Файл: Гражданское воспитание школьников историкопедагогический аспект.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гражданское воспитание школьников: историко-педагогический аспект
Аннотация.Вданнойстатьерассматриваютсявопросыстановленияиразвития гражданского воспитания на разных этапах развития и становленияРоссийскогогосударства.Особенностьюэтойстатьиявляетсяанализисторико-педагогическихподходовквопросамгражданскоговоспитанияличности. Автор делают вывод о том, что младший школьный возраст являетсянаиболееблагоприятнымвременемдляформированиягражданственностиидуховно-нравственныхкачеств личности.
Актуальность темы заключается в том, что постоянно развивающееся Российское государство всегда нуждалось в людях, обладающих высокими моральными качествами: нравственностью, духовностью, гражданственностью. Их формирование всегда рассматривалось как приоритетное направление в педагогике, так как воспитание человека в духе гражданской любви к своей стране есть важнейшее условие успешного развития личности патриота- Россиянина с одной стороны, и условие результативного развития нашего государства. В настоящее время проблема гражданского воспитания детей, подростков, молодежи интересует педагогов с точки зрения активно реформируемого отечественного образования. Такого рода интерес рассматривается нами как традиция в историко-педагогическом смысле.
Разработка вопросов нравственного, патриотического, гражданского воспитания в педагогике имеет свое преломление, свои достижения, свою особую историю. Если рассматривать историю педагогической мысли в этом направлении, то мы считаем важным заметить, что вопросы гражданского воспитания рассматривались, ещё начиная с Платона и Аристотеля. Представители античной философской мысли изучали проблемы гражданского воспитания с точки зрения уважения к государству, законопослушания. Более поздние философы и педагоги видели в гражданском воспитании свободное развитие личности, и создание условий для самовыражения.
В отечественной педагогической теории наиболее полно цели и задачи гражданского воспитания были проанализированы в трудах: В.Н. Татищева, М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикого, Н.М. Карамзина, К.Н. Вентцеля, Н.Г. Чернышевского, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, К.Д. Ушинского, П.П. Блонского, С.С. Шацкого, А.С. Макаренко, А.И. Пискунова, и др.
Во все исторические эпохи ученые обращались к вопросам, связанным с воспитанием национального сознания, духовно-нравственным развитием личности,
формированием базовой культуры личности с учетом особенностей отечественной ментальности. Мы заметили, что во многих летописях и литературных источниках прошлого времени («Поучение Владимира Мономаха детям», «Моление Даниила Заточника», «Ипатьевская летопись», «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве» и т.п.) зарождались такие понятия как «братство», «единство», «дружина». Привязанность к языку, народным традициям, родной земле – эти элементы были заложены в народной педагогике ещё в древние времена. Патриотизм являлся основополагающим понятием российских воспитательных традиций, начиная с Древней Руси.
XVIII век, именно с этого времени, начинает характеризовать историю педагогики и образования в России А.И. Пискунов, отмечен «развитием школьного дела при Петре I», педагогической деятельностью Л.Ф. Магницкого, М.В. Ломоносова, началом профессионального отечественного образования, и все это во славу России, значит с целью гражданского воспитания школьников и не только.
В связи с изменением государственной политики в России потребовались не только квалифицированные специалисты, но и так называемые «люди нового типа», появлению которых должна была способствовать школьная реформа 1714 года. При проведении реформирования школы к заслугам реформ данного периода можно отнести учёт народного опыта воспитания подрастающего поколения, опыта русских просветителей, общественных деятелей и педагогов Ф. Поликарпова, Ф. Прокоповича, В. Н. Татищева и др.
