Файл: Специфика национальных проектов россии 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Национальные проекты крайне важны для наших граждан. Они должны вести к повышению благополучия российских семей, менять к лучшему городскую среду, социальную сферу, создавать новые возможности для бизнеса.

При этом принципиальное значение имеет оценка самими гражданами тех перемен, которые несут национальные проекты, и  здесь не всё так гладко, как бы хотелось. Проблемы, к сожалению, сохраняются. Задача каждого национального проекта не в том, чтобы просто построить, сдать в эксплуатацию или отремонтировать какой-либо объект, – нужно добиться того, чтобы с помощью нацпроектов на деле решались самые чувствительные проблемы людей. В этом и заключается главный критерий эффективности нашей общей работы.

Как на федеральном уровне, так и в регионах, на местах нужна каждодневная вовлечённость всех участников национальных проектов в работу, максимальная ответственность и полная отдача сил. Необходимо постоянно отслеживать продвижение национальных проектов, анализировать узкие места или отставания, чтобы принимать дополнительные решения исходя из объективной картины, с учётом возникающих проблем и трудностей.

Так, в этом году серьёзным вызовом для реализации нацпроектов стал рост цен. Он охватил широкую номенклатуру товаров, в том числе строительные материалы. В условиях изменившейся ценовой конъюнктуры губернаторы, руководители регионов всё чаще сообщают о несостоявшихся конкурсах, о задержках строительства, о проблемах с подрядчиками.

Такие риски необходимо снизить до минимума, а лучше, конечно, свести их к нулю. Все работы и объекты, запланированные в рамках национальных проектов, должны быть реализованы.И речь идёт не о суммах выделенных и освоенных средств, а о построенных садах, школах и объектах инфраструктуры, отремонтированных больницах и ФАПах, ликвидированных свалках и так далее.

Правительству нужно подготовить чёткий алгоритм действий по объектам, которые строятся на федеральном уровне и региональном уровне. Все участники этой работы должны понимать, какие действия им необходимо совершить, как этот процесс будет обеспечен с финансовой точки зрения.

И ещё. В своё время прошли оживлённые дискуссии на тему пропорций Федерации и регионов в общих объёмах финансирования национальных проектов. По их итогам были достигнуты конкретные договорённости, и очень важно, чтобы в текущих непростых условиях эти договорённости строго исполнялись всеми участниками.


Нужно работать, а потом подведём итоги нашему обсуждению, сделаем определённые выводы, наметим ближайшие шаги на следующий год и на более отдалённую перспективу.

Конечно, при всей важности бюджетной дисциплины дело не только в том, насколько интенсивно, планово осваиваются средства – это, как мы понимаем, только инструмент решения задачи, и он, естественно, должен работать хорошо. Но главное, – и вновь это подчеркну, – какие получены результаты, насколько они конкретны, понятны и видны людям, какой эффект дают для развития регионов и всех территорий страны.

И такие результаты – это приятно отметить – есть.

Есть и недоработки. На панельной дискуссии «Редакторский час: как усилить звучание национальных проектов в региональной прессе», состоявшейся на базе Политехнического университета в рамках XVII Форума СМИ Северо-Запада, представители власти и журналистского сообщества обсудили форматы сотрудничества, при которых тема нацпроектов освещалась бы наиболее эффективно.

Среди участников встречи были главный редактор информагентства ТАСС Михаил Петровзаместитель директора департамента проектной деятельности правительства России Максим Ксензов, вице-губернатор Псковской области Николай Цветков, главный редактор вологодской газеты «Красный Север» Надежда Кузьминская и главный редактор архангельской газеты «Правда Севера» Светлана Лойченко. Модератором дискуссии выступил председатель Ассоциации средств массовой информации Северо-Запада Александр Потехин.
Только 30% населения знает о национальных проектах и связывает с ними происходящие вокруг улучшения, считает вице-губернатор Псковской области Николай Цветков. Проблема в том, что чиновники, занимаясь реализацией нацпроектов, подразумевают «линейное мышление» у граждан, для которых все это делается.

