Файл: Лекции Для усвоения материала лекции необходимо обратить особое внимание на вопросы Понятие и виды монополии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• Можно отметить, что
монополист
всегда
оперирует только на эластичном участке
спроса. Объем его производства никогда не выйдет за пределы, при которых спрос становится неэластичным, поскольку иначе его совокупный доход будет падать.
Максимизируется совокупный доход
(выручка) при таком объеме производства, когда предельный доход равен нулю, т.е.
когда последняя произведенная единица
продукта уже не может ничего добавить к
общей выручке.

5. Максимизации прибыли монопольными
фирмами в краткосрочном периоде
Фирма-монополист, как и любая фирма, имеют цель –
максимизация прибыли.
Она наращивает объем выпуска до тех пор, пока не случится, что MC = MR . Проследим это графически.

Объем выпуска, максимизирующий прибыль монополиста,
определяется точкой пересечения кривых
MR
и
MC.
После того, как найден оптимум Q m , фирма использует кривую спроса для нахождения монопольной цены P m .
Таким образом, условие равновесия монопольной фирмы:

6. Долгосрочное монопольное равновесие
Фирма-монополист обеспечит равновесие в
долгосрочном периоде только в том случае,
если она сможет удержать контролируемую
ею отрасль от проникновения в нее иных
фирм.
• Долгосрочное равновесие достигается при таком уровне выпуска, когда
MC=MR.
Равновесная цена будет равна высоте кривой долгосрочного спроса в этой точке. В такой ситуации фирма - безубыточна. В противном случае она покидает рынок, будучи не в состоянии компенсировать свои
LRAC.

Долгосрочное монопольное равновесие
Равновесие в условиях монополии
может
достигаться как при условии выпуска ниже
минимума кривой долгосрочных средних
издержек, так и при выпуске, превосходящем
минимум.
• Независимо от величины долгосрочного равновесного выпуска, монополист определяет размер фирмы, который соответствует этому объему производства. Начиная с точки долгосрочного равновесия,
монополист может
временно увеличить прибыль, повышая цены и
сокращая объемы производства.
Потребители реагируют на это падением спроса.

Долгосрочное монопольное равновесие
Прибыль монополиста при более высоких ценах может
оказаться меньше, чем при исходной цене долгосрочного
равновесия.
В положении равновесия на монополизированном рынке
исключаются наличие дефицита и перепроизводства.
• Рынок будет сбалансирован. Однако не следует думать, что на рассматриваемом рынке не могут возникнуть указанные явления. Неравновесное положение может быть вызвано непредвиденными изменениями в спросе.
Монополист вынужден в таких случаях балансировать рынок:
ликвидировать перепроизводство путем сокращения объема
выпускаемой продукции и (или) снижения цены;
преодолевать дефицит путем повышения цены и (или)
увеличения объема производства.


7. Социальные издержки монопольной власти
На конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, а монопольная власть предполагает, что цена превышает
предельные издержки.
Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, нам следует ожидать ухудшения благосостояния потребителей и увеличения благосостояния фирм.
Улучшает или ухудшает монопольная власть
благосостояние общества в целом?
Мы можем ответить на этот вопрос,
сравнивая излишек
потребителей и производителей в условиях конкурентного
и монополизированного рынков
(мы предполагаем, что у производителей на рынке свободной конкуренции и у монополиста одинаковые кривые издержек).

Следующий рисунок показывает
кривые среднего и
предельного доходов
и
кривую предельных издержек
монополиста.
Чтобы максимизировать прибыль, фирма осуществляет такой объем производства, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена
и объем производства обозначены как
Р
m
и
Q
m
.
На конкурентном рынке цена должна равняться предельным издержкам и конкурентные цена
Р
с
и количество продукции
Q
c
должны находиться на пересечении кривой среднего дохода (совпадающей с кривой спроса) и кривой предельных издержек.
Теперь посмотрим, как меняется излишек, если мы перемещаемся с равновесных цены
Р
с
и количества
Q
c
к монопольным цене
Р
m
и количеству продукции
Q
m
.

Графическое изображение убытков от монопольной власти

При
монополии
цена выше и потребители покупают меньше
продукции.
• Из - за более высокой цены те потребители, которые покупают товар, теряют часть излишка, показанную прямоугольником А. Те потребители, которые не могут купить товар по цене Р
m
, но купили бы его по цене Р
c
, также теряют излишек в размере площади треугольника В. Следовательно, совокупная потеря потребительского излишка составляет А + В.
• Производитель, однако, получает прибыль, обозначенную прямоугольником А, продавая товар по более высокой цене, но теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от продажи (Q
c
- Q
m
) по цене Р
с
. Общая прибыль производителя, следовательно, составит А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, мы получим чистые убытки, равные В + С.
Это полные чистые убытки от монопольной власти.
Даже если прибыли монополиста были обложены налогом и перераспределены в пользу потребителей продукта, эффективность не будет достигнута, потому что объем производства будет ниже, чем в условиях свободной конкуренции.
Общие чистые убытки
- это общественные издержки такой неэффективности.


