Файл: Характеристика природоведческого и экологического содержания современных программ для учреждений дошкольного образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УСР по теме «Характеристика природоведческого и экологического содержания современных программ для учреждений дошкольного образования»
Подготовила:
Название программы | Автор/ авторский коллектив | Представленность экологического образования/воспитания в программе (разделы, направления, области и др.) | Цель, задачи экологического образования/ воспитания | Содержание экологического образования/ воспитания | Рекомендуемые методы и формы работы с детьми |
От рождения до школы | Н.Е. Веракса — доктор психологических наук, профессор, почетный профессор Гётеборгского университета; Т.С. Комарова — доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, академик Международной академии наук педагогического образования; Э.М. Дорофеева. | Цели и задачи для экологического воспитания расположены в разделе «познавательная область» | Познавательная — сформировать элементарные представления о мире природы, как целостной экосистеме. Усовершенствовать такие познавательные навыки, как наблюдение, выдвижение гипотезы, описание причинно-следственных связей, обоснование, экспериментальная проверка своих предположений. Воспитательная — заложить основы здорового отношения к объектам живой и неживой природы, подвести к осознанию необходимости бережного отношения к своему родному краю. | Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.По | Познавательные игры, дискуссии, создание ситуаций успеха, разъяснение, поощрение и порицания |
Развитие | НОУ учебный центр им. А. А. Венгера «развитие» | «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» Образовательная область «Речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие» | Развитие общих способностей, рассматриваемых в качестве одной из основных единиц психического развития ребенка. | Программа направлена на развитие общих способностей (познавательных, коммуникативных и регуляторных) у детей в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе коммуникации с взрослыми и детьми. | работу с детьми предлагается проводить в специально организуемых образовательных ситуациях, так и в ситуациях естественной жизни, бытовые, организационные моменты. |
Истоки | Алиева Т. И., Антонова Т. В., Арнаутова Е. | Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание педагогической работы. | Программа ориентирована на развитие интереса к получению знаний о явлениях природы (подраздел «Природа и ребёнок»). В тематическом плане в | Формирование представления о природе ближайшего окружения, ее особенностях | В современных условиях, когда возможности детей для общения с природой крайне ограничены, очень важно создать в здании и на территории детского сада (там, где это возможно) варианты среды для такого общения и исследовательской Условия реализации программы 161 деятельности дошкольников: уголки природы, мини-лаборатории, разнообразные мини-музеи, экологические комнаты, зимние сады, экологические тропинки основном представлен животный мир, мир растений фактически отсутствует.. |
Детство | О. В. Акулова, Т. И. Бабаева, Т. А. Березина, А. М. Вербенец, А. Г. Гогоберидзе, Т. С. Грядкина, В. А. Деркунская, Т. А. Ивченко, Н. О. Никонова, Л. К. Ничипоренко, В. А. Новицкая, З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Л. С. Римашевская, О. В. Солнцева, О. Н. Сомкова, Р. И. Яфизова. | Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы — «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру | Программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру. — определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе и по каждой из образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»; | Содержание программы «Детство» человекоориентированно и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова). | Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и в соответствующих возрасту видах деятельности; — создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Познавательные игры, занятия, органичное вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой; |
Вдохновение | С.Н. Бондарева, А.И. Буренина, В.К. Загвоздкин, А.М. Лельчук, Л.В. Свирская, С.С. Славин, Т.Э. Тютюнникова, И.Е. Федосова | Программе в пяти подразделах, соответствующих пяти образовательным областям: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественноэстетической и физической. | Программа ориентирует детские сады на создание мотивирующей образовательной среды (далее — Среды) для достижения лучших результатов личностного, социального, эмоционального, когнитивного1 и физического развития каждого их воспитанника с учетом его индивидуальных возможностей и ограничений. | Программе в пяти подразделах, соответствующих пяти образовательным областям: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественноэстетической и физической Программа предполагает целостное развитие ребенка и предусматривает интеграцию данных областей развития при организации образовательной деятельности. Содержательный раздел Программы также включает в себя описание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. | работа детей со своими портфолио, в которых фиксируются образовательные достижения, общение, игра, исследование, различные формы познания окружающего мира и другие формы детской активности. Также педагогам предлагается вести регулярные наблюдения за динамикой детских достижений с помощью «Карт развития ребенка», «Дневников наблюдений» и пр. и затем также передавать результаты своих наблюдений для включения в детские портфолио. |