Файл: Генетика пола. Генетический механизм определение пола. Сцепленное с полом наследование Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел | 9.3DЗакономерности наследственности и изменчивости | |||||||||||||||
ФИО педагога | Мадикасимова Д | |||||||||||||||
Дата | 03.03 | |||||||||||||||
Класс 9 Е | Количество присутствующих: | отсутствующих: | ||||||||||||||
Тема урока | Генетика пола. Генетический механизм определение пола. Сцепленное с полом наследование | |||||||||||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | 9.2.4.6 описывать теорию определения пола 9.2.4.7 (М) составлять схему, объясняющую роль хромосом в определении пола | |||||||||||||||
Цель урока | Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола, аутосомах и половых хромосомах, о соотношении полов у животных и человека, о сцепленном с полом наследовании признаков. Продолжить формирование навыков решения генетических | |||||||||||||||
Критерии успеха | Знанание о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола. Выявить цитологические основы этого явления. Научить учащихся правильно объяснять приблизительно равную вероятность рождения мальчика или девочки; научить решать задачи по данной теме. | |||||||||||||||
Ход урока | ||||||||||||||||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||
Организационный этап | Приветствие, разделение на группы, формулирование целевых установок урока «Догадайся!». Мозговой штурм. Актуализация знаний. – Фронтальный опрос: Основы какой науки мы изучаем? Дайте ей определение. Какой учёный является основоположником генетики? Вспомним некоторые понятия генетики ФО-самооценивание (критерии на доске) | Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем | ||||||||||||||
Изучение нового материала | II. Стадия осмысления Генетика пола – важное и интересное направление современной генетики. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. Рассмотрим хромосомный набор человека. Он содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга - это половые или гетерохромосомы. (Слайд №5) (записывают в опорный конспект).Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y-хромосома. В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме, а сперматозоиды - гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина — Y-хромосому. Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самцы и самки встречаются одинаково часто(слайд № 6). Женщины (XХ) имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери. Этим обусловлена особенность наследования генов, расположенных в половых хромосомах. Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х- и Y-хромосомы, образующий два типа гамет - гетерогаметным. (записывают в опорный конспект). Работа в группах: используя презентацию, текст учебника рассказать о строении кожи в виде кластера, постера и т.д. Решение задач и обсуждение вопросов. 1) Вопросы для обсуждения. В чем состоят особенности половых хромосом? В чем заключается генетический механизм определения пола? Какие признаки, наследование которых сцеплено с полом, вам известны у человека? установите генотип женщины, у которой половина сыновей больна цветовой слепотой? Работа в парах с аналогичными заданиями Выбрать один правильный ответ из четырех
Учащимся предлагается ответить на вопросы: Как называются хромосомы, одинаковые у обоих полов? Какие хромосомы называются половыми или гетерохромосомами? От чего зависит пол будущего потомка? Какой пол и почему называется гомогаметным? Какой пол называется гетерогаметным? Какой пол гомогаметен у человека, большинства позвоночных, многих насекомых и двудомных растений? Какой пол гомогаметен у птиц, бабочек, рептилий, хвостатых амфибий? Какие признаки называются сцепленными с полом? | Анализируют правило 1-3 Ознакамливаются с методами решения Разбирают совместно с учителем понятие ОДЗ | ||||||||||||||
Рефлексия | .Взаимооценивание выполненных работ wenn-диаграммсогласно разработанным критериям. . Рефлексия учеников в конце урока: - что узнал, чему научился; - какое задание для меня было трудным?; - какое задание выполнил легко? | Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме. |