Файл: Гражданское воспитание школьников историкопедагогический аспект.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
работы. Взрослым нужно помнить, что ребенок это будущий гражданин, и, это значит, что они отвечают за него перед страной. И, прежде всего, необходимо самому быть хорошим гражданином и тщательно следить за своим собственным поведением, чтобы показывать положительный пример своим воспитанникам. В целом ряде своих произведений «Педагогическая поэма», «Флаги на башнях»,
«Черниговка» и других, он не только расставляет приоритеты гражданского воспитания, интересные нам, тем, кто сегодня готовится стать учителем начальных классов, занимается исследованием данного вопроса в рамках курсовой и выпускной квалификационной работы, но и выстраивает вектор общероссийского педагогического подхода к гражданскому воспитанию школьников.
В.А. Сухомлинский, размышляя о «Воспитании гражданина», по сути обобщает и систематизирует теоретический и практический опыт работы советской школы в русле гражданского воспитания. Автор отвечает на вопрос, как формировать гражданственность младшего, старшего школьника; как соединить усилия школы,
семьи, детской общественной организации и добиться реальных успехов в гражданском воспитании подрастающего поколения.
В ХХ веке в России стали известны имена учителей-новаторов: Ш.А. Амонашвили и И.П. Волкова, В. Шаталова и С.Н. Лысенковой, М.П. Щетининой и Е.Н. Ильина. Эти люди, несомненно, добились авторитета и славы, но основополагающими истоками их новаторства являются открытия К. А. Москаленко, который в свое время разработал идею ускоренного, интенсивного обучения
под названием «Липецкий опыт», где наряду с дидактическими открытиями неустанно проповедовал любовь к своей большой и малой Родине, необходимость добиваться успехов в учебе для будущей успешной трудовой деятельности.
В ХХI веке гражданское воспитание школьников, в историко-педагогическом аспекте, ориентировано на основные документы, согласно которым реформируется школьное образование: Федеральные государственные образовательные стандарты, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) и т.п. Согласно упомянутой Концепции, организация социально открытого пространства личности гражданина России, нравственного уклада жизни учащихся осуществляется на основе нравственного примера педагога; социально-педагогического партнерства; индивидуально- личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.
Анализируя различные подходы к проблеме гражданского воспитания можно сделать вывод о том, что основной целью гражданского воспитания школьников является формирование гражданственности как качества личности, включающего в себя любовь к родному государству, народу, стремление к миру во всем мире, уважение государственной власти и законов, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, толерантность, патриотизм.
Необходимой задачей профессионального воспитания учителей, воспитателей, организаторов общественных движений является формирование у них такого качества, как толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - отсутствие или ослабление
реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. В основе толерантности лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации — с другой. Толерантность, как считают многие ученые, и мы с ними согласны, является одним из важнейших профессиональных качеств учителя, которое необходимо для формирования гражданственности учащихся, а также их грамотного межнационального общения и успешного формирования их правовой культуры.
Следует отметить, что самым благоприятным временем для становления и закрепления моральных правил и норм является младший школьный возраст. Раннее детство, несомненно, и правильно, считается важным этапом формирования нравственных качеств личности, но идеи норм, долга, правил, законов определяются и оставляют отпечаток в душе ребенка как раз в младшем школьном возрасте. В этот период ребенок любознателен, старается активно познавать окружающий мир, и поэтому с увлечением принимает новые, неизвестные ему правила и законы. Он стремиться к тому, чтобы понять, что нужно делать, «что такое хорошо, и, что такое плохо». Младший школьник и его родители, нуждаются в помощи квалифицированных педагогов в плане создания необходимых условий для формирования правильного мировоззрения и таких важных личностных качеств, как гражданственность, патриотизм и т.п.
На протяжении нескольких эпох проблемы гражданского воспитания
актуальны, рассматриваются учеными, теоретиками, методистами. Это направление интересует исследователей разного уровня. Программы духовно-нравственного развития и воспитания ХХI века предусматривают добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических, и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения.
Мы полагаем, что достигнуть идеала гражданственности можно через усвоение общественных и национальных ценностей, которое будет продуктивным в процессе формирования активной гражданской позиции, в том числе и младших школьников, в деятельности в рамках общественной организации. В такого рода организации следует включать младших школьников, адресуя им посильные задачи, и тогда мы сможем помочь младшему школьнику вырасти человеком широко мыслящим, грамотным, обладающим гражданскими качествами личности, способным на действия, улучшающие качество жизни своего государства.
Все это определяет перспективы гражданского воспитания школьников на современном этапе и расширяет целевой, содержательный, методический, опытный планы историко-педагогического аспекта данного направления.