Редактор вологодской газеты «Красный Север» Надежда Кузьминская произнесла серьезную речь, в которой рассказала про сложности понимания сути национальных проектов и коллективную ответственность тех, кто их реализует.

«Черт голову свернет, если начать разбираться в теме нацпроектов. Их структура слишком громоздкая. У нас есть нацпроекты, заявленные на федеральном уровне, есть система региональных национальных проектов, входящих в систему федеральных (и финансирующихся по софинансированию в том числе из федерального бюджета). Также есть проекты партии «Единая Россия» — и по целеполаганию они тоже находятся в парадигме национальных проектов! А еще есть региональные нацпроекты, которые финансируются из региональных бюджетов и поэтому не являются частью федеральных», — описала всю сложность системы Кузьминская.



«Безопасные и качественные дороги»

Одной из ошибок стало то, что забыли пересчитать дороги перед началом реализации проекта, а значит отследить, увеличилась ли доля отремонтированных и на сколько, сейчас нельзя. Остается лишь доверять региональным властям.

Отмечается, что в 7 регионах России доля региональных дорог в хорошем состоянии за прошедшие 2 года снизилась. Например, в Пермском крае - с 61% до 47.9%, в Хабаровском крае – с 59% до 53.7%.

Самое худшее исполнение зафиксировано в Крыму и Приморском крае. Выполнение работ по замене асфальта по стране составляет в среднем 30%. Толком не учитывалась безопасность. Коэффициент сцепления автомобиля с дорожным покрытием, наличие разметки, дорожные знаки, показатели видимости и другие. Важным являлось лишь ровное покрытие.

Вместе с тем, в 2017–2018 годах более трети всех ДТП были связаны с нарушениями требований к транспортно-эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, говорится в документе.

«Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Стратегия развития этой сферы бизнеса утверждена еще в 2016 году. Счетная палата пришла к выводу, что целевые показатели и факты никак не связаны. Так и не создан инструмент кредитования малого бизнеса под фактические 6.5% годовых.

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры

Это один из самых дорогих проектов. Благодаря нему в России должны появиться автомобильные дороги, линии электропередач, морские пути. Из 38 показателей, предусмотренных федеральными программами, только 3 рассчитываются на основе данных, включенных в Федеральный план статистических работ.

Так, грузопоток нельзя увеличить до 80 млн тонн, так как у перевозчиков нет ледокольного флота, а когда он появится – не известно. По «Северному морскому пути» должны перевозить 5 млн тонн нефти с Таймыра, но АО «Нефтегазхолдинг» еще не знает, где есть месторождения нефти.

Также, согласно плану, реконструкция объектов в порту Певек должна закончится в 2020 году, но функционировать порт начнет в 2023 году. С обеспечением электроэнергией другая проблема. Здесь виной всему расплывчивые формулировки, с которыми можно вообще ничего не достигать.


За 9 месяцев 2018 года из 29 имеющихся целевых показателей, достигнут был только один. «Протяженность участков внутренних водных путей, ограничивающих их пропускную способность» – 13,4 тыс. км.

«Культура»

Одной из претензий Счетной палаты стала примитивность поставленных целей. Необходимо было лишь увеличить на 15% число посещений организаций культуры и в 5 раз число обращений к цифровым ресурсам культуры.

Аудиторы отметили, что показатель посещаемости не всегда демонстрирует рост качественных преобразований в сфере культуры и является показателем эффективности деятельности учреждений культуры. Например, рост числа показов спектаклей в 2014 – 2018 гг привел к снижению среднего количества зрителей на каждом спектакле.

«Наука»

Нацпроект должен стать драйвером экономики в будущее. Счетная палата отметила ряд бесполезных показателей. Так, запланированный выход к 2024 году на 5 место в мире по удельному весу в общем числе заявок на получение патента, не означает практического применения патентов.

