Файл: Самостоятельная работа По дисциплине История государства и права Беларуси по теме Порядок избрания, конституционноправовой статус, функции и полномочия Презедента Республики Беларусь.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Президент Республики Беларусь считается избранным, если за него проголосовали больше половины граждан Республики Беларусь, принявших участие в голосовании [2,598с.].

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняли участие менее половины граждан, внесенных в списки избирателей, а также в связи с выбытием всех зарегистрированных кандидатов в Президенты Республики Беларусь.

Сообщение об итогах выборов Президента Республики Беларусь передается Центральной комиссией средствами массовой информации для обнародования и опубликования не позднее чем через три дня с момента подписания протокола об итогах выборов.

Законом предусмотрено, что, если в бюллетень было включено более двух кандидатов в Президенты Республики Беларусь и ни одни из них не набрал необходимого количества голосов, то в 2-недельных срок Центральной комиссией проводиться второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее количество голосов избирателей.

Избранным считается кандидат в Президенты, получивший во втором туре голосования более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании [2,599с.].

В конституции и действующем законодательстве Республики Беларусь предусматривается порядок вступления Президента в должность(инаугурация). Основным моментом инаугурации является принесение вновь избранным Президентом Присяги. Именно с произношением Присяги прекращаются полномочия предыдущего Президента [2,600с.].

Глава 2 Конституционно-правовой статус Президента
Президент Республики Беларусь занимает особое место в системе государственных органов [2,603с.].

Согласно статье 79 Конституции Республики Беларусь.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президент обладает неприкосновенностью, его честь и достоинство охраняются законом [3, статья 79].


Таким образом, Конституция Республики Беларусь возлагает на Главу государства важнейшие функции и задачи.

Возложение на Президента Республики Беларусь обязанностей быть гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина обусловлено задачей обеспечения стабильности конституционного строя, безусловным гарантированием прав и свобод человека и гражданина. В этих же целях на Президента возлагают функции арбитра между властями [2,603с.].

Над Президентом есть единственный высших арбитр – народ. Именно он является источником государственной власти и носителем суверенитета [2,604с.].

Глава 3 Функции и полномочия Президента
Полномочия белорусского Президента закреплены преимущественно в статье 84 Конституции.

1) назначает республиканские референдумы;

 

2) назначает очередные и внеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местные представительные органы;

 

3) распускает палаты в случаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;

 

4) назначает шесть членов Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;

 

5) образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органы государственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органы при Президенте;

 

6) с согласия Палаты представителей назначает на должность Премьер-министра;

 

7) определяет структуру Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;

 

8) с согласия Совета Республики назначает на должность Председателя Конституционного Суда, Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов;

 

9) с согласия Совета Республики назначает на должность судей Верховного Суда, судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;

 

10) назначает шесть судей Конституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;

 

11) освобождает от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя и членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлением Совета Республики;



 

12) назначает на должность и освобождает от должности Председателя Комитета государственного контроля;

 

13) обращается с посланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основных направлениях внутренней и внешней политики;

 

14) обращается с ежегодными посланиями к Парламенту, которые заслушиваются без обсуждения на заседаниях Палаты представителей и Совета Республики; имеет право участвовать в работе Парламента и его органов, выступать перед ними в любое время с речью или сообщением;

 

15) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Республики Беларусь;

 

16) назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус; назначает представителей Президента в Парламенте и других должностных лиц, должности которых определены в соответствии с законодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;

 

17) решает вопросы о приеме в гражданство Республики Беларусь, его прекращении и предоставлении убежища;

 

18) устанавливает государственные праздники и праздничные дни, награждает государственными наградами, присваивает классные чины и звания;

 

19) осуществляет помилование осужденных;

 

20) ведет переговоры и подписывает международные договоры, назначает и отзывает дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных организациях;

 

21) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств;

 

22) в случае стихийного бедствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государства, вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

 

23) в случаях, предусмотренных законодательством, вправе отложить проведение забастовки или приостановить ее, но не более чем на трехмесячный срок;

 

24) подписывает законы; имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения со своими возражениями в Палату представителей;


 

25) имеет право отменять акты Правительства;

 

26) непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления; имеет право приостанавливать решения местных Советов депутатов и отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их законодательству;

 

27) формирует и возглавляет Совет Безопасности Республики Беларусь; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Совета Безопасности;

 

28) является Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики Беларусь; назначает на должности и освобождает от должностей высшее командование Вооруженных Сил;

 

29) вводит на территории Республики Беларусь в случае военной угрозы или нападения военное положение, объявляет полную или частичную мобилизацию с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики; [3, статья 84].

Заключение
Выборы на пост Президента Республики Беларусь осуществляются поэтапно, начиная с регистрации, создания инициативной группы, собирание подписей и заканчивания голосование за того или иного кандидата. Также следует учитывать предписания для того, что стать кандидатом на пост Президента, они указываются в Конституции Республики Беларусь. Немало важную роль играет процесс проведения выборов. А так же в дальнейшем проверка бюллетеней участвующих кандидатов.

Следует учитывать все эти предписания, участникам в выборах на пост Президента и участникам в голосовании.

Список литературы


  1. История Беларуси : учеб. Пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высш. Образования. В 2ч. Ч.2 / Я.И. Трещенок, А.А. Воробьев, Н.М. Пурышева, М.И. Матюшевская; под ред. Я.И. Трещенка. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2005. – 310с. : ил., карт.

  2. Василевич Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник.- Мн.: Книжный дом; Интерпрессервис, 2003. – 832с.

  3. Конституция Республики Беларусь