Файл: Самостоятельная работа По дисциплине История государства и права Беларуси по теме Порядок избрания, конституционноправовой статус, функции и полномочия Презедента Республики Беларусь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учреждение образования Федерация профсоюзов Беларуси «Международный университет МИТСО»
Кафедра международного права

Управляемая самостоятельная работа

По дисциплине «История государства и права Беларуси»

по теме «Порядок избрания, конституционно-правовой статус, функции и полномочия Презедента Республики Беларусь»

Подготовила:

студентка 1 курса

группа 2244

Хотимко К. Я.


Проверила:

преподаватель

кафедры международного права

Дягель А. В.

Минск,2022

Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1 Порядок избрания Президента………………………………………4

Глава 2 Конституционно-правовой статус Президента……………………9

Глава 3 Функции и полномочия Президента……………………………….10

Заключение……………………………………………………………………...13

Список литературы…………………………………………………………….14

Введение
Президентом станы страны был избран мало кому до этого известный депутат Национального собрания А. Лукашенко, учитель-историк и экономист по образованию. Президент выступил с ясной и понятной народу программой: прекращение разворовывания общенародной собственности, социальная направленность внутренней политики государства, правовой порядок и пересечение экстремизма всех видов, узаконение естественного для Беларуси двуязычия, союз с братской Россией.

На всенародных референдумах 1994 и 1996 гг. политику Президента поддержало подавляющее большинство граждан республики. Были возвращены привычные народу государственные символы – флаг, герб, гимн. Началось строительство союзного государства Беларуси и России. Восстановилась четкая вертикаль власти [1,294с.].

Глава 1 Порядок избрания Президента
Выборы президента в любом государстве являются важнейшим политико-юридическим событием. Ему предшествует огромная подготовительная работа органов государства, политических партий, граждан, средств массовой информации и других субъектов избирательного процесса.


Правовой основой для проведения выборов Президента Республики Беларусь является Конституция, Избирательный кодекс Республики Беларусь, а также некоторые иные правовые акты.

В соответствии со ст. 81 Конституции выборы Президента начинаются Палатой представителей не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий предыдущего Президента. Если же должность президента осталась вакантной, то выборы проводятся не ранее чем за 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Сокращенные сроки проведения мероприятия предвыборных мероприятий в этом случае устанавливаются центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов [2,586с.].

Следует иметь в виду, что тип выборов президента во многом предопределяет и форму правления – президентскую или парламентскую республику. В мировой нет примеров, когда бы президент избирался, например, парламентом и обладал бы такими полномочиями, которые характеризовали республику как президентскую.

Для того, чтобы выборы президента были эффективными, избиратели должны иметь право выбора между кандидатами, т.е. желательно иметь двух и более кандидатов в президенты [2,586с.].

Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению, не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом, постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа иностранного государства, дающего право на льготы и другие преимущества [3, статья 80].

Часто важнейшим фактором, влияющим на избираемость кандидата в Президенты, является его отношение к религии и принадлежность к той или иной конфессии.

Законодательством Республики Беларусь не устанавливается ограничений для пребывания кандидата в Президенты на должности в качестве государственного служащего либо на действительной военной службе, не предъявляется требование иметь духовное звание. Хотя в некоторых странах такого рода ограничения все же есть.

Обычно кандидаты в президенты стремятся заручиться поддержкой политических организаций, являются лидерами или представителями. Какого- либо законодательного предписания в Республике Беларусь на этот счет нет. Вполне возможно избрание президентом и лица, которое не имеет собственной партии либо опирается на широкую поддержку народа. Наглядное тому подтверждение – выборы первого белорусского Президента в 1994 г.



В ряде государств правом выдвижения кандидатов в президенты обладают только политические партии. Согласно статье 81новой редакции Конституции 2022 г. кандидаты на должность Президента выдвигаются только гражданами при наличии не менее 100 тысяч подписей избирателей [2,588с.].

Отказ в Конституции от выдвижения кандидата в Президенты парламентариями, что ранее было предусмотрено Законом о выборах Президента, представляется вполне демократичным, выдвижение кандидатов путем сбора подписей избирателей широко практикуется за рубежом.

Избирательным кодексом конкретизируется процедура сбора подписей граждан. Предусматривается, что выдвижение кандидата в Президенты Республики Беларусь гражданами, осуществляется инициативной группой избирателей в количестве не менее 100 человек.

Список членов инициативной группы с указанием ее руководителя вместе с заявлением о регистрации группы подается в Центральную комиссию не позднее чем за 85 дней до выборов лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в Президенты. В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, профессия, занимаемая должность ( занятие), место работы и место жительства, партийность лица, предлагаемого для выдвижения кандидатом в Президенты, а также фамилия, имя и отчество, дата рождения и место жительства каждого члена группы и ее руководителя.

