Файл: Занятие для учащихся 3 4 классов по теме Семья. Семейные традиции.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Внеурочное занятие для учащихся 3 -4 классов по теме: «Семья. Семейные традиции»

Цель: раскрыть роль семьи в жизни каждого человека; обратить внимание учащихся на значение слова «семья» в их жизни;

способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи; развивать мышление, речь, воображение.

Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, дружба, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи.

Планируемые результаты:

Личностные: расширить первоначальные представления о семье и ее ценностях, укрепляя связи между поколениями; стимулировать творческую активность; пробудить желание использовать самостоятельное чтение для развития и самообразования.

Предметные: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимать необходимость уделять внимание всем членам семьи и оказывать взаимопомощь.

Метапредметные: воспринимать символику, понимать ее смысл и назначение; анализировать текстовую и фото
информацию в соответствии с учебной задачей; формулировать суждения, выражать эмоции; аргументированно высказывать свое мнение; проявлять в процессе обсуждения готовность решать учебные задачи творческого и поискового характера, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; участвовать в коллективном формулировании вывода по результатам обсуждения.
Продолжительность занятия: 35 минут.

Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает использование фотографий, мультимедийной презентации; включает в себя анализ информации, парную и групповую работу с текстом, игру.

Комплект материалов: сценарий,

презентационные материалы, комплекты фотографий.

Содержательные блоки занятия

Часть 1. Мотивационная

Вступление. Учитель говорит о семье, о семейных ценностях. Учащиеся отгадывают загадки, готовятся к погружению в основную тему занятия.

Часть 2. Основное содержание

Беседа о семье, семейных традициях, выполнение творческих заданий.



Часть 3. Заключение

Подведение итогов: рефлексия «Цепочка пожеланий».

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная. (5 минут)

Учитель. Ребята посмотрите за окно. Какое яркое сегодня солнце, оно всех любит и всех греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Мы направляем к звёздочке лучики, которые несут радость, тепло, свет и нежность. Теперь звёздочка становится большой как солнце, и несёт тепло всем - всем. И вы ребята сегодня будете нести всем тепло, и будете радовать окружающих как наше солнышко.

Дети рассаживаются по местам.
Учитель. Ребята, сегодня на занятии мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека как солнышко. А вот о чем, вы узнаете, разгадав загадки:
Чуткая, славная,
А на кухне – главная.
Кулебяки и рулет,
Приготовит нам в обед.
Всей семье носочки вяжет,
Нежные слова всем скажет.
Говорю ей: «Лапушка»,
Это моя …(бабушка)
Кто нам ближе всех на свете,
Кто милей всех на планете,
Чьи объятья слаще меда,
Кто прогонит все невзгоды.
Жизнь она нам подарила,
Этот мир большой открыла. (мама)
Самый старший он в семье,
Самый мудрый во дворе,
Голова вся в седине,
А встает он заре. (дедушка)

Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш …(папа)
Ни минуты не сидит,

И куда-то всё бежит,

Озорник с пелёнок

Это маленький …(Ребёнок)
А теперь посмотрите на слова отгадки. Что объединяет все эти слова? (Семья). Сегодня мы будем говорить о самом важном, что есть в жизни каждого человека, о семье.
Часть 2. Основная. (20 минут)
Беседа. Что такое для вас семья? Почему семья нужна человеку? - Вы гордитесь своей семьей? Почему?

Учитель. Семья в жизни человека занимает важное место. В семье человек растет
, развивается формируется его характер. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе. Семья – это дом. Это папа и мама, дедушка и бабушка…

Это дружба и любовь, это забота друг о друге. Это радость и печали, которые одни на всех.

О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Я предлагаю вам сейчас поработать в парах . У вас на столах есть лежат листы бумаги и конверты с рассыпавшимися пословицами. Соберите пословицы.

Поразмышляем вместе над мудрыми мыслями.

Объяснить смысл нескольких из них.

Работа над пословицами.
На что клад, когда в семье лад.

В родной семье и каша гуще.

Семья в куче – не страшна и туча .
Учитель. Мы с вами уже работали по этой теме: составляли родословную своей семьи, выполняли проект «Моя семья», рисовали рисунки «Мама , папа, я – дружная семья», участвовали в творческих конкурсах «Моя семья», «Семейная фотография».

Беседа. А как вы думаете, все ли семьи одинаковые? А чем они могут быть похожи? Чем могут различаться?

Семьи все разные. Конечно, они отличаются своими привычками, укладом, обычаями.

А какой должна быть семья?

Задание для учащихся.

Чтобы ответить на этот вопрос мы поработаем в группах.

Вспомним правила работы в группах.

В каждой группе есть листочки, на которых написаны имена прилагательные. Выберите из них только те, которые по вашему мнению, являются ответом на данный вопрос.

1. Дружная, ленивая, спортивная.

2. Трудолюбивая, заботливая, скандальная.

3.Доброжелательная, любящая, злая.

4. Веселая, равнодушная, гостеприимная.

5. Жадная, внимательная, чуткая.

6. Понимающая, терпеливая, ссорящаяся.

Беседа. А почему вы не выбрали слова ленивая, скандальная, злая, равнодушная, жадная, ссорящаяся.

- А каким будет ребёнок в такой семье?

- Как он будет вести себя в обществе?
Физминутка

Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Учитель.
Каждая семья – это своеобразный мир, маленькое государство, в котором царят свои правила, есть свои ценности.

- А какие ценности могут быть в семье?

Мы сегодня говорим  не о материальных ценностях, а о духовных. Это память о предках – ваших прабабушках и прадедушках, об их жизни, о грустных и радостных событиях в семье. К семейным ценностям можно отнести многое: фотоальбомы, старые песни и вещи, мебель, растения, посаженные ещё вашими бабушками, дома, построенные дедушками.

Традиции семьи тоже можно отнести к духовным ценностям.

- А как вы понимаете значение слова традиции?

В толковом словаре Ожегова дано такое определение:

«Традиция - это обычай, установившийся порядок в поведении, в быту, а также то, что перешло от одного поколения к другому, унаследовано от предков».

Семейные обеды, ужины, совместное чтение книг, просмотр фильмов, выезды на природу, семейные праздники.

Связь поколений, сохранение традиций семьи – это было важно всегда. К сожалению, многие современные семьи живут разрозненно, редко собираются вместе, забывают о своих родителях, - у них нет совместных занятий. Отсутствие традиций в семье ведет к разобщению людей, даже самых близких.

Давайте посмотрим сценку в исполнении девочек «Мамы».

Сценка.

Танюша под вечер
С прогулки пришла
И куклу спросила:

Таня: Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!

Ведущий: Танюшина мама с работы пришла
И Таню спросила:

Мама: Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
Обедать кричала бабуся не раз,
А ты отвечала: сейчас да сейчас.
С этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка, обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!

Ведущий: Тут бабушка — мамина мама — пришла
И маму спросила:

Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий стул.

Бабушка: Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки