Файл: Лекции Для усвоения материала лекции необходимо обратить особое внимание на вопросы Понятие и виды монополии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева
Кафедра «Экономика и предпринимательство»
Дисциплина:
МИКРОЭКОНОМИКА
Тема 9. Поведение фирмы-
монополиста
Лектор: к.э.н., ассоц. профессор
Сейтхожина
Джамиля Алибековна
Цель лекции:
Изучить экономическую сущность, виды монополии и поведение фирмы-монополиста.
План лекции:
1. Экономическая природа и виды монополии
2. Барьеры для входа в отрасль
3. Спрос на продукт монополиста. Барьеры для входа в отрасль
4. Спрос на продукт монополиста. Предельный доход монополиста
5. Максимизации прибыли монопольными фирмами в краткосрочном периоде
6. Долгосрочное монопольное равновесие
7. Социальные издержки монопольной власти
8. Монополистические объединения в условиях рынка и проблема их регулирования
Методические рекомендации к лекции
Для усвоения материала лекции необходимо обратить особое внимание на вопросы:
Понятие и виды монополии.
Барьеры для входа в отрасль. Предельный доход монополиста. Максимизации прибыли монопольными фирмами краткосрочном периоде.
Долгосрочное монопольное равновесие.
Плюсы и минусы монопольной власти.
Естественная монополия. Государственное регулирование монополии. Ценовая дискриминация.
Сегментирование рынка.
Возникновение и неустойчивость картелей.
1. Экономическая природа и виды монополии
Монополия – исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащие одному лицу, определенной группе лиц или государству.
Основными признаками монополизма выступают монопольные цены и монопольные прибыли.
• После второй мировой войны западная экономическая
мысль заявила о появлении крупных компаний,
делящих между собой рынок сбыта.
• «Большинство крупных корпораций оперирует в рыночной структуре олигополии»,- писали в 1975 году американские экономисты Роберт Хейлбронер (1919 г.) и
Лестер Сароу (1938 г.), - они делят рынок и типично конкурируют друг с другом посредством рекламы, продуктовой дифференциации, предоставления услуг и т. д.».
• Пол Самуэльсон, американский экономист, пишет:
«Серьезная опасность кроется в монополии или в несовершенной конкуренции.»
•
(П. Самуэльсон и Нордхаус В. Реферат учебника «Экономикс». Ж.
Экономические науки, № 1, 1991, с. 110)
• В конце последней четверти XIX века на смену классической (свободной) конкуренции пришла несвободная, несовершенная, неценовая
монополистическая конкуренция.
• Сложился
рынок монополистических объединений
(картелей, синдикатов, трестов, консорциумов, концернов).
• Несовершенная конкуренция возникает, когда
какой-либо конкурент влияет на цену.
В реальности почти все владельцы «...втянуты в свободную конкуренцию».
• Теория несовершенной конкуренции
разработана английским экономистом Джоан Робинсон (1903 -
1983 гг.) в ее работе «Экономика несовершенной конкуренции».
Рынок несовершенной конкуренции
включает:
• рынок монополистической конкуренции,
• рынок олигополии,
• рынок чистой монополии.
Рынок монополистической конкуренции
• (от греческого «монос» ) один, «полео» - продаю) образует множество продавцов, которые
продают похожую, но не идентичную продукцию.
Продукты могут отличаться друг от друга по качеству, свойствам, внешнему оформлению, а также по ассортименту, сопутствующих услуг.
Покупатели видят эти особенности и готовы заплатить за товары высокие цены.
• К такой модели, например, близка розничная торговля одеждой, обувью, продуктами питания, бензином и т.п.
• Реальные изменения в конкурентной борьбе нашли отражение в теории монополистической конкуренции, основоположником которой является американский экономист
Чемберлин Эдвард Гасингс (1899-1967 гг.).
• В работе
«Теория монополистической конкуренции»
он разработал основные положения монополистической конкуренции и выделил одну форму конкурентной борьбы: за «дифференциацию продукта».
