Файл: Генетика пола. Генетический механизм определение пола. Сцепленное с полом наследование Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Раздел

9.3DЗакономерности наследственности и изменчивости

ФИО педагога

Мадикасимова Д

Дата

03.03

Класс  9 Е

Количество присутствующих:

отсутствующих:

Тема урока

Генетика пола. Генетический механизм определение пола. Сцепленное с полом наследование

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)


9.2.4.6 описывать теорию определения пола

9.2.4.7 (М) составлять схему, объясняющую роль хромосом в определении пола

Цель урока

Сформировать знания о хромосомном механизме определения пола, аутосомах и половых хромосомах, о соотношении полов у животных и человека, о сцепленном с полом наследовании признаков. Продолжить формирование навыков решения генетических

Критерии успеха

Знанание о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола.

Выявить цитологические основы этого явления.

Научить учащихся правильно объяснять приблизительно равную вероятность рождения мальчика или девочки; научить решать задачи по данной теме.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Приветствие, разделение на группы, формулирование целевых установок урока «Догадайся!».

Мозговой штурм. Актуализация знаний.

– Фронтальный опрос:

Основы какой науки мы изучаем? Дайте ей определение.

Какой учёный является основоположником генетики?

Вспомним некоторые понятия генетики

ФО-самооценивание (критерии на доске)

Показывают решения задач, при возникновении вопросов разбирают с учителем

Изучение нового материала

II. Стадия осмысления

Генетика пола – важное и интересное направление современной генетики. Проблема происхождения половых различий, механизмов определения пола и поддержания определенного соотношения полов в группах животных организмов очень важна и для теоретической биологии, и для практики. Рассмотрим хромосомный набор человека. Он содержит 22 пары хромосом, одинаковых у мужского и женского организма, и одну пару хромосом, по которой различаются оба пола. Хромосомы, одинаковые у обоих полов, называют аутосомами. Хромосомы, по которым мужской и женский пол отличаются друг от друга - это половые или гетерохромосомы. (Слайд №5) (записывают в опорный конспект).Половые хромосомы у женщин одинаковы, их называют Х-хромосомами. У мужчин имеется Х-хромосома и одна Y-хромосома.

В результате гаметогенеза все яйцеклетки имеют по одной Х-хромосоме, а сперматозоиды - гаметы двух сортов: половина несет Х-хромосому, половина — Y-хромосому. Пол потомка зависит от того, какой спермий оплодотворит яйцеклетку. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Х-хромосому, развивается женский организм. Если яйцеклетка оплодотворяется сперматозоидом, несущим Y-хромосому, развивается мужской организм. В результате случайного оплодотворения половина гамет получает Х-хромосому, другая половина Y-хромосому. Поэтому у раздельнополых организмов соотношение полов обычно составляет 1:1, т.е. самцы и самки встречаются одинаково часто(слайд № 6).

Женщины (XХ) имеют одну Х-хромосому от отца и одну Х-хромосому от матери. Мужчина (XY) получает Х-хромосому только от матери. Этим обусловлена особенность наследования генов, расположенных в половых хромосомах.

Пол, содержащий в своих клетках две Х-хромосомы, называется гомогаметным, так как он дает все гаметы одинаковые, а содержащий и Х- и Y-хромосомы, образующий два типа гамет - гетерогаметным. (записывают в опорный конспект).

Работа в группах: используя презентацию, текст учебника рассказать о строении кожи в виде кластера, постера и т.д.
Решение задач и обсуждение вопросов.

1) Вопросы для обсуждения.


В чем состоят особенности половых хромосом?


В чем заключается генетический механизм определения пола?


Какие признаки, наследование которых сцеплено с полом, вам известны у человека?


установите генотип женщины, у которой половина сыновей больна цветовой слепотой?

 Работа в парах с аналогичными заданиями Выбрать один правильный ответ из четырех

А.1

Какой тип определения пола характерен для млекопитающих?

XX — женский организм, XY — мужской организм

XY — женский организм, XX — мужской организм

XX — женский организм, ХО — мужской организм

ХО — женский организм, XX — мужской организм

А.2

Какой генотип имеет мужчина, страдающий дальтонизмом (d)?

1) XY 2) XdY 3) XDY 4) Dd

А.3

Какой тип определения пола характерен для птиц?

XX — женский организм, XY — мужской организм

XY — женский организм, XX — мужской организм

XX — женский организм, ХО — мужской организм

ХО — женский организм, XX — мужской организм

А.4

Какой генотип имеет женщина — носитель гена гемофилии (h)?

1) ХНХН 2) Hh 3) XHXh 4) XhY

А.5

Какой генотип имеет самка бабочки капустной белянки?

1) XY 2) Х0 3) XX 4) 0Y

А.7

Какой фенотип имеет мужчина с генотипом XhY?

1) страдает дальтонизмом 2) здоров

3) страдает гемофилией 4) носитель гена гемофилии


Учащимся предлагается ответить на вопросы:

Как называются хромосомы, одинаковые у обоих полов?

Какие хромосомы называются половыми или гетерохромосомами?

От чего зависит пол будущего потомка?

Какой пол и почему называется гомогаметным?

Какой пол называется гетерогаметным?

Какой пол гомогаметен у человека, большинства позвоночных, многих насекомых и двудомных растений?

Какой пол гомогаметен у птиц, бабочек, рептилий, хвостатых амфибий?

Какие признаки называются сцепленными с полом?


Анализируют правило 1-3

Ознакамливаются с методами решения

Разбирают совместно с учителем понятие ОДЗ

Рефлексия

.Взаимооценивание выполненных работ wenn-диаграммсогласно разработанным критериям.

. Рефлексия учеников в конце урока:

- что узнал, чему научился;

- какое задание для меня было трудным?;

- какое задание выполнил легко?

Учащиеся подытоживают свои знания по изучаемой теме.