Файл: Вторая война Рима с Карфагеном (218201 гг до н э.).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Класс -5 ,история
Дата_________
Тема: Вторая война Рима с Карфагеном (218-201 гг. до н.э.)
Тип урока: изучение нового материала.
Цели:
-
познакомиться с основными событиями и итогами Пунических войн -
выяснить причины , ход военных событий -
учиться рассуждать, сравнивать, делать выводы.
Оборудование: учебник, карта, атласы,иллюстрации.
Ход урока:
-
Организационный момент -
Актуализация знаний.
- В каком году установлена республика в Риме? (509 г до н.э.)
- Кто такие патриции и плебеи?
- Сколько лет понадобилось для того, чтобы плебеи стали полноправными гражданами Рима? (200)
- Какую роль играл Сенат? ( ведал казной, разрабатывал план ведения войны, вел переговоры с другими государствами)
- Расскажите о римском войске. ( легионеры, вооружение)
-
Изучение нового материала.
План:
1.Войска Ганнибала вторгаются в Италию.
2. Битва при Каннах.
3. Окончание войны.
1.После того, как римляне подчинили Италию, они ставили готовиться к захвату плодородного острова Сицилия. Их попыткам захватить этот остров воспротивился город Карфаген.
- В начале нашей работы предлагаю рассмотреть карту и, проанализировав ее, ответь на вопросы.
Перед вами большое море.
-Как оно называется?
Это Средиземное море, молодецы, правильно!
Страны, расположенные вокруг этого моря, называются средиземноморскими.
Учитель прикладывает указку плашмя к карте.
Я делю Средиземное море примерно пополам. Всё, что расположено слева от указки, т.е. западная сторона называется Западным Средиземноморьем, а то, что расположено справа, т.е. восточная сторона – Восточным Средиземноморьем.
Глядя на карту, можно определить явного лидера положения в Средиземноморье? ( -Карфаген и Рим)
Оба государства, Рим и Карфаген, начали войну за обладание новыми территориями на побережье Западного Средиземноморья.
Это были неравные войны. Карфаген имел большой военный флот, а римлян его не было. Зато у римлян была большая армия, состоявшая из граждан государства, а Карфаген располагал небольшой армией из наёмников (греков, африканцев, испанцев).
-Какие территории принадлежали данным державам? (Север Африки и Пиренейский полуостров – Карфагену, Аппенинский полуостров и крупные острова – Риму)
- Давайте вспомним, как эти государства увеличивали свою территорию? И что являлось причинами этих захватов?
(Дети из изученного ранее о финикийских колониях и завоевании Римом Италии строят свои ответы)
-Какой военный потенциал имели эти страны? (Карфаген – флот, Рим – опыт ведения войны)
-Какой вывод можно сделать, учитывая выше сказанное? ( Рим и Карфаген – соперники)
- Именно соперничество этих мощных держав становится темой нашего урока. Предложите формулировку темы.(Дети предлагают и записывают тему в тетрадь).
-Исходя из названия темы, можете ли вы предположить, о чем пойдет речь на уроке? (- О войне)
Где находится этот город Карфаген ?( В Северной Африке)
Карфаген – могучая держава Западного Средиземноморья. Некогда основанная финикийцами колония находилась на пересечении главных морских путей. Кроме того Карфаген имел обширные земли в Северной Африке, он владел частью Испании и островами в Средиземном море. Являлся центром обмена ремесленных изделий. Карфагеняне вывозили для продажи пурпур, слоновую кость, рабов, страусовое перо, золотой песок, а из Испании привозили серебро и солёную рыбу, из Сардинии – хлеб, из Сицилии – оливковое масло, греческие художественные изделия, из Египта – керамику и ковры. Карфагеняне имели большую армию. Которая состояла из наёмников и сильный военный флот, в котором было много пентер– больших быстроходных кораблей с пятью рядами вёсел с каждой стороны.
Постановка цели задачи урока.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника на с. 227, глава 12 и беседа по прочитанному.
-Какую территорию сумел захватить Рим? (- Сицилию)
-Могло ли это завоевание устроить Карфаген? (-Нет)
- Давай те попытаемся предположить цель нашего урока и поставить задачи этого урока.