• «Вместе с дифференциацией,- писал он,- появляется монополия и по мере усиления дифференциации элементы монополии становятся значительнее. Везде, где в какой-либо степени существует дифференциация, каждый продавец обладает абсолютной монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции более или менее несовершенных заменителей.
• Таким образом, монополии прибегают к дифференциации
продукта как метода конкуренции в борьбе друг с другом.
Монополистическая конкуренция
Рынок олигополии
(от греч. «олигос» - немногий, «полео» - продаю) представляет собой рынок нескольких продавцов, причем, по крайней мере некоторые из них контролируют значительную долю рынка.
Продукция может в этом случае быть как однородной, так и
неоднородной. Один из существенных признаков олигополистической конкуренции состоит в том, что его участники не могут рассчитывать на достоверный позитивный результат повы- шения цен, конкуренты вынудят снизить их.
В условиях олигополистического рынка продукты могут быть стандартизированы (например, алюминий, сталь, продукты химической промышленности) или дифференцированы (например, автомобили, компьютеры, сельхозинвентарь, бытовые приборы и т.д.).
Олигополия
Олигополия
• Рынок чистой монополии
(чистая монополия - от греческого «moiios polein» - единственный продавец) представляет собой рынок, на котором единственный производитель осуществляет 100% продажу однородного продукта, не имеющего близких заменителей.
Примером чистой монополий могут служить
местные предприятия общественного пользования: местная телефонная сеть, электроснабжение и прочие системы общественных услуг.
• Чистая монополия
– это крайняя форма рыночной структуры, противоположная совершенной конкуренции.
Чистая монополия
• Чистая – рынок, на котором одна фирма создает продукт, не имеющий заменителя, доступ на который закрыт и где монополия может устанавливать цену на свой товар.
Характерные черты чистой монополии:
• понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;
• покупатели не имеют возможности выбора;
• чистый монополист, контролируя весь объем выпуска товаров, в состоянии управлять ценой, изменять ее в любом направлении;
• кривая спроса на продукцию монополиста имеет классический вид и совпадает с кривой рыночного спроса;
• чистая монополия ограждена от конкуренции высокими входными барьерами.
Основные виды рынков
Покупател
и
Продавцы
Много
Несколько
Один
Много
Полиполия
(полная конкуренция)
Олигополия
(несколько продавцов, много покупателей)
Монополия
(один продавец, много покупателей)
Несколько
Олигопсония
(олигопсония спроса)
Билатеральная олигополия
(несколько продавцов и покупателей)
Ограниченная монополия
(один продавец, несколько покупателей)
Один
Монопсония
(монопсония спроса)
Ограниченная монопсония
(несколько продавцов, один покупатель)
Билатеральная монопсония (один продавец и один покупатель)
2. Барьеры для входа в отрасль
Барьеры для входа в отрасль
– это препятствия, которые выдвигаются на пути проникновения в отрасль новых фирм.
• Все барьеры делятся на 2 вида:
естественные,
которые возникают по экономическим причинам (экономия от масштаба производства, контроль над ключевыми ресурсами) и
искусственные,
создаваемые институциональным путем, например, вследствие действий правительства (патенты, лицензии или нечестные действия монополиста).
Доступ в отрасль для всех прочих фирм блокирован.
• Это достигается как административно-правовыми, так и экономическими методами. Например, в качестве барьеров на пути
"чужих" капиталов могут служить:
• патенты, дающие исключительное право одному производителю выпускать данный продукт или применять некоторую технологию;
• государственные лицензии или франшизы, разрешающие данный вид деятельности лишь одной фирме;
• владение редким сырьевым ресурсом.
• В частности, компания De Birs, мировой монополист по производству бриллиантов, владеет большей частью добычи алмазов. В первой половине XX в. Алюминиевая корпорация Америки (АЛКОА) владела или контролировала практически 100% мировых залежей бокситов и благодаря этому являлась до 1940 г. абсолютным монополистом в производстве алюминия;
Барьеры для входа в отрасль
• большая капиталоемкость и экономия масштаба. Некоторые виды производства требуют для их начала крупных первоначальных инвестиций и являются рентабельными только при значительных объемах выпуска продукции. Далеко не каждый потенциальный конкурент располагает такими капиталами и может освоить крупномасштабное производство.
