Файл: Спп с несколькими придаточными. Однородное подчинение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок русского языка в 9 классе.

Тема: СПП с несколькими придаточными. Однородное подчинение.

Цель: углубление понятия об СПП с несколькими придаточными; формирование навыков конструирования и расстановки знаков препинания в СПП с однородным подчинением;

2. развивать умение определять способы подчинения, строить схемы СПП с несколькими придаточными, расставлять знаки препинания;

3. воспитывать уважение к мнению товарища при работе в парах.

Тип урока: совершенствование знаний и способов деятельности; изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.

Методы: наглядный, словесный, поисковый.

Основные понятия темы: СПП с несколькими придаточными; параллельное подчинение, последовательное подчинение, однородное подчинение; знаки препинания в СПП с однородным подчинением.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, доска.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

Задача: психологически настроить детей на урок.

Приветствие, проверка готовности к уроку, организация внимания.

  1. Актуализация субъективного опыта учащихся.

Задача: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия, актуализировать субъективный опыт учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Откройте тетради, запишите число.

- Сегодня мы продолжим работу над таким явлением, как СПП с несколькими придаточными. Особое внимание уделим на уроке СПП с однородным подчинением.

- Изучение этой темы тем более важно, что задания по синтаксису сложного предложения включены в ЕГЭ, где нужно применить не только синтаксические навыки определения вида сложных предложений, но и пунктуационные навыки расстановки знаков препинания.

Проведем цифровой диктант.

Задача: Вспомним сведения о сложном предложении и его видах. Я буду диктовать вам утверждения, которые могут быть правильными (1) или ошибочными (0).

Цифровой диктант.

1) Союзы что, если, где – подчинительные?

2) Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей?


3) Сделано все, чтобы я жил спокойно. В этом предложении первая часть – придаточное предложение?

4) Обоз тронулся с места, когда садилось солнце. Это СПП с придаточным времени?

5) Части в СПП могут быть соединены союзами и союзными словами?

6) Союзные слова не являются членами предложения?

7) При последовательном подчинении второе придаточное относится к первому придаточному?

8) При параллельном подчинении придаточные относятся к одному слову в главном?

9) При однородном подчинении придаточные однотипны?

10) В СПП с несколькими придаточными может быть несколько видов подчинения?

- Проверка: 1 0 0 1 1 0 1 0 1 1 (см. ключ на доске).

Задача: Определить способы связи придаточных предложений в составе СПП.

1.Очевидно было, чтоСавельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упрёком и подозрением. (Однородное подчинение).

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросилось бежать множество женщин и детей. (Параллельное подчинение).

3. Была ночь, когда я вышел на улицу из дома, где в кругу близких читал свой рассказ.(Последовательное).

Давайте повторим способы связи придаточных предложений! (таблица).

3. Изучение нового материала.

Задача: обеспечить восприятие, осмысление и запоминание учащимися материала об СПП с однородным подчинением и знаками препинания в нем.

- Мы знаем, что наиболее типичной для СПП является форма с одним придаточным. Однако в русском языке, особенно в стилях письменной речи и в языке художественной литературы, часто встречаются и более сложные по своей форме предложения, состоящие из нескольких частей. В том числе и СПП с однородным подчинением.

- Расскажите об особенностях СПП с однородным подчинением. Почему оно называется однородным? (относится к одному слову или всему главному предложению, отвечает на один вопрос и является однотипным).

- Сейчас мы с вами более подробно рассмотрим, как могут быть связаны однородные придаточные предложения и какие знаки в них ставятся.

- Предлагаю вам работу в парах. Каждой паре предлагается карточка с заданием и карточка-консультант

, которая поможет вам сделать вывод о постановке знаков препинания в СПП с однородным подчинением (смотри карточки с заданиями).

- Учащиеся делают анализ предложения, записывают его в тетрадь и делают вывод о средствах связи и пунктуации в СПП с однородным подчинением.

1) Я пробирался туда, где гуще зелень, где смолистее запах деревьев.

- Запятая между однородными придаточными со значением перечисления ставится так же, как и между однородными членами предложения с бессоюзной связью.