( Дети предлагают варианты задач на урок, учитель акцентирует внимание на более точных из них)
«Начав первую войну с Карфагеном, римляне не имели боевых кораблей. Вскоре они поняли, что без военного флота им не победить. Тогда застучали топоры на верфях Италии. А на берегу установили скамьи с веслами, На них посадили будущих гребцов, из которых мало кто умел грести. Командиры с утра до ночи учили новичков одновременно поднимать и опускать весла. Ровно через год флот был спущен на воду. На носах кораблей установили «Вороны» - перекидные мостики с крючьями на концах.
Карфагенский флот смело двинулся навстречу неприятелю. Когда же суда сблизились, римляне зацепили «вороны» за борта вражеских кораблей. Вперед ринулась римская пехота, одержавшая победу. В Риме в честь победы воздвигли колонну, украшенную рострами – носами захваченных кораблей.»
Риму удалось выиграть первую войну с Карфагеном и завладеть Сицилией.
Другой частью острова Сицилия владел Рим. Здесь и столкнулись интересы двух держав. И Рим, и Карфаген стремились захватить богатый остров. Так как римляне называли карфагенян пунийцами, то и войны между Римом и Карфагеном получили название « Пунические»
- Первая Пуническая война ( 264-241 гг. до н.э.)
Причина: желание Рима и Карфагена захватить остров Сицилию
Итоги:
1) Карфаген проиграл войну
2) Карфаген потерял свои владения в Сицилии и Сардинии
3) Карфаген должен выплачивать большую контрибуции.
- Как вы считаете, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген?
Для Карфагена и Рима эта война носит характер соперничества, поэтому среди их правителей талантливые полководцы. Таким патриотом был Ганнибал, не желавший допустить захвата свой страны Римом.
Не дожидаясь нападения римлян , молодой и талантливый карфагенский полководец Ганнибал первым нанёс удар.
С детских лет Ганнибал готовился к войне с римлянами. Когда ему было 9 лет. Отец его, отправляясь в поход, спросил: « Хочешь ли ты поехать со мной в Испанию? Девятилетний мальчик охотно согласился. Тогда Гемилькар подвёл сына к жертвеннику. « Протяни руку над жертвенником, - сказал его отец,- и повторяй за мной.» И мальчик произнес вслед за ним: « Клянусь, что я никогда не буду другом римлян и сделаю им столько зла, сколько смогу. Ганнибал до самой смерти был верен своему слову.
Ганнибал был образованным человеком. Римляне говорили, что он хитёр и коварен. Они никогда не смогли проникнуть в его планы. Ганнибал умел применять на войне неожиданные ловушки и хитрости. Он знал греческую литературу и науку, изучал походы Александра Македонского, владел многими языками.Ганнибал одинаково терпеливо переносил жару и холод, меру еды и питья определял природной потребностью, а не удовольствием, выбирал время для бодрствования и сна, не отличая дня от ночи. Многие часто видели, как он, завернувшись в военный плащ
, спал на земле, среди воинов, стоявших на посту и в караулах. Он далеко опережал всадников и пехотинцев, первым вступал в бой, последним покидал сражение.
- Его армия насчитывала 80 тыс. пехотинцев, 10 тыс. всадников, 40 боевых слонов.
- Какое впечатление вызывают слова Ганнибала? Какими чертами характера обладал полководец? (Дети предполагают характера)
- Какие из них являются достойными и почему? (Дети приводят доказательства)
- Но вместе с этими высокими достоинствами обладал он и ужасными пороками. Его жестокость доходила до бесчеловечности. Он не знал ни правды, ни добродетели, не боялся богов, не соблюдал клятвы, не уважал святынь. И ничто не могло быть препятствием для плана Ганнибала и выбора его стратегии. Именно он и стал предводителем нового наемного войска пунов во второй войне. Предположите, в чём сильные и слабые стороны наёмного войска? (+ - профессиональная подготовка, опыт; - - отсутствие патриотических качеств воина)
- Правители каких стран нанимали к себе на службу чужестранцев? (Египта, Ассирии и др.)
