Файл: Учебник для вузов В. Г. Олифер, Н. А. Олифер 2е изд. Спб. Питер 2009 669 с ил. Межсетевое экранирование учеб пособие О. Р. Лапонина М. Интернет Ун т Информ. Технологий бином. Лаб знаний 2007 343 с ил.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 144

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Конспект лекций по дисциплине
«Информационная безопасность»
2013 г.

2
Основная литература
1.
Современная компьютерная безопасность.
Теоретические основы.
Практические аспекты учеб. пособие для вузов А. Ю. Щербаков - М. Книж. мир 2009 -
352 с. ил.
2.
Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» от 25.01.95 г.
3.
Защита информации в компьютерных системах и сетях Ю. В. Романец, П. А.
Тимофеев, В. Ф. Шаньгин; под ред. В. Ф. Шаньгина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.
Радио и связь 2001 - 376 с. ил.
4.
Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности. Защита в операционных системах учеб. пособие для вузов В.Г.
Проскурин, С.В. Крутов, И.В. Мацкевич - М. Радио и связь 2000 - 168 с. ил
Дополнительная литература
5.
Обнаружение хакерских атак. Для профессионалов Дж. Чирилло; пер. с англ. А.
Ярцева - СПб. Питер 2003 - 864 с. Ил
6.
Сетевые операционные системы учебник для вузов В. Г. Олифер, Н. А.
Олифер - 2-е изд. - СПб. Питер 2009 - 669 с. ил.
7.
Межсетевое экранирование учеб. пособие О. Р. Лапонина - М. Интернет Ун- т Информ. Технологий БИНОМ. Лаб. знаний 2007 - 343 с. ил.
8.
Информационно-справочная система по документам в области технической защиты информации [Электронный ресурс]/ ФСТЭК России - ФСТЭК России, 2011 –
Режим доступа: http://www.fstec.ru/_razd/_isp0o.htm
, свободный. – заглавие с экрана.

3 1. Управление безопасностью
Управление безопасностью включает в себя управление рисками, политики информационной безопасности, процедуры, стандарты, руководства, базисы, классификацию информации, организацию безопасности и обучение по вопросам безопасности. Эти ключевые аспекты служат основой корпоративной программы безопасности. Целью безопасности и программы безопасности является защита компании и ее активов. Анализ рисков позволяет идентифицировать эти активы, выявить угрозы, вызывающие риски для них, оценить возможные потери и потенциальные убытки, которые компания может понести в случае реализации любой из этих угроз. Результаты анализа рисков помогают руководству подготовить бюджет, учитывающий все необходимые затраты для защиты идентифицированных активов от выявленных угроз, и разрабатывать применимые на практике политики безопасности, которые направляют деятельность по обеспечению безопасности. Обучение и повышение осведомленности по вопросам безопасности позволяет довести необходимый объем информации до сведения всех и каждого сотрудников компании, что упрощает их работу и позволяет достичь целей безопасности.
Процесс управления безопасностью является непрерывным. Он начинается с оценки рисков и определения потребностей, затем следует мониторинг и оценка систем и применяемых методов работы. После этого проводится повышение осведомленности сотрудников компании, которое обеспечивает понимание вопросов, которые должны учитываться. Последним шагом является внедрение политик и защитных мер, направленных на снижение рисков и реализацию потребностей, определенных на первом шаге. Затем цикл начинается сначала. Таким образом, этот процесс постоянно анализирует и контролирует безопасность компании, позволяет ей адаптироваться и развиваться с учетом потребностей в обеспечении безопасности и тех условий, в которых компания существует и работает.
Управление безопасностью со временем меняется, так как меняется сетевое окружение, компьютеры и приложения, обрабатывающие информацию. Интернет, сети экстранет (сети бизнес-партнеров), сети интранет делают безопасность не только более сложной, но и более критичной. Ядро сетевой архитектуры изменилось с локализованных автономных вычислений на среду распределенных вычислений, что многократно увеличило ее сложность. Хотя доступ из внутренней сети в Интернет дает пользователям ряд важных возможностей и удобств, он увеличивает уязвимость компании из Интернета, что может стать источником дополнительных рисков безопасности.
Сегодня большинство организаций не смогут работать без компьютеров и их вычислительных возможностей. Многие крупные корпорации уже осознали, что их данные – это важнейший актив, который нужно защищать наравне со зданиями, оборудованием и другими физическими активами. Безопасность должна меняться одновременно с изменениями сетей и окружения. Безопасность – это больше, чем просто межсетевой экран и маршрутизатор со списком контроля доступа. Эти системы, несомненно, важны, но гораздо большее значение для безопасности имеет управление действиями пользователей и процедурами, которым они следуют. Это приводит к практике управления безопасностью, которая сосредоточена на постоянной защите активов компании.
1.1. Роли в управлении безопасностью
В функции руководителя входит определение целей, границ, политик, приоритетов и стратегий. Руководству нужно определить четкие границы и актуальные цели, достижение которых ожидается в результате выполнения программы безопасности. Также


