Файл: Конспект урока Международные отношения в 18 веке. 8 класс Тип урока открытие новых знаний. Цель урока.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 367

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МАОУ СОШ №3 с УИОП г.о.Балашиха

учитель истории и обществознания Березова В.В.

Конспект урока: Международные отношения в 18 веке. 8 класс

Тип урока:

- открытие новых знаний.

Цель урока:

- Объяснить причины военных конфликтов между европейскими государствами в 18 веке.

Задачи урока:

- Сформулировать определение понятия: политика «государственного интереса», равновесие, «великие державы»

- Систематизировать информацию о международных отношениях 18 века в форме таблицы

- Дать оценку представлениям 18 века о войне и ее роли в истории

Планируемые результаты:

Личностные:

- понимание исторического пути и проблем формирования современного общества от традиционного к индустриальному

Метапредметные:

- структурировать текст учебника, выделять в нем главное и создавать на его основе схему, таблицу

- решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания

- устанавливать причинно-следственные связи

- организовывать учебное сотрудничество при работе в командах

Предметные:

- знать значение понятий и умение применять их при выполнении познавательных заданий:

Политика «государственного интереса», войны «за наследство», «европейское равновесие»

- выделять периоды международных отношений и характеризовать особенности войн в каждый из периодов

Межпредметные:

- Обществознание (социальные конфликты). География (этапы формирования политической карты Европы)

Особенности и значение темы:

- Тема содержит обширный фактический материал, понимание которого существенно для раскрытия международных проблем последующей эпохи и для анализа внешней политики России в соответствующий период.

ПЛАН УРОКА

  1. Под знаком равновесия

  2. Война за Испанское наследство 1701-1714 гг.

  3. Северная война 1700-1721 гг.

  4. Война с Турцией в 18 веке.

  5. Войны за Польское и Австрийское наследство.

  6. Семилетняя война 1756-163 гг.

  7. Разделы Польши.

Оборудование:

- Учебник Всеобщая история «История нового времени» 8 класс А.Я Юдовская Москва «Просвещение» 2020 г. под редакцией А.А.Искендерова, проектор, компьютер, презентация, карта Европы 18 в., раздаточный материал.


ХОД УРОКА

Организационный этап – Приветствие, контроль посещаемости.

Учитель обращает внимание учащихся на слайд, на котором изображены « лидеры европейских держав кроящие карту мира» Ребята как вы думаете, что изображено на слайде?

Учащиеся выдвигают разные предположения. Этот прием вовлекает и заинтересовывает ребят.

Вводное слово учителя:

18 столетие многое изменило в жизни европейских государств. Весь век прошел под знаком идеологии Просвещения, заложившей тот идейный и политический фундамент, на котором построена современная Европа. Возникло представление о том, что власть государей не от бога, а от народа, что именно он должен определять, кто и как им управляет, а задача правителей – действовать от его имени и в его интересах. Религиозный взгляд на мир уходил в прошлое. Философы утверждали, что все люди и все народы равны, что человек свободен от природы, что никто не имеет права рассказывать как ему жить и во что верить.

Великие географические открытия, Реформация, научная, аграрная, военная, начавшаяся демографическая и транспортная революции – все это впервые позволяет Европе обогнать по скорости роста экономики стран Востока. Значимость различных регионов мира меняется.

Сегодня мы с вами рассмотрим международные отношения в 18 веке.

Для того, чтобы разобраться в международных отношениях нам необходимо обратить свое внимание на карту и таблицу «Международные отношения в 18 в.» (раздаточный материал)

Таблица. Международные отношения в 18 в.

Год

Событие

Основные участники и причины войны

1700-1721 гг.

Северная война. В 1721г. заключён Ништадтский мир между Россией и Швецией




1701-1714 гг.

Война за Испанское наследство. В 1714 г. заключён Утрехтский мир




1733-1738 гг.

Война за Польское наследство. В 1738 г. заключён Венский договор между Австрией и Францией, к которому в 1739 г. присоединилась Россия, Польша и другие страны




1736-1739 гг.

Война Австрии и России против Турции




1740-1748 гг.

Война за Австрийское наследство. В 1748 г. заключён Аахенский мир




1756-1763 гг.

Семилетняя война. В 1760 г. русские войска заняли Берлин. В 1762 г. Пётр 3 заключает мир с Пруссией. В 1763 г. подписаны мирные договоры между другими участниками Семилетней войны




1768-1774 гг.

Русско-турецкая война. В 1771 г. русские войска заняли Крым. В 1774 г. подписан Кючук-Кайнарджийский мир между Россией и Турцией




1772 г.,

1793 г.,

1795 г.

Разделы Польши




1775-1783 гг.

Война североамериканских колоний Англии за независимость. 1776 г. – Декларация независимости США




1787-1791 гг.

Русско-турецкая война. В 1791 г. подписан Ясский мир





Ребята изучив таблицу, давайте вместе определим цель нашего урока?

Ученики определяют цель урока:

Объяснить причины военных конфликтов между европейскими государствами в 18 веке.

Учитель:

Прежде чем, приступим к изучению нового материала, попробуем понять, что такое политика «государственного интереса», прошу высказать свои предположения. Ученики пытаются самостоятельно сформулировать объяснение.

Записываем в тетрадь- политика «государственного интереса» - это политика глав государств и дипломатов, которая исходила из реальных потребностей своей страны. 

Теперь постараемся объяснить значение понятия «равновесие», учащиеся высказывают предположения.

Равновесие – Каждое из государств преследовало на международной арене прежде всего свои собственные интересы. Но постепенно все больше распространялось понимание, что европейские страны связаны друг с другом и образуют общую систему. В ее основе лежало представление о равновесии, главной задачей которого было не дать оному государству чересчур усилиться, ведь тогда оно стало бы опасным для своих соседей. В 18 веке понятие «европейское равновесие» впервые начинает фиксироваться в международных документах.

Главную роль в европейском равновесии играли великие державы – наиболее сильные государства, обладавшие особым статусом и дипломатическими привилегиями. Великую державу в первую очередь отличала ее способность на равных противостоять любой другой стране. В итоге на многие десятилетия утвердилась своеобразная «пентархия» (власть пяти) великих держав – Франция, Англия, Австрия, Россия, Пруссия. Все эти изменения стали результатом множества войн.

Задание на закрепление новых понятий: (прием взлет-посадка)

Учитель проговаривает утверждения и просит учеников вставать каждый раз, когда утверждение Верно, если утверждение неверно, ученики остаются на местах. Прием позволяет определить кто усвоил новые понятия, а также выполняет функцию физкульт минутки.

УТВЕРЖДЕНИЯ:

  1. В 18 веке восточные страны играли важнейшую роль в международных отношениях (неверно)

  2. В 18 веке люди в Европе по прежнему считали, что власть правителей исходит от Бога (неверно)

  3. В изучаемый период религиозный взгляд на мир уходил в прошлое (верно)

  4. Великая держава -это самое большое государство (неверно)

  5. Пентархия – это власть пяти великих держав (верно)

  6. Политика государственного интереса – это реальные потребности страны (верно)


После разъяснения новых понятий учитель дает задание каждой команде. Каждая команда с помощью учебника стр.70-72 и карты Европа в 1763 г, отвечает на вопросы:

  1. Почему в 18 веке можно было обойтись без объяснения народу причин и смысла происходивших тогда войн?

  2. Как вы думаете, когда и в связи с чем возникла необходимость в таком объяснении?

Каждая команда формулирует ответ и представляет его учителю, устно.

Каждой команде дается индивидуальный вопрос и задание (раздаточный материал): Каждая команда сообща готовит ответы на вопросы и представляют их классу

  1. Каковы причины и результаты Войны за испанское наследство?