Иногда большие издержки связаны не с самим производством, а со сбытом, с рекламой и пр. Например, производство хлопьев для завтрака вполне по силам и мелким фирмам. Однако они не в состоянии выдержать соревнование в дорогостоящей и масштабной рекламной войне и проигрывают знаменитым на весь мир торговым маркам.
• продукт фирмы/отрасли не имеет близких заменителей и в некотором роде уникален. Бриллианты являются наиболее типичным примером.
3
. Спрос на продукт монополиста. Барьеры для
входа в отрасль
Кривая спроса фирмы/отрасли имеет отрицательный наклон. Исследуя поведение фирмы-монополиста,
сделаем следующие допущения:
• фирма стремится максимизировать прибыль;
• монополист-производитель покупает ресурсы на конкурентных рынках;
• фирма не может проводить ценовую дискриминацию, т.е. всем потребителям продукция фирмы продается по одной и той же цене;
• фирма обладает достаточной информацией, чтобы предсказать реакцию потребителей на изменение цены товара. Другими словами, фирма в состоянии построить кривую спроса на свою продукцию.
Спрос на продукт монополиста. Барьеры для
входа в отрасль
• Зная кривую спроса, монополист может определить, какая комбинация объема выпуска и
цены обеспечит ему максимальную прибыль.
Обратим внимание, что монополист не может назначить какую угодно цену на свой товар.
• Каждому уровню цены на рынке соответствует определенное количество продукта, которое потребители готовы купить в данное время.
Поэтому монополист не так всесилен, как это
иногда представляется.
Если он назначает объем
выпуска,
кривая спроса подскажет ему
предельную цену, которую примет потребитель.
Спрос на продукт монополиста.
Барьеры для входа в отрасль
• Если монополист назначает цену,
он должен
ограничить предложение тем объемом,
которое
ему диктует потребительский спрос.
Поэтому в
условиях монополии фирма должна принять
одновременное решение по объему выпуска и
цене, т.е. выбрать некоторую их комбинацию, исходя из особенностей кривой спроса.
• Таким образом, у монополиста нет своей кривой
предложения, независимой от кривой спроса на
его продукцию.
Фирма выбирает лишь одну точку
на кривой спроса, в которой ей надлежит быть.
4. Спрос на продукт монополиста. Предельный доход
монополиста
Для монополиста увеличение объема выпуска на одну единицу означает необходимость снижения цены, если он хочет, чтобы потребители были готовы купить всю произведенную продукцию.
Поскольку цена понижается не только на дополнительную единицу продукта, но и на каждую единицу выпуска, общая выручка от продажи (TR = Р X Q) будет прирастать во все убывающей пропорции.
Предельный доход монополиста
в отличие от конкурентной фирмы не равен цене продукта и не постоянен по величине.
Для всех объемов выпуска, кроме первой единицы продукта, предельный доход монополиста меньше цены продукта и убывает по мере роста объемов производства.
Кривая предельного дохода представляет собой нисходящую линию с отрицательным уклоном, расположенную ниже кривой спроса
• Предельный доход
непосредственно зависит
от
эластичности спроса.
Когда спрос эластичен, увеличение выпуска повышает совокупную выручку и предельный доход положителен.
• При
неэластичном спросе
увеличение объема выпуска сокращает совокупную выручку, и предельный доход отрицательный.
• Если спрос имеет
единичную эластичность
по цене, увеличение величины спроса полностью компенсируется снижением цены. Совокупная выручка при этом не меняет своей величины, а предельный доход равен нулю.
Единичная эластичность спроса
Единичная эластичность
спроса
(Unitary-elastic
demand)
— это спрос, в результате которого процентное сокращение в цене толкает такое процентное увеличение количества спрашиваемого товара, что получаемый
общий доход
остается на неизменном уровне, либо такое сокращение количества спрашиваемого товара в ответ на рост цены, что доход остается прежним
P*Q = Q*P