Центральная комиссия в пятидневный срок рассматривает заявление, регистрирует инициативную группу и выдает членам инициативной группы соответствующие удостоверения и подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку лица, выдвигаемого для выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь. Сбор подписей может осуществляться только членами инициативной группы . В подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, профессия, занимаемая должность ( занятие), место работы и место жительства, партийность кандидата в Президенты, а также фамилия, имя и отчество члена инициативной группы, собирающего подписи и номер регистрации инициативной группы. В подписном листе должны быть подписи избирателей, проживающих только в одном населенном пункте, а в городах с районным делением – в одном районе.

В подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и номер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности избирателя. Данные об избирателе вносятся в подписной лист рукописным способом. Избиратель собственноручно ставит в подписном листе дату подписи и расписывается. Подписи нумеруются
[2,589с.].

Кодексом предусмотрено, что личная собственноручная подпись члена инициативной группы, собиравшего подписи избирателей, осуществляется на каждом подписанном листе в присутствии председателя или заместителя городского(города областного или районного подчинения), поселкового, сельского исполнительного комитета, главы или заместителя районной администрации в городе, на территории которого проводился сбор подписей, а городах и поселковых исполнительных комитетах - в присутствии председателя либо заместителя председателя районного исполнительного комитета и удостоверяется печатью немедленно.

Подписные листы сдаются не позднее чем за 50 дней до выборов в районную, городскую, районную в городе комиссию по выборам Президента Республики Беларусь, которая в действительный срок проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, сданных членами инициативной группы, и обеспечивает достоверность данных о количестве таких подписей. Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей в подписных листах, сданных в соответствующую комиссию.

Проверить достоверность подписей избирателей на подписных листах необходимо в пятидневный срок могут также областные и Минская городская комиссии по выборам Президента Республики Беларусь.

На основании протоколов районных, городских, районных в городах комиссий по выборам Президента Республики Беларусь об установлении количества избирателей, поставивших в подписных листах свои подписи о выдвижении кандидата в Президенты, и результатов проверки областная, Минская городская комиссия по выборам Президента Республики Беларусь подводит итоги по области, городу Минску, составляет об этом протокол и немедленно направляет его в Центральную комиссию.

Ответственность за достоверность в подписных листах несет член инициативной группы, осуществлявший сбор подписей. Подписные листы, в которых обнаружены фиктивные подписи или подписи одного и того же избирателя за двух и более избирателей либо подписи граждан, не обладающих избирательным правом, а равно подписанные листы, не подписанные членом инициативной группы или не удостоверенные печатью местного исполнительного и распорядительного органа, считаются недостоверными. [2,590с.].

Регистрация выдвинутых кандидатов в Президенты Республики Беларусь осуществляется Центральной комиссией по выборам и проведению республиканских референдумов.


Регистрация кандидатов в Президенты Республики начинается за 35 дней и заканчивается за 25 дней до выборов.

Решение о регистрации кандидатов в Президенты Республики Беларусь принимается при наличии следующих документов: протоков областных, Минской городской комиссий по выборам Президента Республики Беларусь, подтверждающих наличие не менее 100 тысяч подписей избирателей Республики Беларусь по выдвижению кандидата в Президенты; заявление кандидатов о согласии баллотироваться; биографических данных лица, выдвинутого кандидатом в Президенты Республики Беларусь и декларации о доходах и имуществе.

К регистрации представляется любое количество кандидатов в Президенты Республики Беларусь.

Центральная комиссия по выборам и проведению республиканских в течении двух дней после регистрации должна выдать кандидатам в Президенты соответствующее удостоверение.

Выборы Президента Республики Беларусь являются всеобщими: право избирать имеют граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет. При этом в законе подчеркнуто, что какое-либо прямое или косвенное ограничение избирательных прав в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических взглядов, рода и характера занятий запрещается [2, 591с.].

Законом определяется порядок голосования и подведения итогов выборов Президента Республики Беларусь.

При выборах Президента Республики Беларусь голосование проводится в день выборов с 8 до 20 часов. О времени и месте голосования участковая комиссия должна оповестить избирателей не позднее чем за 10 дней до выборов.

На участках голосования, образованных в воинских частях, санаториях и домах отдыха, больница и других стационарных лечебных учреждениях, участковая комиссия может объявить голосование законченным в любое время если проголосовали все избиратели, включенные в список.

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи бюллетеней и установлены ящики для голосования. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования.

Ответственность за организацию голосования, обеспечение тайны волеизъявления избирателей, оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая комиссия [2,597с.].