Задание: сделайте выводы а) что изменилось в Европе в результате событий, которые вы изучали; б) интересы какого государства были наиболее полно удовлетворены в результате этих событий?

  1. Какие страны и почему участвовали в Северной войне? Каковы ее результаты? Задание: сделайте выводы а) что изменилось в Европе в результате событий, которые вы изучали; б) интересы какого государства были наиболее полно удовлетворены в результате этих событий?

  2. Какие международные противоречия повлекли за собой Войну за польское наследство? Как она завершилась?

Задание: сделайте выводы а) что изменилось в Европе в результате событий, которые вы изучали; б) интересы какого государства были наиболее полно удовлетворены в результате этих событий?

  1. Какие международные противоречия повлекла за собой Война за австрийское наследство? Как она завершилась?

Задание: сделайте выводы а) что изменилось в Европе в результате событий, которые вы изучали; б) интересы какого государства были наиболее полно удовлетворены в результате этих событий?

  1. Какие цели преследовали участники Семилетней войны? Каковы ее результаты? Задание: сделайте выводы а) что изменилось в Европе в результате событий, которые вы изучали; б) интересы какого государства были наиболее полно удовлетворены в результате этих событий?

  2. В чем заключались причины разделов Польши? Какая страна выступила их инициатором? Каковы их итоги?


Задание: сделайте выводы а) что изменилось в Европе в результате событий, которые вы изучали; б) интересы какого государства были наиболее полно удовлетворены в результате этих событий?

Учитель напоминает, что каждая команда готовит ответы на вопросы и решает, кто из команды представит ответы классу.

По ходу ответов на поставленные вопросы класс заполняет 3 колонку в таблице Международные отношения в 18 веке, внося данные о об основных участниках и причинах войн.

Прием фо бокс синтексис (прием направлен на развитие критического мышления)

Приложение №3

Ученики рисуют 4 предмета, один из которых должен уметь двигаться, далее они должны включить свое креативное мышление и связать все предметы с понятием МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 18 веке

Учитель слушает несколько ответов, работы собирает и за наиболее интересные работы выставляет оценки.

Рефлексия

Учитель просит оставить комментарий к уроку на стикерах, заранее приготовленных для каждого ученика:

- на уроке было комфортно и все понятно

- на уроке немного затруднялся, но все понятно

- на уроке было трудно, ничего не понял

Учитель благодарит ребят за активную работу на уроке и выдает домашнее задание.

Домашнее задание: Выучить параграф 7, ответить на вопросы устно, вопрос 6, стр.83 письменно.

Приложение №3














Приложение 2

Таблица. Международные отношения в 18 в.

Год

Событие

Основные участники и причины войны

1700-1721 гг.

Северная война. В 1721г. заключён Ништадтский мир между Россией и Швецией




1701-1714 гг.

Война за Испанское наследство. В 1714 г. заключён Утрехтский мир




1733-1738 гг.

Война за Польское наследство. В 1738 г. заключён Венский договор между Австрией и Францией, к которому в 1739 г. присоединилась Россия, Польша и другие страны




1736-1739 гг.

Война Австрии и России против Турции




1740-1748 гг.

Война за Австрийское наследство. В 1748 г. заключён Аахенский мир




1756-1763 гг.

Семилетняя война. В 1760 г. русские войска заняли Берлин. В 1762 г. Пётр 3 заключает мир с Пруссией. В 1763 г. подписаны мирные договоры между другими участниками Семилетней войны




1768-1774 гг.

Русско-турецкая война. В 1771 г. русские войска заняли Крым. В 1774 г. подписан Кючук-Кайнарджийский мир между Россией и Турцией




1772 г.,

1793 г.,

1795 г.

Разделы Польши




1775-1783 гг.

Война североамериканских колоний Англии за независимость. 1776 г. – Декларация независимости США




1787-1791 гг.

Русско-турецкая война. В 1791 г. подписан Ясский мир