Файл: Занятие для учащихся начальных классов по теме С чего начинается Родина.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа к теме 2.2. «Страна: патриотизм»

Внеурочное занятие для учащихся начальных классов

по теме: «С чего начинается Родина?»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает использование презентации.

Ход урока:

Учитель: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.

Слайд № 1

Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о Родине. А что такое Родина, как вы думаете?

Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.

Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. Задание.

Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).

Обратимся к толковым словарям.

Слайд №2


1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.

2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.

3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.

4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.

5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
Учитель: А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.

Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!

Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.

Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?

Правильно ребята, наша малая Родина – это наша Кубань. Наш Краснодарский край.

  • Родина моя – Кубань.

  • Самый мой главный – Краснодар.

Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу и поиграть в пути. (Показ презентации)

Учитель: Я буду загадывать загадки об известных местах Барнаула, а вы должны будите отгадать, что это за место.

Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Филармония )


Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают, 
Рисуют и читают. (школа)



Это крупный магазин, 
У него полно витрин, 
Всё найдётся на прилавке-


От одежды до булавки. (супермаркет)
Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)
Здесь жонглёры, акробаты, Детям здесь все очень рады Клоуны, эквилибристы, Даже звери здесь артисты (цирк)
Здесь работают врачи Не шуми и не кричи Попил из холодильника Идите в ……..(поликлинику)
Здесь фонтаны и аллеи Детские есть карусели Здесь на пони можно сесть, Уткам хлеба дать поесть. (парк)

Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что у каждого региона нашей страны, у каждого города есть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн).

(Слайд 3)

Учитель: Значение слова «Герб» в словаре Ожегова.

 ГЕРБ, -а, м. Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах 

В прошлом у каждого замка, города, страны был свой герб. Гербы помещались на городские ворота, на главных зданиях. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, страны, о его внешнем облике, об обычаях жителей. Рассказ велся на языке символов – сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.

Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука –геральдика.
Работа в паре.

- Соедините  стрелками герб с городом? (Краснодар, Сочи,  Туапсе, )

- Проверяем (Слайд4)

- Давайте подробнее разберем герб города Краснодара края.

Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно?  (ответы детей:) 

Булава – старинное ударное оружие, у казаков символ власти.

Бунчук –короткое древко с привязанным конским хвостом, символ власти у казачьих атаманов.


Вензель – сочетание начальных букв имени и фамилии или имени и отчества, перевитых между собой

Рассказ учителя о гербе Краснодара (слайд5)

Герб города составлен на основе исторического Герба города Екатеринодара, высочайше утвержденного в 1849 году.

Изображение на Гербе крепостной стены символизирует Екатеринодарскую крепость, открытые ворота - символ дружелюбия и открытости города. Атаманская булава символизирует столицу Черномории, резиденцию атамана Черноморского казачьего войска, бунчуки - символы черноморского казачества. Четыре перекрещивающихся знамени с вензелями императрицы Екатерины II, императоров Павла I, Александра I, Николая I, пожалованные войску императорами на момент принятия Герба, символизируют заслуги черноморского казачьего войска. Золотой вензель императрицы Екатерины II говорит о том, что город был назван Екатеринодаром в ее честь. 59 золотых звезд символизируют количество казачьих станиц в черноморском казачьем войске в 1849 году.

Золотой цвет поля Герба — цвет богатства, символ могущества, веры, знатности, постоянства, прочности.

Серебряный цвет поля Герба — цвет чистоты, правдивости, благородства.

Червленый цвет — символ любви, мужества, смелости, великодушия.

Черный цвет — мудрости, осторожности, постоянства.

Лазоревый — честность, верность.

Зеленый цвет — символ надежды, изобилия, обновления жизни и здоровья.

Учитель:  Второй символ Краснодара– это флаг.

Наряду с гербом, символом Краснодарского края является флаг. Что такое флаг? Рассмотрите флаг нашего края, расскажите о нем.



Флаги мы можем видеть на многих административных зданиях: администрации города, школах, поликлиниках, учреждениях культуры и т.д. Флаг нашего края был утвержден 5 мая 1995 года, но в 2005 году немного изменился и окончательно был принят 28 июня 2004 года.

(Слайд 6)
-О каком символе мы еще не говорили? Верно, о гимне. Что такое гимн?

Текст гимна Краснодарского края был создан во время первой мировой войны в 1914 году отцом Константином Образцовым - священником первого Кавказского полка Кубанского казачьего войска. В 1995 году был обработан как торжественная песня Виктором Захарченко и после этого стал гимном края.


Когда можно услышать гимн?

А как нужно слушать гимн?

(прослушивание аудиозаписи гимна)
Учитель:
 Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Музыка - композитор Чингис Павлов. Стихи - поэт Даши Дамбаев. Гимн Улан-Удэ написан в 1966 году.

Слайд.7 Слова гимна и музыка

Рефлексивный этап.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.

  1. Вам оно понравилось?

  2. По какому городу мы путешествовали?

  3. Чем для нас является Краснодар? (малой родиной)

  4. Какие памятные места Краснодара вы запомнили?

  5. Какие символы города вы запомнили? (герб, флаг, гимн)

Перспективный этап:

Учитель: А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?

Ответы детей: в музеях Краснодара, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать какой город был раньше.


Критерии оценивания1:

Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.

В методической разработке учтены:

Критерий оценивания

Баллы

Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу

1

Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия

1

Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки:

1

- сценария

1

- интерактивных заданий для школьников

1

- оценочных средств (опросники, анкеты, др.)

0

- видеоролика

1

- методического описания

0

- презентации в формате ppt, pdf

1

Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер

1

Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся

1

Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными)

1

Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна

1

Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе

1