4
руководству нужно оценить цели бизнеса, риски безопасности, продуктивность пользователей, функциональные требования и цели. Наконец, руководство должно определить шаги, обеспечивающие правильное распределение и решение этих задач.
Обеспечение информационной и компьютерной безопасности не входит в обязанности ИТ-администратора. Руководство, считающее обратное не воспринимает защиту своих данных и активов всерьез, в результате чего безопасность в таких компаниях выглядит недоразвитой, плохо поддерживаемой, недостаточно финансируемой и неудачной.
Безопасность должна учитываться на уровне высшего руководства. Администратор безопасности может консультировать руководство по вопросам безопасности, но безопасность компании не должна быть полностью делегирована ИТ-администратору или администратору безопасности.
Управление безопасностью основывается на четко идентифицированных и оцененных активах компании. После идентификации и оценки активов внедряются политики безопасности, процедуры, стандарты и руководства по обеспечению целостности, конфиденциальности и доступности для этих активов. Для классификации данных, выполнения анализа и оценки рисков используются различные инструменты. Эти инструменты помогают выявить уязвимости и показывают уровень их критичности, что позволяет внедрить эффективные контрмеры для снижения рисков наиболее оптимальным способом. В обязанности руководства входит обеспечение защиты ресурсов компании в целом. Этими ресурсами являются люди, капитал, оборудование и информация.
Руководство должно принимать в этом участие, чтобы убедиться, что программа безопасности внедрена, угрозы, которые влияют на ресурсы компании, учтены, а также чтобы иметь уверенность в том, что необходимые защитные средства эффективны.
Должна быть обеспечена доступность необходимых ресурсов и финансирования, ответственные лица должны быть готовы принять участие в мерах по защите информации и активов предприятия.
Руководство должно распределить обязанности и определить роли, необходимые для начала выполнения программы безопасности, обеспечения ее успешного развития и эволюционирования по мере изменения окружения. Руководство также должно интегрировать программу безопасности в имеющуюся бизнес-среду и контролировать их работу. Поддержка руководства – одна из важнейших частей программы безопасности.
1.2. Подход "сверху-вниз".
В процессе планирования и внедрения программы безопасности специалист по безопасности должен определить выполняемые функции и ожидаемый конечный результат. Часто компании просто начинают блокировать компьютеры и устанавливать межсетевые экраны, не понимая требования безопасности в целом, цели и уровни доверия, которые они хотели бы получить от безопасности в рамках всего окружения. Группе, вовлеченной в данный процесс, следует начать сверху, с очень широких идей и терминов, и двигаться вниз к детальным конфигурациям и системным параметрам. На каждом этапе члены группы должны держать в уме основные цели безопасности, чтобы каждый новый компонент добавлял больше деталей к соответствующей цели.
Политика безопасности является своеобразным фундаментом для программы безопасности компании – совокупности мер и мероприятий по защите информауции. К этой политике нужно относиться серьезно с самого начала, в нее должны быть заложены идеи постоянной актуализации, обеспечивающие постоянное функционирование всех компонентов безопасности и работу по достижению целей, соответствующих целям бизнеса.
Следующим шагом является разработка и внедрение процедур, стандартов и руководств, поддерживающих политику безопасности и определяющих контрмеры и


