Файл: Урока Обобщить знания по теме Фонетика, графика, орфоэпия, орфография.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 8

Обобщающее повторение фонетики, графики,

орфоэпии, орфографии
Цели урока:

Обобщить знания по теме «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в корне слова; закрепить навыки произношения.
Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Рассказать об основных сферах жизни общества, в которых произошли значительные изменения, и в связи с этим появились новые слова.

2. Проверка выполнения упр. 280.

3. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1

— Вставьте пропущенные буквы и дайте толкование слов:

Деб..тор, к..нтракт, кр..дитор, пр..дюсер, товарооб..рот, макл..р, н..минал, п..ритет (валютный), с..ртификат, т..раж, альт..рация, бальз..мировать, в..львация, барт..рные сделки.
Карточка 2

— К следующим толкованиям слов подберите в приведённом ниже списке соответствующие термины:

• Владелец или совладелец договора с государством на эксплуатацию промышленных предприятий, природных богатств.

• Оптовый скупщик скота, мяса, рыбы для перепродажи.

• Лицо, обладающее местом на бирже и осуществляющее сделки от своего имени и за свой счёт.

• Отрезной талон ценной бумаги.

• Поручитель, гарант, финансирующее лицо или организация.

• Соотношение между денежными единицами различных стран.

• Нарицательная стоимость, обозначенная на ценных бумагах.

• Торговая сделка на основе натурального обмена.

• Погашение облигаций государственных займов.

• Документ, удостоверяющий права держателя акций.

Слова-термины: бартер, концессионер, купон, маклер, номинал, паритет (валютный), прасол, сертификат, спонсор, тираж.
Ответы:

Карточка 1

Дебитор — должник; контракт — договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон; кредитор — заимодавец; продюсер — владелец кинофирмы; товарооборот — процесс обращения товаров; маклер — биржевой специалист, посредник при мелких торговых сделках
; номинал — обозначенная стоимость (на товаре, денежном знаке, ценной бумаге); паритет — соотношение между денежными единицами различных стран; сертификат — документ, удостоверяющий права на что-либо (документ, удостоверяющий качество товара); тираж — погашение облигаций займа или иных обязательств; альтерация — (муз.) понижение или повышение звука на полутон или ясный тон; бальзамировать — пропитывать тело умершего особым веществом для предохранения от гниения; вальвация — определение стоимости иностранной валюты в национальной денежной единице; бартерные сделки — натуральный обмен.
Карточка 2

Концессионер, прасол, маклер, купон, спонсор, паритет, номинал, бартер, тираж, сертификат.
II. Работа по теме урока

1. Орфографическая разминка.

— Поставьте ударение в соответствии с нормами произношения.

Музе́й [зʼэ], киберне́тика [нэ] те́рмин [тʼэ], шине́ль [нʼэ], корте́ж [тэ], корне́т [нʼэ], прое́кт [йʼэ], маэ́стро [э], ателье́ [йʼэ], заку́порить, заплесневе́ть, куря́щий, договорные (цены), па́мятуя, восприня́в, отня́в, заздра́вный, жалюзи́, поэвони́ть, заледене́лый, эаложи́ть, заломи́ть, занято́й, запятна́ть, заржа́веть, инфици́ровать, интони́ровать..
2. Беседа.

— Какие разделы науки о языках вы знаете?

— Что изучает каждый из этих разделов? (Учащиеся дают определения разделов лингвистики.)

— Как называется кратчайшая звуковая единица (звуковая сторона звучания разных слов)? (Фонема.)

— Подберите пары слов, различающихся одним звуком. (Прибыть — прибить, съехать — въехать, толь — тюль, равный — ровный, запирать — забирать.)

— В чем различие звука и буквы? (Буква обозначает звуки на письме)
3. Характеристика звуков и букв.

— Дайте характеристику звуков и букв.

— Назовите буквы, обозначающие два звука, при каких Условиях дают два звука? (В начале слова; после разделительных ъ, ь, после гласных букв; в конце слова.)



— Приведите примеры. (Яма — [й’а]ма; юла — [й’у]ла; вьюгав[й’у]га; съезд с[й’э]зд; армияарми[й’а]; знаемзна[й’э]м.)

— Сколько согласных звуков в русском языке? (37.)

— Составьте пары согласных звуков по признаку звонкости и глухости. ([б-п], [б’-п’], [г-к], [г’-к’], [в-ф], [в’-ф’], [д-т], [д’-т’], [з-с], [з’-с’], [ж-ш])

— Какие звонкие звуки являются непарными ([р], [р’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [й’]), а глухие? ([ц], [ч’], [х])

— Чем отличаются твёрдые и мягкие согласные звуки? (Артикуляцией. Мягкие согласные образуются дополнительной артикуляцией — продвижением языка в полости рта вперёд. Твёрдые согласные такой артикуляцией не характеризуются.)

— Составьте пары согласных звуков по твёрдости и мягкости. ([б-б’], [п-п’], [в-в’], [ф-ф’], [д-д’], [т-т’], [г-г’], [к-к’], [х-х’], [з-з’], [с-с’], [л-л’], [м-м’], [н-н’], [р-р’]).

— Какие звуки всегда твёрдые? ([ж], [ш], [ц])

— Назовите непарные звуки по признаку мягкости. ([ч’], [й’], [щ’])
III. Проверка знаний. Отработка умений и навыков

1. Нескольким ученикам даются индивидуальные задания по упр. 5 (задания 2, 3, 4), и по упр. 6 (задание 3).
2. В это время упр. 5, 6 выполняются по вариантам с последующей взаимопроверкой.
3. Составьте текст-описание (3-5 предложений) по теме «Роняет лес багряный свой убор». Используйте выразительные средства языка, подражая И. С. Тургеневу (упр. 6).

Пример текста:

Первый месяц осени похож на хитрого лиса. Неслышно крадется он по земле, ловко прячется среди веток деревьев. Но вскоре всё вокруг порыжеет словно огненные звери рассядутся на каждом кусте, на каждом дереве. Подует ветер, и листья золотым дождём упадут на землю. Ветер будет гонять их по лесным, дорогам и тропинкам.
V. Итоги урока

— Какой раздел в лингвистике изучает звуковой строй языка?

— Что такое фонема? Какую функцию она выполняет? (Различает звуковую сторону звучания разных слов.)

— Сколько звуков в русском языке? (43 звука: 6 гласных и 37 согласных звуков.)

— Что изучает раздел «Орфография»?


— Чем различаются гласные и согласные звуки? (Акустикой: гласные образуются только голосом, согласные — шумом, либо голосом и шумом; артикуляцией при образовании гласных органы речи не создают преграды, при образовании согласных создаётся преграда; со смыслоразличительной стороны согласные обладают большими различительными способностями, нежели гласные, то есть по согласным можно угадать слово, а по гласным нельзя.)
Домашнее задание

1. Составить связный ответ по разделу «Фонетика и графика».

2. Упр. 7 (выполнить все задания к упражнению).