Нацпроект не прописывает механизм привлечения инвестиций. Запланированный объем внебюджетных средств по проекту «Развитие научной и научно-производственной кооперации» втрое превышает объем финансирования за счет средств федерального бюджета.

Самой большой проблемой является отток молодых ученых из страны. Перспективные специалисты желают строить карьеру в науке не в России.

«Меры по привлечению высококвалифицированных исследователей национальным проектом не предусмотрены» - говорится в отчете

«Образование»

Для оценки детей, посещающих дополнительные занятия, берется нерепрезентативная выборка: оценивается только 0.5% детей. На 2018–2024 годы запланировано выполнение лишь 75% показателей эффективности реализации программ развития ведущих университетов.

Значительного роста расходов на образование в ближайшие пять лет не будет. В 2019 – 2021 годах расходы на образование будут на уровне 2015 – 2017 годов (3.6% ВВП).

«Производительность труда и поддержка занятости»

Россия занимает предпоследнее место в рейтинге стран ОЭСР по производительности труда и примерно в 2 раза отстает от среднего уровня. Нацпроект отличается от состава национальных целей по Основным направлениям деятельности Правительства до 2024 года и по Единому плану. И здесь Счетная палата отметила бесполезность поставленных показателей.


Реализация нацпроекта предполагает увеличение производительности труда. По состоянию на 1 октября 2019 года из 11 запланированных результатов были достигнуты только 6.

«Экология»

Нацпроект считается провальным по всем направлениям. «Национальным проектом не охвачены вопросы, связанные с изменением климата, утилизацией отходов производства, медицинских и биологических отходов, восстановлением качества почв, в том числе загрязненных нефтепродуктами, пестицидами и иными стойкими загрязнителями» - отмечает Счётная палата в самом начале отчета.

К 1 ноября 2019 года 13 из 97 нормативно-правовых актов не были приняты в установленный срок либо приняты после запланированного срока.

Полностью могут быть не выполнены мероприятий по очистке сточных вод, поступающих в Байкал, потому что вовремя не подготовили изменения в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, связанные с программой «Охрана озера Байкал».

Мусорная проблема так и останется проблемой до 2024 года. В нацпроекте не учтены необходимые мероприятия, включая создание условий для вторичной переработки отходов. Нацпроект не может с исправлением ситуации с загрязнением атмосферы.

По итогам 2018 года высокий и очень высокий уровни загрязнения атмосферного воздуха наблюдаются в 46 городах. Нацпроект предусматривает лишь снижение на 22% совокупность объема выбросов.

Сейчас готовятся итоги реализации нацпроектов «Здравоохранение», «Демография», «Жильё и городская среда», «Цифровая экономика», «Международная кооперация и экспорт».

Итог: в нацпроектах не согласованы цели, отсутствуют ключевые показатели, не создана нормативная база и нет ответственности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проштудировав материалы СМИ по вопросу о нацпроектах, действующих на территории нашей страны, я осознала, как много важного и нужного делается в каждом регионе такого большого государства, как Россия. Все эти национальные проекты должны обеспечить прорывы в научно-технологическом и социально-экономическом развитии России, повысить уровень жизни каждого гражданина, а также создать возможности для его самореализации.

Результаты их не заставят нас долго ждать, и в скором времени в стране не останется городов с очень высоким уровнем загрязнения воздуха, а выброс загрязняющих веществ в атмосферу сократится намного. Сбросов загрязняющих веществ в Байкал больше не будет. Вырубленные леса восстановятся, и снизится ущерб от лесных пожаров. Обслуживание дорог будет вестись с использованием новейших технологий и материалов, увеличится продолжительность жизни, увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни и занимающихся физической культурой и спортом, что приведет к снижению. Также предполагается нарастить экспорт медицинских услуг во много раз.