5
методы, которые должны применяться для обеспечения безопасности. Когда эти элементы разработаны, программу безопасности следует детализировать, разработав базисы и конфигурации для выбранных средств и методов безопасности.
Если безопасность основана на прочном фундаменте и разработана с учетом целей и задач, компании не придется вносить в нее существенные изменения. В этом случае процесс может быть более методичным, требующим меньше времени, денег и ресурсов, обеспечивая при этом правильный баланс между функциональностью и защитой. Это не является обязательным требованием, но понимание этого может сделать подход вашей компании к безопасности более управляемым. Вы можете объяснить компании, каким образом следует планировать, внедрять и обеспечивать безопасность организованными способами, позволяющими избежать гигантской кучи средств безопасности, разрозненных и полных недостатков.
Для программы безопасности следует использовать подход "сверху-вниз", означающий, что инициатива, поддержка и определение направления исходит от топ- менеджмента и идет через руководителей среднего звена к сотрудникам.
Противоположный подход "снизу-вверх" относится к ситуации, когда ИТ- департамент пытается самостоятельно разработать программу безопасности, без должных указаний и поддержки руководства. Подход "снизу-вверх", как правило, менее эффективен, достаточно узок, и обречен на провал. Подход "сверху-вниз" гарантирует, что движущей силой программы являются люди (высшее руководство), которые действительно ответственны за защиту активов компании.
2. Администрирование безопасности и защитные меры
Если обязанности администратора безопасности никто не выполняет, руководство должно возложить их. Обязанности администратора безопасности включают в себя контроль основных аспектов программы безопасности. В зависимости от организации, ее размеров и потребностей в безопасности, администрированием безопасности может заниматься один сотрудник или группа сотрудников, работающих централизованно или децентрализовано. Независимо от размеров, администрирование безопасности требует четкой структуры отчетности, понимания обязанностей, а также возможностей проверки и мониторинга, чтобы убедиться в отсутствии нарушений безопасности, вызванных недостатками взаимодействия или понимания.
Владельцы информации должны указывать, какие пользователи могут иметь доступ к их ресурсам и что они могут делать с этими ресурсами. Задача администратора безопасности – убедиться, что этот процесс внедрен. Следующие защитные меры следует использовать для выполнения указаний руководства по вопросам безопасности:
• Административные меры. Включают в себя разработку и публикацию политик, стандартов, процедур и руководств, управление рисками, подбор персонала, проведение тренингов по вопросам безопасности, внедрение процедур управления изменениями.
• Технические (логические) меры включают внедрение и поддержку механизмов управления доступом, управления паролями и ресурсами, методами идентификации и аутентификации, устройствами безопасности, а также настройками инфраструктуры.
• Физические меры включают в себя контроль доступа людей в здание и различные помещения, использование замков и удаление неиспользуемых дисководов и приводов CD-ROM, защиту периметра здания, выявление вторжений, контроль окружения.
Рис. 1 иллюстрирует совместную работу административных, технических и физических мер безопасности, обеспечивающую необходимый уровень защиты.


6
Рис. 1 – Уровни защитных мер
Владельцем информации обычно является ответственный сотрудник, входящий в руководящий состав компании или руководитель соответствующего департамента.
Владелец информации обязан обеспечить надлежащую защиту данных, он несет единоличную ответственность за любую халатность в отношении защиты информационных активов компании. Сотрудник, который выполняет эту роль, несет ответственность за классификацию информации, он указывает, как эта информация должна быть защищена.
Если защита данных не основана на требованиях владельца информации, если он не контролирует выполнение своих требований, может быть нарушена концепция due care
(должной заботы). Следует обеспечить постоянное взаимодействие между группой администраторов безопасности и высшим руководством, чтобы гарантировать, что программа безопасности получает достаточную поддержку, а руководство принимает необходимые решения по ее реализации. Часто высшее руководство полностью исключает свое участие в вопросах безопасности, не принимая во внимание, что в случае возникновения серьезных инцидентов, связанных с безопасностью, именно высшее руководство будет объяснять их причины бизнес-партнерам, акционерам и публике.
После такого случая отношение коренным образом изменяется, руководство максимально включается в вопросы безопасности. Следует обеспечить процесс постоянного взаимодействия между группой администраторов безопасности и высшим руководством, обеспечивающий двусторонние взаимоотношения.
Неадекватное руководство может свести на нет все усилия компании в области безопасности. Возможными причинами неадекватного руководства может быть недостаточное понимание руководством потребностей компании в обеспечении безопасности, конкуренция безопасности с другими целями руководства, взгляд руководства на безопасность как на дорогую и ненужную затею, поддержка безопасности руководством компании только на словах. Мощные и полезные технологии, устройства, программное обеспечение, процедуры и методология обеспечивают определенный уровень безопасности, но без полноценного управления безопасностью и поддержки руководства они не имеют никакого значения.

