ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Классный час «Герб Костромы»
(24 октября 2012 г. 245 лет первому в истории России жалованному гербу)
Цели: познакомить учащихся с гербом Костромы; дать знания о гербе; закрепить представления о городских достопримечательностях; развивать интерес к символике города.
Оборудование: рисунки с изображениями гербов Костромы, дипломы, фотография памятника Сусанину, буклет «Герб Костромы».
Организаторы: классный руководитель, учащиеся,
Участники: учащиеся 3 класса.
Подготовка
-
Классный руководитель вместе с группой «исследователей», «экскурсоводов» подбирает материал, оформляют презентацию -
Группа учеников разучивает стихотворения, песни о Костроме.
Ход классного часа
1 часть. Вводная.
Учитель.
Красив родной наш город,
В котором мы живем,
Всегда наряден, молод,
Прекрасен он во всем.
О чем это стихотворение?
Дети отвечают.
Как называется наш город, в котором мы живем?
2 часть. Информационная.
Учитель (выставляет изображение «Павловского» герба Костромы). Вы знаете, что это такое?
Дети. Это герб.
Филологи дают по толковому словарю определение слова «герб».
+ Герб – это род щита с изображением на нём знаков, присвоенных государству, городу, дворянскому роду.
(В. И. Даль «Толковый Словарь»)
- Наука о гербах в России появилась в 1672 году. А как называлась эта наука? Ответ поможет найти закономерность (3, 7, 11...).
Ответ:3, 7, 11, 15, 19, 23,27, 31, 35,39 (геральдика).
3
7 11 14 15 18 19 20 21 23 24 27 31 35 39
г е р у а о л в э ь с д и к а
5. Группа историков.
+ История герба начинается в те времена, когда наши предки были воинственные и большую часть времени проводили в боях. Во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи, и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия: разноцветные плащи, перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Такое изображение на щите стали называть гербом.
+ Чаще всего рыцарь изображал на щите – гербе то животное, на которое хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым, как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый.
+ Герб передавали детям, внукам. Гордились и старались не опозорить. Простые люди всегда селились поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал город. И герб рыцаря - хозяина становился не только его личным гербом, но и гербом всего города. Над воротами вывешивали щит – герб.
6. Группа гербоведов.
- Прошло много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не пользуются щитами. Но герб остался. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то можете узнать много интересного.
-Как называли человека, в обязанности которого входило изучение и создание гербов? Разгадайте ребус.
, , , (герольд)
Д
+ Основой гербов служат щиты. В геральдике 5 форм щитов: варяжский, итальянский, испанский, французский и германский. При описании герба нужно вообразить себя на месте рыцаря, как бы стоящего за щитом. Щиты покрывали красками (эмалями).
Золото (жёлтый цвет) соответствовало богатству.
Серебро (белый цвет) – символ чистоты.
Ещё используют 5 цветов:
красный – символ храбрости, мужественности
синий – символ красоты
голубой – символ красоты, величия, верности, движение вперёд, надежду, мечту.
зелёный – символ молодости, плодородия
чёрный – символ образованности
Животные в гербах символизируют:
бык, корова – символ труда и терпения, плодородия и скотоводства.
волк – символ жадности, злости и прожорливости.
медведь – могущество.
Растения символизируют:
дуб – сила, могущество.
колос – символ земледелия, богатства земли.
Учитель. У каждого города есть свой герб – это знак города, его паспорт. У ваших родителей есть паспорт? Такой паспорт есть и у нашей Костромы, по которому узнают, какой это город.
Обратимся ко второй половине 18 века. Воспетая в одах Державиным и Ломоносовым, как последовательница реформ Петра Ӏ, Екатерина ӀӀ стала первой императрицей, посетившей костромскую землю в мае 1767 года.
- Представим в лицах сцену посещения Екатериной великой города Костромы.
Рассказчик: 12 мая 1767 г. – в Ярославле Екатерине ӀӀ был представлен депутат от костромского дворянства господин Зузин.
Екатерина ӀӀ:
-Далеко ли вы живете от Костромы и имеете ли в городе свой дом?
Майор Родион Зузин:
- Имение мое недалеко от Костромы, поэтому дома своего в городе не имею.
