ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 50
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад
тема: «Воспитательный потенциал урока музыки»
Воспитательный потенциал урока музыки – это педагогические возможности его содержания, форм, методов и средств для формирования личностных качеств, системы ценностей, духовного менталитета учащихся.
Ушинский писал «У каждого народа–своя особенная национальная система воспитания, а потому заимствование одним народом у другого народа воспитательных систем является невозможным…Как нельзя жить по образцу другого народа, как бы заманчив ни был этот образец, точно так же нельзя воспитываться по чужой педагогической системе, как бы ни была она стройна и хорошо обдумана. Каждый народ в этом отношении должен пытать
Собственные свои силы…»
Хочется задать вопрос: почему младшие школьники изучают крупные жанры музыки целиком?
Крупные жанры отвечают интересу школьников к событийным сюжетам оперы воспринимаются детьми, как увлекательные музыкальные истории. Композиторы продумывают драматургию оперы, ориентируясь на внимание и интерес слушателя.
Так почему же мы не доверяем мастерам, почему мы считаем, что детям оперные произведения будут не интересны?
Возраст детей 5 класса – сензитивный (это возраст для оптимального усвоения знаний) период для патриотического воспитания:
- дети наиболее восприимчивы к героическим образам и драматическим коллизиям;
- активно формируется любовь к Родине, чувство национальной гордости;
-
Наибольшую силу воздействия обретает художественный мир произведений героико-патриотической тематики.
Как же ребенку раскрыть содержание крупного музыкального произведения?
Ведь музыка - это главный носитель содержания произведения. Декорации и костюмы, т.е. синтез искусств это все конечно красиво, но при этом возникает возможность потерять в этом синтезе саму музыку. Необходимо погрузиться на интонационной работе, которая воплощает смысл в музыке.
Хочется обратиться к словам великого композитора Дмитрия Борисовича Кабалевского: «Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать ее и размышлять о ней. Более того, не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее исполнять, (петь, играть, дирижировать)».
На своих уроках для привлечения внимания детей к музыке, я использую следующие методы:
Восприятию любого произведения должна предшествовать установка - готовность человека воспринимать какое-либо явление. Установка имеет организационные и методические моменты: Организационные моменты: слушать музыку в тишине, создать атмосферу концертного зала. Методические моменты - это методически грамотное слово учителя перед прослушиванием музыкального произведения. Словом предвосхитить содержание музыкального произведения
1). Моделирую сценические портреты героев оперы на основе их музыкальных характеристик; (прослушиваем мелодию без слов) допустим, возьмём образ «Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами).
2). Воплощаю в пении и движении образы героев оперы (Дети погружаются в классический русский музыкальный язык (прослушивают музыку), осваивают его типичные интонации понимаемой как изменения звучания ("тона") голоса и прежде всего его высоты ("мелодия речи"), приемы развития музыкального действия, учатся считывать музыкальный смысл, слышать и видеть в музыке человека, понимают важность музыки в оперном спектакле.)
3). Соотносить музыкальное и сценическое действия в опере (Погружаясь в музыку интродукции, дети проживают ситуации, проникают в характеры образов, и, таким образом, обогащают свой эмоционально-чувственный опыт, присваивая мир чувств героев и принимая его как ценность).(Работа в микрогруппах
Работая в группе, обучающиеся осваивают навыки коммуникативного общения, совершенствуют личностные результаты, действуют по плану, решая проблему, строят отношения в общении с одноклассниками, глубоко проникают в заданные темы.)
4).Составить композицию интродукции и инсценировать её.(импровизировать музыкальную речь героев оперы, на основе уже известных интонаций этих героев, Я предлагаю детям разобрать одну из сцен - Садко собирается на кораблях отправиться в путешествие и просит гостей-купцов рассказать о своих странах. Каждый из гостей рассказывает о своей Родине.
-Ребята, как вы считаете, будет ли зависить характер музыки от места пребывания гостей?
Ну допустим первый гость варяжский
- Что можно сказать о характере музыки? (Суровая, мужественная, величественная музыка, мощная, могучая, гордая.)
-Как называется низкий мужской голос? (БАС.)
Идёт разбор предполагаемой музыки на каждого гостя.)) Интересные задания, кроссворды, загадки, головоломки, тесты, синквейны, музыкальные разминки- все это способствует развитию познавательного интереса учащихся, активизирует их внимание на уроке, расширяет кругозор.
5). Атак же обучаю детей, умению слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество, вести дискуссию;(рассказать дома о своих новых открытиях) выполнять в группе творческие задания. ( Нарисовать главного героя. Актуальным приемом организации учебной деятельности является дидактический синквейн. Например, подобрать к слову МУЗЫКА «слово» 1.Одно существительное. 2.Два прилагательных. 3.Три глагола. 4.Характеристика из четырех слов. 5.Одно существительное – ассоциацию.
Музыка
Красивая спокойная
Успакаивает, удивляет, очаровывает
Музыка жизнь украшает
Язык звуков.
Позвольте закончить выступление притчей:
«Шел мудрец, а навстречу ему три человека, везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства Храма. Мудрец остановился и задал каждому по вопросу. У первого спросил: «Что ты делал целый день?» И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни.
У второго спросил: «А ты что делал целый день?» И тот ответил: «Я добросовестно выполнял свою работу».
А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием, и он ответил: «А я принимал участие в строительстве Храма».
Желаю, чтобы Ваша работа была такой же созидательной, как строительство Храма знаний.
Удачи Вам! Спасибо за внимание.