«Черниговка» и других, он не только расставляет приоритеты гражданского воспитания, интересные нам, тем, кто сегодня готовится стать учителем начальных классов, занимается исследованием данного вопроса в рамках курсовой и выпускной квалификационной работы, но и выстраивает вектор общероссийского педагогического подхода к гражданскому воспитанию школьников.
В.А. Сухомлинский, размышляя о «Воспитании гражданина», по сути обобщает и систематизирует теоретический и практический опыт работы советской школы в русле гражданского воспитания. Автор отвечает на вопрос, как формировать гражданственность младшего, старшего школьника; как соединить усилия школы,
семьи, детской общественной организации и добиться реальных успехов в гражданском воспитании подрастающего поколения.
В ХХ веке в России стали известны имена учителей-новаторов: Ш.А. Амонашвили и И.П. Волкова, В. Шаталова и С.Н. Лысенковой, М.П. Щетининой и Е.Н. Ильина. Эти люди, несомненно, добились авторитета и славы, но основополагающими истоками их новаторства являются открытия К. А. Москаленко, который в свое время разработал идею ускоренного, интенсивного обучения
под названием «Липецкий опыт», где наряду с дидактическими открытиями неустанно проповедовал любовь к своей большой и малой Родине, необходимость добиваться успехов в учебе для будущей успешной трудовой деятельности.
В ХХI веке гражданское воспитание школьников, в историко-педагогическом аспекте, ориентировано на основные документы, согласно которым реформируется школьное образование: Федеральные государственные образовательные стандарты, Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) и т.п. Согласно упомянутой Концепции, организация социально открытого пространства личности гражданина России, нравственного уклада жизни учащихся осуществляется на основе нравственного примера педагога; социально-педагогического партнерства; индивидуально- личностного развития; интегративности программ духовно-нравственного воспитания; социальной востребованности воспитания.
Анализируя различные подходы к проблеме гражданского воспитания можно сделать вывод о том, что основной целью гражданского воспитания школьников является формирование гражданственности как качества личности, включающего в себя любовь к родному государству, народу, стремление к миру во всем мире, уважение государственной власти и законов, дисциплинированность, чувство собственного достоинства, толерантность, патриотизм.
Необходимой задачей профессионального воспитания учителей, воспитателей, организаторов общественных движений является формирование у них такого качества, как толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - отсутствие или ослабление
реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию; способность человека противостоять разного рода жизненным трудностям без утраты психологической адаптации. В основе толерантности лежит способность учителя адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации — с другой. Толерантность, как считают многие ученые, и мы с ними согласны, является одним из важнейших профессиональных качеств учителя, которое необходимо для формирования гражданственности учащихся, а также их грамотного межнационального общения и успешного формирования их правовой культуры.
Следует отметить, что самым благоприятным временем для становления и закрепления моральных правил и норм является младший школьный возраст. Раннее детство, несомненно, и правильно, считается важным этапом формирования нравственных качеств личности, но идеи норм, долга, правил, законов определяются и оставляют отпечаток в душе ребенка как раз в младшем школьном возрасте. В этот период ребенок любознателен, старается активно познавать окружающий мир, и поэтому с увлечением принимает новые, неизвестные ему правила и законы. Он стремиться к тому, чтобы понять, что нужно делать, «что такое хорошо, и, что такое плохо». Младший школьник и его родители, нуждаются в помощи квалифицированных педагогов в плане создания необходимых условий для формирования правильного мировоззрения и таких важных личностных качеств, как гражданственность, патриотизм и т.п.
На протяжении нескольких эпох проблемы гражданского воспитания
актуальны, рассматриваются учеными, теоретиками, методистами. Это направление интересует исследователей разного уровня. Программы духовно-нравственного развития и воспитания ХХI века предусматривают добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических, и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России. Традиционной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодежные движения, организации, сообщества. Они должны иметь исторически и социально значимые цели и программы их достижения.
Мы полагаем, что достигнуть идеала гражданственности можно через усвоение общественных и национальных ценностей, которое будет продуктивным в процессе формирования активной гражданской позиции, в том числе и младших школьников, в деятельности в рамках общественной организации. В такого рода организации следует включать младших школьников, адресуя им посильные задачи, и тогда мы сможем помочь младшему школьнику вырасти человеком широко мыслящим, грамотным, обладающим гражданскими качествами личности, способным на действия, улучшающие качество жизни своего государства.
Все это определяет перспективы гражданского воспитания школьников на современном этапе и расширяет целевой, содержательный, методический, опытный планы историко-педагогического аспекта данного направления.