Екатерина ӀӀ:
- Много ли дворянства в Костроме?
Майор Родион Зузин:
- В ожидании Вашего Величества в город прибыло много дворянства, с намерением видеть Ваше Высочество, Милосердную Мать отечества.
Екатерина ӀӀ:
- Благодарна буду. Отправляйтесь в перед и сообщите о моем скорейшем прибытии.
Рассказчик.
14 мая Екатерина ӀӀ прибыла в Костромскую губернию. Народ стоял по берегам Волги и приветствовал императрицу, крича «Ура!» Императрица остановилась напротив Ипатьевского монастыря. Ее приветствовали пушечным салютом и колокольным звоном. Она посетила Ипатьевский монастырь и Успенский собор. Вся Кострома была иллюминирована и приветствовала императрицу большим фейерверком.
Все это произвело неизгладимое впечатление на царицу.
Екатерина ӀӀ:
- Я очень довольна. Объявите от меня дворянам обоего пола благодарность.
Рассказчик. После возвращения из путешествия, Екатериной ӀӀ было написано письмо князю Вяземскому с указанием:
Екатерина ӀӀ:
- Повелеваю сочинить приличный герб города Костромы и поднести Моему Императорскому Величеству к Высочайшей апробации.
Сенатор:
- Во исполнение высочайшего повеления представляем герб Костромы и его уезда с изъяснением оного. «Как Ее императорское величество, в нынешнем 1767 году, во время своего… по реке Волге на построенной нарочно для этого галере, предпринятого путешествия…, удостоить соизволила: того для, в память сего по реке Волге путешествия и представляется в сем гербе: в голубом поле галера под Императорским штандартом, на гребле плывущая по реке…»
Рассказчик. Это был первый городской герб, составленный при Екатерине ӀӀ Геральдмейстерской конторой, и единственный, внесенный в полное собрание законов Российской империи.
3 часть. Проблемная.
Учитель (раздает конверты с разрезанными на 4 части изображением герба). Ребята, соберите из этих частей целое.
Дети выполняют задание.
Учитель. Что изображено? Где еще можно увидеть герб Костромы?
Историки. Но история с гербом Костромы и губернии на этом не заканчивается.
В 1797 году император Павел Петрович жалует Костроме новый герб. На нём изображён щит, разделённый на четыре части. В левой верхней части на красном поле изображён золотой крест, а в правой нижней четверти на зелёном поле – серебряный полумесяц, обращенный рогами вниз. Вторая и третья части представляли собой свободное золотое поле.
4 часть. Стимулирование детских вопросов.
Учитель вносит «Волшебный сундучок», где находятся значки, монеты, гербы Костромы и городов области. Учитель объясняет, что здесь находятся предметы, связанные с символикой города. Ученики должны их отгадать, задавая вопросы.
5 часть. Символизация.
Эскизы – контуры гербов. Учитель предлагает раскрасить герб в соответствующие цвета и по плану составить описание герба Костромы. Звучит фрагмент.
План описания герба.
-
Герб, какого города изображён? -
Форма щита. -
Что символизирует цвет герба? -
Какие предметы изображены? -
Где можно увидеть герб? -
О чём рассказывает герб – об истории, природе, профессии людей?
6.Рефлексия.
Продолжите предложения.
- Я узнал... (что такое герб и для чего он нужен).
- Понял... (что каждый город имеет свой герб в форме щита, как символа готовности к защите, что означают изображения на гербе).
Задание:
-
поискать изображения гербов Костромы (иллюстрации, монеты, значки, открытки, предметы домашнего обихода и т. д.), т е. начинаем собирать материал для мини – музея «Гербы Костромской области»; -
подумайте над гербом класса.
Литература:
1. Костромской области. Каталог. - Кострома: "Комитет по охране и использованию историко-культурного наследия администрации Костромской области", 10 выпусков, 1996-2008.
2. Исторические города и села Костромской области. Под ред. С.Н.Конопатова. - Кострома: "Комитет по охране и использованию историко-культурного наследия администрации Костромской области", 2004.
3. Гончарова Л.С. Кострома. Путеводитель. - М.: "Гранд-Холдинг", 2008.