ВУЗ: Московский городской психолого-педагогический университет
Категория: Шпаргалка
Дисциплина: Педагогика
Добавлен: 09.02.2019
Просмотров: 401
Скачиваний: 3
Концепция системного
построения процесса воспитания
( В.А.Караковский,
Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова ) В этой
концепции воспитание рассматривается
как целенаправленное управление
процессом развития личности, подчёркивается,
что управление происходит не личностью
ученика, а процессом его развития. Это
предполагает отказ от лобовых методов,
от лозунгов и призывов, назидательности,
а диалогические методы общения, совместный
поиск истины. развитие через воспитывающие
ситуации, разнообразную творческую
деятельность. Основу содержания
воспитательного процесса составляют
фундаментальные общечеловеческие
ценности. В.А. Караковский выделяет 8
ценностей: Человек, Семья, Труд, Знания,
Культура, Отечество, Земля, Мир, раскрывая
их содержание и значимость в воспитании
высоконравственных потребностей и
поступков учащихся. Эти ценности
предполагают построение гуманистической
системы воспитания в школе. Пути
приобщения учащихся к общечеловеческим
ценностям: 1. Создание комплексной
программы воспитания в учебном
заведении, построенных на этих ценностях.
2. Формирование отдельных целевых
программ учителями, классными
руководителями, воспитателями.
3.Разработка совместно с детьми
своеобразных общественных договоров,
фиксирующих принятия в конкретном
коллективе нормы общения и отношений,
основой которых является общечеловеческие
ценности. Главный механизм воспитания
- это функционирование воспитательной
системы учебного заведения, в рамках
которой происходит всестороннее развитие
учащегося. Воспитательная система школы
- целостный социальный организм,
возникающий в процессе взаимодействия
основных компонентов воспитания ( целей,
субъектов, их деятельности,общения,
отношений, материальной базы) и обладающий
такими интегративными характеристиками,
как образ жизни коллектива, его
психологический климат. Авторы концепции
считают, что для оптимального
функционирования школы недостаточно
использование разнообразных видов и
форм деятельности, но и необходим широкий
спектр деятельности , в котором нужно
выделить какой - то один вид в качестве
основного, систематизирующего, играющего
первостепенную роль. В этом случае школа
формирует неповторимую индивидуальность
общешкольного коллектива.
Основополагающим идеям гуманистической системы воспитания отведена в концепциироль принципов воспитательного процесса. К ним относятся следующие:
а)личностный подход в воспитании: признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью;
уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка; признание их социальных прав и свобод; ориентация на личность воспитуемого как цель, объект, субъект, результат и показатель эффективности воспитания; отношение к воспитаннику как к субъекту собственного развития; опора в воспитательной деятельности на всю совокупность знаний о человеке, на естественный процесс саморазвития формирующейся личности, на знание закономерностей этого процесса;
б) гуманистический подход к построению отношений в воспитательном процессе,ведь только уважительные отношения между педагогами и детьми, терпимость к мнению детей, доброе и внимательное отношение к ним создают психологический комфорт, в котором растущая личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;
в) средовой подход в воспитательной деятельности,
использование возможностей внутренней и внешней среды школы в развитии личности ребенка;
г) дифференцированный подход к воспитанию детей в основе которого лежит отбор содержания, форм и методов воспитательной работы, во-первых, в соответствии с этническими и региональными культурно-историческими, coциально-экономическими и социально-психологическими условиями, во-вторых, в связи с особенностями номинальных и реальных групп, в-третьих, согласно ведущим функциям институтов воспитания, в-четвертых, с учетом уникальной неповторимости участников воспитательного процесса;
д) природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных особенностей yчащихся и реализацию таких положений, как:
— определение возможного для данного пола и возраста учащихся уровня развития личностных свойств, на формирование которых следует ориентироваться;
— опора в их формировании на мотивы и потребности учащихся конкретного пола и возраста;
— преодоление противоречий, характерных для данного возраста и проявляющихся в социальной ситуации развития и в ведущем виде деятельности школьника;
— изучение и воспитание индивидуально-личностных свойств учащегося в общей структуре возрастно-половых проявлений;
— построение психолого-педагогической диагностики, коррекции поведения с учетом принятой в науке периодизации возрастов;
— обеспечение взаимосвязи психолого-педагогической диагностики, консультации и коррекции; -
е)культуросообразность воспитания, т.е. опора в воспитательном процессе на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, привычки;