Файл: Конспект урока Международные отношения в 18 веке. 8 класс Тип урока открытие новых знаний. Цель урока.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 367
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МАОУ СОШ №3 с УИОП г.о.Балашиха
учитель истории и обществознания Березова В.В.
Конспект урока: Международные отношения в 18 веке. 8 класс
Тип урока:
- открытие новых знаний.
Цель урока:
- Объяснить причины военных конфликтов между европейскими государствами в 18 веке.
Задачи урока:
- Сформулировать определение понятия: политика «государственного интереса», равновесие, «великие державы»
- Систематизировать информацию о международных отношениях 18 века в форме таблицы
- Дать оценку представлениям 18 века о войне и ее роли в истории
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание исторического пути и проблем формирования современного общества от традиционного к индустриальному
Метапредметные:
- структурировать текст учебника, выделять в нем главное и создавать на его основе схему, таблицу
- решать проблемные и познавательные задачи, используя полученные знания
- устанавливать причинно-следственные связи
- организовывать учебное сотрудничество при работе в командах
Предметные:
- знать значение понятий и умение применять их при выполнении познавательных заданий:
Политика «государственного интереса», войны «за наследство», «европейское равновесие»
- выделять периоды международных отношений и характеризовать особенности войн в каждый из периодов
Межпредметные:
- Обществознание (социальные конфликты). География (этапы формирования политической карты Европы)
Особенности и значение темы:
- Тема содержит обширный фактический материал, понимание которого существенно для раскрытия международных проблем последующей эпохи и для анализа внешней политики России в соответствующий период.
ПЛАН УРОКА
-
Под знаком равновесия -
Война за Испанское наследство 1701-1714 гг. -
Северная война 1700-1721 гг. -
Война с Турцией в 18 веке. -
Войны за Польское и Австрийское наследство. -
Семилетняя война 1756-163 гг. -
Разделы Польши.
Оборудование:
- Учебник Всеобщая история «История нового времени» 8 класс А.Я Юдовская Москва «Просвещение» 2020 г. под редакцией А.А.Искендерова, проектор, компьютер, презентация, карта Европы 18 в., раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Организационный этап – Приветствие, контроль посещаемости.
Учитель обращает внимание учащихся на слайд, на котором изображены « лидеры европейских держав кроящие карту мира» Ребята как вы думаете, что изображено на слайде?
Учащиеся выдвигают разные предположения. Этот прием вовлекает и заинтересовывает ребят.
Вводное слово учителя:
18 столетие многое изменило в жизни европейских государств. Весь век прошел под знаком идеологии Просвещения, заложившей тот идейный и политический фундамент, на котором построена современная Европа. Возникло представление о том, что власть государей не от бога, а от народа, что именно он должен определять, кто и как им управляет, а задача правителей – действовать от его имени и в его интересах. Религиозный взгляд на мир уходил в прошлое. Философы утверждали, что все люди и все народы равны, что человек свободен от природы, что никто не имеет права рассказывать как ему жить и во что верить.
Великие географические открытия, Реформация, научная, аграрная, военная, начавшаяся демографическая и транспортная революции – все это впервые позволяет Европе обогнать по скорости роста экономики стран Востока. Значимость различных регионов мира меняется.
Сегодня мы с вами рассмотрим международные отношения в 18 веке.
Для того, чтобы разобраться в международных отношениях нам необходимо обратить свое внимание на карту и таблицу «Международные отношения в 18 в.» (раздаточный материал)
Таблица. Международные отношения в 18 в.