2) Очевидно было, что Савельич передо мною был прав и что я напрасно оскорбил его упреком и подозрением.

- Если однородные придаточные связаны одиночным соединительным союзом И, ДА=И, то запятая перед ним не ставится.

3) Он решительно заявил, что мы должны немедленно убраться из дома или что он вызовет полицию.

- Если однородные придаточные связаны одиночным разделительным союзом ИЛИ, ЛИБО, запятая перед ним не ставится.

4) Находясь в госпитале, он вспомнил, как фашисты напали на них внезапно, и как они оказались в окружении, и как отряду удалось пробиться к своим.

- Если однородные придаточные связаны повторяющимися соединительными или разделительными союзами, запятая перед ними ставится.

5) Я люблю леса и когда они весело шелестят при летнем ветерке, и когда они заснеженные, и когда они спокойно спят под холодным светом луны.

- Запятая не ставится между главным и первым придаточным предложением, если однородные придаточные присоединены повторяющимся союзом И.

6) Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски, расстояния; когда еще дневной свет путается, неразрывно сцепившись, с ночным.

- Если однородные придаточные предложения сильно распространены, особенно когда внутри них имеются запятые, то между ними вместо запятой ставится точка с запятой.

7) Видел Егорушка, как мало-помалу темнело небо и засветились одна за другой звезды.

- Если однородные придаточные прикрепляются к главному одним и тем же союзом, то союз может опускаться (но его можно восстановить).

5. Закрепление новых знаний.

Задача: закрепить полученные знания об СПП с однородным подчинением посредством применения их по образцу.

Тест.


  1. Укажите количество знаков препинания:

Только теперь увидел что совсем рассвело что у синего подножия утеса качаются белые полосы тумана что камни на берегу стали сизоватыми.

А) одна запятая;

Б) три запятые;

В) две запятые.

2) Найдите предложение с однородными придаточными, соединенными союзом И, перед которым ставится запятая:

А) И пока садилось солнце и пока сырой туман окутывал луг мы все шли к обещанному проводником зимовью.

Б) Все знали что приехала барыня и что она теперь в детской.

3) Определите вид подчинения в предложении:

Мы отправились в поход, когда кончился дождь, выглянуло солнце, запели птицы.

А) Однородное.

Б) Последовательное.

В) Параллельное.

4. Укажите количество знаков препинания в предложении:

В тишине отчетливо послышалось как простонал человек и как захрустел наст под ногами медведя которого гул и трест выгнали из леса.

А) одна запятая;

Б) три запятые;

В) две запятые.

5. Укажите, ставится ли запятая перед соединительными союзами И в предложении (знаки не расставлены):

Кучер Трофим сказал моему отцу что дорога стала тяжела и что нам не доехать засветло до деревни и что мы запоздаем.

А) не ставится в обоих случаях;

Б) ставится перед первым союзом И;

В) ставится перед обоими союзами И.

-Взаимопроверка: 1.Б 2.А. 3.А 4.В 5.В.

- Какие ошибки были допущены? Почему?

2. Творческая работа. По данным схемам составить предложения, определите тип подчинения. Задача: развитие речи обучающихся, умения конструировать предложения по схемам.

1). [ ], (как…), (как…), (как…).

2). [ ], (когда…), (чтобы…).

3). (Когда…), [ ], (…которого…).

4). [ ], (что…), (которые…).

5). (Когда…), [ ], (хотя…).

6. Рефлексия.

Задача: выявить качество усвоения знаний об СПП с однородными придаточными и общие умения учащихся.

- Что нового мы узнали о строении и пунктуации в СПП с однородным подчинением?

- Как могут быть связаны однородные придаточные?

- Какие знаки препинания при этом ставятся?


1. Сегодня на уроке я узнала…

2. Самым трудным для меня было…

3. Я не поняла…

4. Я научилась…

7. Информация о домашнем задании.

Задача: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

- выписать из произведений художественной литературы 10 предложений с однородным подчинением, сделать их пунктуационный разбор; выучить правила.

8. Подведение итогов урока.

Задача: дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся на уроке.

- Выставление оценок.

Спасибо за урок.