7 2.1. Основные принципы безопасности
Существует несколько маленьких и больших задач программы безопасности, но 3 основных принципа есть во всех программах: доступность, целостность и конфиденциальность. Это называется AIC-триадой (Availability, Integrity, Confidentiality).
Уровень безопасности, необходимый для реализации этих принципов, отличается в различных компаниях, так как каждая компания имеет собственное уникальное сочетание целей бизнеса и безопасности, а также потребностей. Все защитные меры и механизмы безопасности внедряются для реализации одного (или нескольких) из этих принципов, а все риски, угрозы и уязвимости измеряются по их потенциальной способности нарушения одного или всех принципов AIC.
AIC-триада показана на Рис. 2.
Рис. 2 – Цели безопасности
Доступность.
Системы и сети должны обеспечивать достаточный уровень предсказуемости в сочетании с приемлемым уровнем производительности. Они должны иметь возможность восстанавливаться после сбоев быстро и безопасно, чтобы это не оказывало негативного воздействия на производительность работы компании. Следует избегать "единых точек отказа", осуществлять резервное копирование, при необходимости обеспечивать определенный уровень избыточности, предотвращать негативное влияние со стороны внешней среды. Необходимо внедрить механизмы защиты от внутренних и внешних угроз, которые могут сказаться на доступности и производительности сети, систем и информации.
Доступность обеспечивает уполномоченным лицам надежный и своевременный доступ к данным и ресурсам. На доступность системы может повлиять сбой аппаратного или программного обеспечения. Следует использовать резервное оборудование для возможности оперативной замены критически важных систем. Обслуживающий персонал должен обладать всеми необходимыми знаниями и быть доступен для своевременного перехода на резервные системы и выполнения соответствующих настроек. Внешние факторы, такие как температура, влажность, статическое электричество, пыль могут также повлиять на доступность системы.
DoS-атаки являются популярной методикой хакеров, нарушающей работу компании.
Такие атаки снижают возможности доступа пользователей к ресурсам систем и информации. Чтобы защититься от них, следует ограничивать количество доступных портов, использовать системы IDS, контролировать сетевой трафик и работу компьютеров. Правильная настройка межсетевых экранов и маршрутизаторов также может уменьшить угрозу DoS-атак.
Целостность.
Целостность обеспечивает гарантии точности и надежности информации и предоставляющих ее информационных систем, предотвращает возможность


8
несанкционированных изменений. Аппаратные средства, программное обеспечение и коммуникационное оборудование должны работать совместно для надлежащего хранения и обработки данных, их правильного перемещения до места назначения в неизменном виде. Системы и сети должны быть защищены от вмешательства извне. Атаки на системы или ошибки пользователей не должны влиять на целостность систем и данных. Если злоумышленник установит вирус, логическую бомбу или скрытый вход (backdoor), целостность системы будет нарушена. Это может негативно повлиять на целостность информации, хранящейся в системе, и привести к мошенничеству, несанкционированным изменениям программного обеспечения и данных. Для борьбы с этими угрозами необходим строгий контроль доступа, системы выявления вторжений. Пользователи, как правило, влияют на целостность систем или данных в результате ошибок (хотя внутренние пользователи также могут совершать мошеннические или злоумышленные действия). Например, случайное удаление конфигурационных файлов, ввод ошибочной суммы операции и т.д.
Меры безопасности должны ограничить возможности пользователей только минимально необходимым набором функций, что снизит вероятность и последствия их ошибок.
Доступ к критичным системным файлам должен быть ограничен для пользователей. В приложениях следует предусмотреть механизмы контроля входящей информации, проверяющие ее корректность и адекватность. Права изменения данных в базах данных должны быть предоставлены только уполномоченным лицам, передаваемые по каналам связи данные должны быть защищены с помощью шифрования или других механизмов.
Конфиденциальность.
Конфиденциальность обеспечивает необходимый уровень секретности в каждой точке обработки данных и предотвращает их несанкционированное раскрытие.
Конфиденциальность должна обеспечиваться как при хранении информации, так и в процессе ее передачи. Атакующие могут нарушить конфиденциальность, перехватывая сетевой трафик, подглядывая за работой сотрудников, похищая файлы с паролями, применяя методы социальной инженерии. Пользователи могут преднамеренно или случайно разглашать конфиденциальную информацию, забывая зашифровать ее перед отправкой другому лицу, став жертвой атаки с использованием социальной инженерии, предоставляя доступ к секретной информации компании, не обеспечивая необходимой защиты при обработке конфиденциальной информации.
Конфиденциальность может быть обеспечена путем шифрования данных при их хранении и передаче, применения строгой системы контроля доступа, классификации данных, а также обучения персонала правильным методам работы с конфиденциальной информацией.
2.2. Определения безопасности
Важно понимать значение слов "уязвимость", "угроза", "риск", "воздействие", а также взаимосвязь между ними.
Уязвимость - это недостаток в программном обеспечении, оборудовании или процедуре, который может предоставить атакующему возможность доступа к компьютеру или сети и получения несанкционированного доступа к информационным ресурсам компании. Уязвимость - это отсутствие или слабость защитных мер. Уязвимостью может являться служба, запущенная на сервере, "непропатченное" приложение или операционная система, открытый порт на межсетевом экране, слабая физическая безопасность, позволяющая любому войти в серверную комнату, отсутствие управления паролями на серверах и рабочих станциях.
Угроза - это потенциальная опасность для информации или системы. Угрозой является, если кто-то или что-то выявит наличие определенной уязвимости и использует ее против компании или человека. Нечто, дающее возможность использования