• Могут возникнуть и дополнительные общественные издержки монопольной власти, которые превышают полные чистые убытки в треугольниках В и С.
Фирма может затратить огромные средства с общественных
позиций непродуктивно, чтобы получить, удержать и
использовать монопольную власть.
• Это может быть связано с расходами на рекламу, созданием своего "лобби" и юридическими попытками избежать правительственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства.
• Это может выражаться также в создании неиспользуемых дополнительных производственных мощностей, с тем чтобы убедить потенциальных конкурентов оставить попытки проникновения на монопольный рынок.
• Экономический стимул этих издержек непосредственно связан с прибылью фирмы в результате получения монопольной власти
(т. е. прямоугольник А минус треугольник С).
Следовательно, чем большая часть излишка переходит от
потребителей к монополисту (прямоугольник А), тем больше
общественные издержки монополии.

8. Монополистические объединения в условиях рынка и
проблема их регулирования
• Монополия
- термин происходит от двух греческих слов:
«моно» - один, «полео» - продаю. Что означает -
«единовластие».
• Впоследствии этот термин стал применяться для обозначения единовластия в сфере производства, единовластия на рынке.
• История свидетельствует, что массовое возникновение
монополии началось в конце последней четверти XIX
века под влиянием НТР, концентрации и
централизации капитала. Появились монополистические объединения как в сфере производства, так и в сфере товарно-денежного обращения: картели, синдикаты, консорциумы, корпорации, концерны.

В экономической теории все монополии классифицируются по характеру и причинам их возникновения, времени действия и степени охвата рынка.
Искусственные монополии
- это договорные (кратковременные или долговременные) соглашения по монополизации рынка.
Картель
- временное соглашение (союз) по рынкам сбыта, найму рабочей силы, одинаковых процентных ставок по вкладам и т. п.
синдикат или
консорциум -
временное соглашение (союз) по реализации товаров и закупкам сырья, по учреждению крупных акционерных компаний, по проведению выгодной банковской операции, размещению государственных займов и т. п.
Организационные монополии:
трест или корпорация
- акционерное общество. Последовательность превращения: акционерное общество, корпорация, которая в последствии в процессе производства реорганизуется в трест.
концерн - сложная форма монополистического объединения в сфере производства во главе с контролирующей головной компанией с контрольным пакетом акций.


• В практике рыночной экономики к модели рынка «чистой монополии» относятся естественные монополии.
Естественные монополии
- это предприятия сферы услуг, производящие и поставляющие населению тепловую энергию, газ, электричество, предприятия водоснабжения, связи, телевидения, железнодорожного и воздушного транспорта. В мировой практике все рынки естественных монополий подлежат государственному регулированию.
При монополии нет соперников.
Монополистическая структура производства возникает в том случае, когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного продукта. Даже небольшое предприятие может быть монополистом, если его доля в производстве того или иного товара высока.
• Крупная корпорация может не занимать монопольного положения, если ее рыночная мощь уравновешивается другими произ- водителями. Монополизмом называют и тип экономических отно- шений, при котором отдельные хозяйственные субъекты могут на- вязывать собственные интересы контрагентам и обществу в целом, игнорируя их действительные потребности.

Создание условий и поддержание конкуренции
является заботой государственных антимонопольных органов, наблюдающих за состоянием рынка. Важную роль в создании конкурентной среды играют мелкие и средние предприятия, свобода предприниматель- ской деятельности.
В условиях рынка для регулирования монопольной власти является
антимонопольное законодательство.
Так, например, в
Республике Казахстан действует закон «О естественных монополиях от 9 июля 1998 года, в июне 1999 года принят закон «О недобросовестной конкуренции» и наконец в январе 2001 года принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности».
В США первый антимонопольный закон был принят конгрессом США в 1890 году, который был назван
«Законом Шермана» по имени автора, разработавшего этот антимонопольный закон.
Цель данного законодательства
- регулирование деятельности естественных монополий, запрещение любых соглашений между собой о ценах, разделе рынков, устранении конкурентов, которые ведут к ослаблению конкуренции и усилению положения монополий.

Спасибо за внимание!