В российской общественно-педагогической мысли к середине XVIII века, в решении вопроса гражданского воспитания сложились два основных направления. Одно из них - общественно-патриотическое направление – утверждало в обществе, по отношению к Родине, идеи общественного и нравственного долга, патриотизма. Другое - утилитарно-охранительное направление - поддерживало идею полного подчинения
гражданина существующему режиму. Общим основанием этих направлений являлась, выработанная христианством, система религиозно- нравственных ценностей. Но в подходах к идее гражданского воспитания прослеживаются и различия в выборе данных ценностей. Представители общественно-демократического направления считали главным критерием человеческой жизни идею служения христианским истинам, они видели в вере основу духовного развития человека, опирались на идеалы добра, справедливости, изначального равенства всех людей перед Богом. Утилитарно-охранительное направление опиралось на идеалы полного безропотного послушания личности, отказа от личных потребностей, считая церковь оплотом власти.
Известный русский учёный М.В. Ломоносов утверждал, что кардинально
изменить положение российского народа можно лишь путём распространения просвещения среди различных слоёв общества, готовя «истинных сынов Отечества», способных развивать отечественную науку и распространять научные знания в народной среде. Важной обязанностью гражданина М.В. Ломоносов также считал стремление к получению знаний.
Вторая половина XVIII века и правление Екатерины II связаны с полным реформированием системы образования в России. В данный период российской истории появляется ряд законодательных актов, связанных с гражданским и патриотическим воспитанием. В области гражданского и патриотического
воспитания второй половины XVIII века одним из важных законодательных документов, утверждённых Екатериной II в 1764 году, с нашей точки зрения, может считаться
«Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» И.И. Бецкого.
В дело гражданского воспитания в России во второй половине XVIII века большой вклад внёс известный просветитель-педагог Николай Иванович Новиков.
На становление идей гражданского воспитания и патриотизма в России оказала большое влияние его деятельность и гражданская позиция.
Пример отношения к идее воспитания гражданина русской мысли конца XVIII века также можно найти в трудах Николая Михайловича Карамзина. «Служить Отечеству любезному…быть нежным сыном, супругом, отцом; хранить, приумножать стараниями и трудами наследие родительское есть священный долг моего сердца, есть слава моя и добродетель», - именно таким должен быть истинный гражданин, считает автор. Н.М. Карамзин отстаивал идею о том, что долг гражданина - служить Отечеству, быть полезным обществу, работать и оставаться при этом хорошим семьянином. Делая промежуточный вывод, можно сказать, что последствиями развития общественной и педагогической мысли XVIII века в России стал чётко сформировавшийся идеал человека-патриота и гражданина. Человек- патриот, ревнитель, защитник Отечества отстаивает необходимость любви ко всему человечеству, исключает всякую вражду к другим людям: иной веры, иных взглядов; неприязнь к отдельным народностям и т.п.
В России XIX - XX века воспитание гражданственности осуществлялось с помощью учебных средств, так как вопрос о целостности системы гражданского
воспитания еще не стоял. Но проблема гражданского воспитания в то время волновала многих. Ученым, теоретикам, методистам необходимо было выявить определенные направления теоритического и практического содержания воспитания гражданственности, которые позволили бы установить связь патриотического и гражданского воспитания с социальными, политическими и экономическими условиями жизни государства, а также определить цели, средства и принципы воспитания гражданственности. В этот период русские ученые и педагоги обращаются к идеям и педагогической мысли известных зарубежных ученых Э. Демолена, Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнера, П. Наторпа, Ст. Холла, Э. Эртли и других. Данные ученые утверждали новые представления о целях гражданского воспитания. А именно, формирование у детей самостоятельности и активности, творческой самодеятельности, требовавшей появления человека нового типа, который способен не только мыслить, но и действовать. Человека, обладающего знаниями, индивидуальным мышлением, который с помощью труда и солидарности с другими будет способен укрепить свое государство.
В разработке теории и практики воспитания граждан в начале ХХ века
участвовали многие советские педагоги: П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.
А.С. Макаренко считал, что необходимо стремиться к правильному воспитанию, чтобы потом не пришлось заниматься перевоспитанием. Родители, воспитатели и педагоги должны иметь перед собой конкретную цель и программу воспитательной