Работа с картой на с. 228.
- Рассмотрите карту и определите, какое направление он выбрал для нападения? (Выступил с северного направления).
- Какое преимущество давал этот маневр? (Римляне не могли предположить это направление, поэтому не ожидали)
II Пуническая война
Причины:
1) Карфаген хотел вернуть потерянные владения и былое морское могущество в Западном Средиземноморье
2) стремление к господству Рима в Западном Средиземноморье.
Выйдя из Испании в 218 г. до н.э. во главе отборного войска, он подошёл через пять месяцев к Альпам. Его войско ужаснулось, когда они увидели горы. Хороших дорог не было, на перевалах лежал снег. Целых 15 суток войско карабкалось вверх, потом спускалось вниз. Дул пронизывающий ветер, с неба падали хлопья снега, дорог не было.Люди, животные срывались вниз. Но Ганнибал не щадил никого. Он хотел как можно скорее покинуть эти горы. Ведь здесь было холодно даже летом, а сейчас стоял сентябрь. Он давал им несколько часов для сна, а потом снова двигались в путь. На привале оставалось только обмороженные трупы людей и животных. Когда Ганнибал перешёл Альпы, то он потерял более половины своих воинов Карфагенское войско переправилось через Альпы и оказалось в долине реки По..
- Когда они оказались в долине реки По, то Ганнибал встретил там племена галлов. ОН объявил им:
« Мы воюем только с римлянами, остальные народы – наши друзья!»
Галлы ненавидели римлян, поэтому они всячески помогали Ганнибалу.
-В чем нуждалось войско Ганнибала после тяжелого перехода через Альпы? И чем могли помочь Галлы?
Галлы давали фураж, лошадей и своих воинов.
Там же дал римлянам сражение. Каковы причины этой победы? Ответить на этот вопрос вам поможет текст на с.218, верхние 2 абзаца.
- Впереди было серьёзное сражение при Каннах в 216 г. до н.э. Как оно происходило и чем закончилось, вы узнаете в работе с интерактивной картой.
Работа с интерактивной картой.
-Постарайтесь определить исход сражения при Каннах в 216 г. До н.э. и выявить причины такого итога? (Ганнибал выиграл) (Дети называют причины победы ганнибалова войска в том, что в армии римлян среди консулов не было единства, и Ганнибал тщательно продумал тактику ведения боя)
- Что сыграло на пользу Ганнибалу? (Широкая равнина, давшая возможность коннице застигнуть римлян врасплох).
- Кроме местности и хорошо подготовленной конницы сыграло важную роль? (Воодушевление первыми победами)
Окончания войны.
Задание: из рассказа учителя определите причины поражения армии Ганнибала.
Казалось бы, после такой победы Ганнибала Рим должен был бы пасть, но римские военачальники сменили тактику: они перешли к изматыванию противника, не ввязываясь в большие сражения. Войско Ганнибала редело. Местные жители перестали его поддерживать, так как войны Ганнибала грабили захваченные территории. Полководец Сципион предложил высадиться в Карфагене и начать там боевые действия. Это заставило Ганнибала вернуться назад. В 202 г. до н.э. близ города Зама, к югу от Карфагена, армия Ганнибала была разбита. Могущество соперника Рима было сломлено. Рим стал хозяйничать в западном Средиземноморье.
Работа с текстом на с. 231.
Итоги:
1) Карфаген лишился своих владений за пределами Африки;
2) лишился военного флота;
3) должен был выплачивать Риму большую сумму денег.
Рефлексия.
Дети должны найти в тексте 4-5 причин победы Рима над Карфагеном.
После фронтальная проверка, а свой ответ дети начинают словами «Я считаю, что …»
-Как вы считаете, можно эти сведения считать решением проблемы урока? Почему? (Мы узнали, благодаря чему Рим мог одержать победу в борьбе с таким сильным противником как Карфаген)
- Какое значение имело эта война для обеих сторон? (Карфаген в этой войне потерпел поражение, от которого он уже никогда не оправится, превратится во второстепенную страну, Рим увеличил территорию своего господства)