уроках по все предметам учебного плана. Результаты итогового сочинения в 2022-2023 уч.г. свидетельствуют, что подготовкой учащихся к сочинению занимались учителя истории, обществознания, географии, иностранных языков.
Выводы:
1. Таким образом, анализ сочинений показал, что у учащихся 11 классов сформированы умения:
-
рассуждать на выбранные темы; -
размышлять над предложенной проблемой; -
строить высказывания на основе связанных с темой тезисов; -
аргументировать, избирая свой путь использования литературного материала; - логично строить свое высказывание.
Результаты итогового сочинения указывают на необходимость дальнейшего совершенствования умений обучающихся точно выражать свои мысли, используя разнообразную лексику и грамматические конструкции. Недостаточно развитыми остаются навыки грамотного письма. В работах допущены разные виды ошибок: орфографические, пунктуационные, речевые, грамматические. При подготовке к итоговому сочинению учителям русского языка и литературы необходимо учить выпускников правильно «видеть» ключевые слова темы, отбирать литературоведческий материал для анализа, акцентировать внимание на выборе более точных литературных примеров; работать над композицией сочинения, обучать приемам работы над вступительной и заключительной частями сочинения, способам аргументации. Нацеливать учащихся на осмысленную формулировку тезиса, логичность доказательств и связанный с тезисом вывод. Выпускники в сочинении должны продемонстрировать собственное видение проблемы. Совершенствовать речевое оформление сочинения, учить пользоваться орфографическим словарем.