Файл: Занятие для учащихся начальных классов по теме С чего начинается Родина.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к теме 2.2. «Страна: патриотизм»
Внеурочное занятие для учащихся начальных классов
по теме: «С чего начинается Родина?»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает использование презентации.
Ход урока:
Учитель: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Слайд № 1
Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о Родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. Задание.
Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Обратимся к толковым словарям.
Слайд №2
1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.
2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.
3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.
4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.
5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
Учитель: А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.
Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?
Правильно ребята, наша малая Родина – это наша Кубань. Наш Краснодарский край.
-
Родина моя – Кубань. -
Самый мой главный – Краснодар.
Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу и поиграть в пути. (Показ презентации)
Учитель: Я буду загадывать загадки об известных местах Барнаула, а вы должны будите отгадать, что это за место.
Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Филармония )
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Это крупный магазин,
У него полно витрин,
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)
Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)
Здесь жонглёры, акробаты, Детям здесь все очень рады Клоуны, эквилибристы, Даже звери здесь артисты (цирк)
Здесь работают врачи Не шуми и не кричи Попил из холодильника Идите в ……..(поликлинику)
Здесь фонтаны и аллеи Детские есть карусели Здесь на пони можно сесть, Уткам хлеба дать поесть. (парк)
Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что у каждого региона нашей страны, у каждого города есть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн).
(Слайд 3)
Учитель: Значение слова «Герб» в словаре Ожегова.
ГЕРБ, -а, м. Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах
- В прошлом у каждого замка, города, страны был свой герб. Гербы помещались на городские ворота, на главных зданиях. Он рассказывал о самом главном в судьбе города, страны, о его внешнем облике, об обычаях жителей. Рассказ велся на языке символов – сказочных и настоящих фигур и предметов, расположенных на гербе с особым смыслом.
Расположение и цвет символов на гербах объясняет специальная наука –геральдика.
Работа в паре.
- Соедините стрелками герб с городом? (Краснодар, Сочи, Туапсе, )
- Проверяем (Слайд4)
- Давайте подробнее разберем герб города Краснодара края.
Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? (ответы детей:)
Булава – старинное ударное оружие, у казаков символ власти.
Бунчук –короткое древко с привязанным конским хвостом, символ власти у казачьих атаманов.
Вензель – сочетание начальных букв имени и фамилии или имени и отчества, перевитых между собой
Рассказ учителя о гербе Краснодара (слайд5)
Герб города составлен на основе исторического Герба города Екатеринодара, высочайше утвержденного в 1849 году.
Изображение на Гербе крепостной стены символизирует Екатеринодарскую крепость, открытые ворота - символ дружелюбия и открытости города. Атаманская булава символизирует столицу Черномории, резиденцию атамана Черноморского казачьего войска, бунчуки - символы черноморского казачества. Четыре перекрещивающихся знамени с вензелями императрицы Екатерины II, императоров Павла I, Александра I, Николая I, пожалованные войску императорами на момент принятия Герба, символизируют заслуги черноморского казачьего войска. Золотой вензель императрицы Екатерины II говорит о том, что город был назван Екатеринодаром в ее честь. 59 золотых звезд символизируют количество казачьих станиц в черноморском казачьем войске в 1849 году.
Золотой цвет поля Герба — цвет богатства, символ могущества, веры, знатности, постоянства, прочности.
Серебряный цвет поля Герба — цвет чистоты, правдивости, благородства.
Червленый цвет — символ любви, мужества, смелости, великодушия.
Черный цвет — мудрости, осторожности, постоянства.
Лазоревый — честность, верность.
Зеленый цвет — символ надежды, изобилия, обновления жизни и здоровья.
Учитель: Второй символ Краснодара– это флаг.
Наряду с гербом, символом Краснодарского края является флаг. Что такое флаг? Рассмотрите флаг нашего края, расскажите о нем.
Флаги мы можем видеть на многих административных зданиях: администрации города, школах, поликлиниках, учреждениях культуры и т.д. Флаг нашего края был утвержден 5 мая 1995 года, но в 2005 году немного изменился и окончательно был принят 28 июня 2004 года.
(Слайд 6)
-О каком символе мы еще не говорили? Верно, о гимне. Что такое гимн?
Текст гимна Краснодарского края был создан во время первой мировой войны в 1914 году отцом Константином Образцовым - священником первого Кавказского полка Кубанского казачьего войска. В 1995 году был обработан как торжественная песня Виктором Захарченко и после этого стал гимном края.
Когда можно услышать гимн?
А как нужно слушать гимн?
(прослушивание аудиозаписи гимна)
Учитель: Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране. Музыка - композитор Чингис Павлов. Стихи - поэт Даши Дамбаев. Гимн Улан-Удэ написан в 1966 году.
Слайд.7 Слова гимна и музыка
Рефлексивный этап.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.
-
Вам оно понравилось? -
По какому городу мы путешествовали? -
Чем для нас является Краснодар? (малой родиной) -
Какие памятные места Краснодара вы запомнили? -
Какие символы города вы запомнили? (герб, флаг, гимн)
Перспективный этап:
Учитель: А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?
Ответы детей: в музеях Краснодара, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать какой город был раньше.
Критерии оценивания1:
Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
В методической разработке учтены:
Критерий оценивания | Баллы |
Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу | 1 |
Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия | 1 |
Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки: | 1 |
- сценария | 1 |
- интерактивных заданий для школьников | 1 |
- оценочных средств (опросники, анкеты, др.) | 0 |
- видеоролика | 1 |
- методического описания | 0 |
- презентации в формате ppt, pdf | 1 |
Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер | 1 |
Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся | 1 |
Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными) | 1 |
Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна | 1 |
Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе | 1 |