Год | Событие | Основные участники и причины войны |
1700-1721 гг. | Северная война. В 1721г. заключён Ништадтский мир между Россией и Швецией | |
1701-1714 гг. | Война за Испанское наследство. В 1714 г. заключён Утрехтский мир | |
1733-1738 гг. | Война за Польское наследство. В 1738 г. заключён Венский договор между Австрией и Францией, к которому в 1739 г. присоединилась Россия, Польша и другие страны | |
1736-1739 гг. | Война Австрии и России против Турции | |
1740-1748 гг. | Война за Австрийское наследство. В 1748 г. заключён Аахенский мир | |
1756-1763 гг. | Семилетняя война. В 1760 г. русские войска заняли Берлин. В 1762 г. Пётр 3 заключает мир с Пруссией. В 1763 г. подписаны мирные договоры между другими участниками Семилетней войны | |
1768-1774 гг. | Русско-турецкая война. В 1771 г. русские войска заняли Крым. В 1774 г. подписан Кючук-Кайнарджийский мир между Россией и Турцией | |
1772 г., 1793 г., 1795 г. | Разделы Польши | |
1775-1783 гг. | Война североамериканских колоний Англии за независимость. 1776 г. – Декларация независимости США | |
1787-1791 гг. | Русско-турецкая война. В 1791 г. подписан Ясский мир | |
Ребята изучив таблицу, давайте вместе определим цель нашего урока?
Ученики определяют цель урока:
Объяснить причины военных конфликтов между европейскими государствами в 18 веке.
Учитель:
Прежде чем, приступим к изучению нового материала, попробуем понять, что такое политика «государственного интереса», прошу высказать свои предположения. Ученики пытаются самостоятельно сформулировать объяснение.
Записываем в тетрадь- политика «государственного интереса» - это политика глав государств и дипломатов, которая исходила из реальных потребностей своей страны.
Теперь постараемся объяснить значение понятия «равновесие», учащиеся высказывают предположения.
Равновесие – Каждое из государств преследовало на международной арене прежде всего свои собственные интересы. Но постепенно все больше распространялось понимание, что европейские страны связаны друг с другом и образуют общую систему. В ее основе лежало представление о равновесии, главной задачей которого было не дать оному государству чересчур усилиться, ведь тогда оно стало бы опасным для своих соседей. В 18 веке понятие «европейское равновесие» впервые начинает фиксироваться в международных документах.
Главную роль в европейском равновесии играли великие державы – наиболее сильные государства, обладавшие особым статусом и дипломатическими привилегиями. Великую державу в первую очередь отличала ее способность на равных противостоять любой другой стране. В итоге на многие десятилетия утвердилась своеобразная «пентархия» (власть пяти) великих держав – Франция, Англия, Австрия, Россия, Пруссия. Все эти изменения стали результатом множества войн.
Задание на закрепление новых понятий: (прием взлет-посадка)
Учитель проговаривает утверждения и просит учеников вставать каждый раз, когда утверждение Верно, если утверждение неверно, ученики остаются на местах. Прием позволяет определить кто усвоил новые понятия, а также выполняет функцию физкульт минутки.
УТВЕРЖДЕНИЯ:
-
В 18 веке восточные страны играли важнейшую роль в международных отношениях (неверно) -
В 18 веке люди в Европе по прежнему считали, что власть правителей исходит от Бога (неверно) -
В изучаемый период религиозный взгляд на мир уходил в прошлое (верно) -
Великая держава -это самое большое государство (неверно) -
Пентархия – это власть пяти великих держав (верно) -
Политика государственного интереса – это реальные потребности страны (верно)
После разъяснения новых понятий учитель дает задание каждой команде. Каждая команда с помощью учебника стр.70-72 и карты Европа в 1763 г, отвечает на вопросы:
-
Почему в 18 веке можно было обойтись без объяснения народу причин и смысла происходивших тогда войн? -
Как вы думаете, когда и в связи с чем возникла необходимость в таком объяснении?
Каждая команда формулирует ответ и представляет его учителю, устно.
Каждой команде дается индивидуальный вопрос и задание (раздаточный материал): Каждая команда сообща готовит ответы на вопросы и представляют их классу
-
Каковы причины и результаты Войны за испанское наследство?
Задание: сделайте выводы а) что изменилось в Европе в результате событий, которые вы изучали; б) интересы какого государства были наиболее полно удовлетворены в результате этих событий?
-
Какие страны и почему участвовали в Северной войне? Каковы ее результаты? Задание: сделайте выводы а) что изменилось в Европе в результате событий, которые вы изучали; б) интересы какого государства были наиболее полно удовлетворены в результате этих событий? -
Какие международные противоречия повлекли за собой Войну за польское наследство? Как она завершилась?
Задание: сделайте выводы а) что изменилось в Европе в результате событий, которые вы изучали; б) интересы какого государства были наиболее полно удовлетворены в результате этих событий?
-
Какие международные противоречия повлекла за собой Война за австрийское наследство? Как она завершилась?
Задание: сделайте выводы а) что изменилось в Европе в результате событий, которые вы изучали; б) интересы какого государства были наиболее полно удовлетворены в результате этих событий?
-
Какие цели преследовали участники Семилетней войны? Каковы ее результаты? Задание: сделайте выводы а) что изменилось в Европе в результате событий, которые вы изучали; б) интересы какого государства были наиболее полно удовлетворены в результате этих событий? -
В чем заключались причины разделов Польши? Какая страна выступила их инициатором? Каковы их итоги?
Задание: сделайте выводы а) что изменилось в Европе в результате событий, которые вы изучали; б) интересы какого государства были наиболее полно удовлетворены в результате этих событий?
Учитель напоминает, что каждая команда готовит ответы на вопросы и решает, кто из команды представит ответы классу.
По ходу ответов на поставленные вопросы класс заполняет 3 колонку в таблице Международные отношения в 18 веке, внося данные о об основных участниках и причинах войн.
Прием фо бокс синтексис (прием направлен на развитие критического мышления)
Приложение №3
Ученики рисуют 4 предмета, один из которых должен уметь двигаться, далее они должны включить свое креативное мышление и связать все предметы с понятием МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В 18 веке
Учитель слушает несколько ответов, работы собирает и за наиболее интересные работы выставляет оценки.
Рефлексия
Учитель просит оставить комментарий к уроку на стикерах, заранее приготовленных для каждого ученика:
- на уроке было комфортно и все понятно
- на уроке немного затруднялся, но все понятно
- на уроке было трудно, ничего не понял
Учитель благодарит ребят за активную работу на уроке и выдает домашнее задание.
Домашнее задание: Выучить параграф 7, ответить на вопросы устно, вопрос 6, стр.83 письменно.
Приложение №3
| |
| |
Приложение 2
Таблица. Международные отношения в 18 в.
Год | Событие | Основные участники и причины войны |
1700-1721 гг. | Северная война. В 1721г. заключён Ништадтский мир между Россией и Швецией | |
1701-1714 гг. | Война за Испанское наследство. В 1714 г. заключён Утрехтский мир | |
1733-1738 гг. | Война за Польское наследство. В 1738 г. заключён Венский договор между Австрией и Францией, к которому в 1739 г. присоединилась Россия, Польша и другие страны | |
1736-1739 гг. | Война Австрии и России против Турции | |
1740-1748 гг. | Война за Австрийское наследство. В 1748 г. заключён Аахенский мир | |
1756-1763 гг. | Семилетняя война. В 1760 г. русские войска заняли Берлин. В 1762 г. Пётр 3 заключает мир с Пруссией. В 1763 г. подписаны мирные договоры между другими участниками Семилетней войны | |
1768-1774 гг. | Русско-турецкая война. В 1771 г. русские войска заняли Крым. В 1774 г. подписан Кючук-Кайнарджийский мир между Россией и Турцией | |
1772 г., 1793 г., 1795 г. | Разделы Польши | |
1775-1783 гг. | Война североамериканских колоний Англии за независимость. 1776 г. – Декларация независимости США | |
1787-1791 гг. | Русско-турецкая война. В 1791 г. подписан Ясский мир | |