Файл: Пояснительная записка к модулю декоративноприкладное и народное искусство общая характеристика модуля декоративноприкладное и народное искусство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл,

керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;

распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в

разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.;

знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу,

орнаментальность, стилизацию изображения;

различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный,

зооморфный, антропоморфный;

владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;

знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь

применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;

овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения

деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представите-​ лей животного мира, сказочных и мифологических персо​нажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;

знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде

которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;

уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства

(солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля); знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его

декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;

иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта; освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое

значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;

осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в

своих материальных формах глубинные духовные ценности;

знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов,


например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;

иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности —

быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративноприкладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей;

объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной

жизни;

рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и

искусства; называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных

промыслов; характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных

промыслов;

уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево,

глина, металл, стекло, др.;

различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике

декора;

объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных

промыслов;

иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых

художественных промыслов;

уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;

характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип,

указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;

понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и

содержании геральдики;

уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в

окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;

ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства;

различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.; овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.




ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»



п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов




Дата изучения

Виды деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве
















1.1.

Декоративно-прикладное искусство и его виды

1










Наблюдать и характеризовать присутствие предметов декора в предметном мире и жилой среде.;

Практическая работа;

мультимедиа

Раздел 2. Древние корни народного искусства
















2.1.

Древние образы в народном искусстве

1










Осваивать навыки декоративного обобщения;

Практическая работа;

мультимедиа

2.2.

Убранство русской избы

2










Изображать строение и декор избы в их конструктивном и смысловом единстве.;

Практическая работа;

мультимедиа

2.3.

Внутренний мир русской избы

1










Выполнить рисунок интерьера традиционного крестьянского дома;

Практическая работа;

мультимедиа

2.4.

Конструкция и декор предметов народного быта и труда

1










Характеризовать художественно-эстетические качества народного быта (красоту и мудрость в построении формы бытовых предметов);

Устный опрос;

мультимедиа

2.5.

Народный праздничный костюм

2










Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.;

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.;

Соотносить общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.;

Выполнить аналитическую зарисовку или эскиз праздничного народного костюма;

Практическая работа;

мультимедиа

2.6.

Искусство народной вышивки

1










Понимать условность языка орнамента, его символическое значение.;

Устный опрос;




2.7.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

1










Характеризовать праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.;

Практическая работа;




Раздел 3. Народные художественные промыслы
















3.1.

Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России

1










Наблюдать и анализировать изделия различных народных художественных промыслов с позиций материала их изготовления.;

Устный опрос;

мультимедиа

3.2.

Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов

1










Создавать эскизы игрушки по мотивам избранного промысла;

Практическая работа;




3.3.

Праздничная хохлома. ​Роспись по дереву

2










Создавать эскизы изделия по мотивам промысла;

Практическая работа;




3.4.

Искусство Гжели. Керамика

1










Изображение и конструирование посудной формы и её роспись в гжельской традиции;

Практическая работа;




3.5.

Городецкая роспись по дереву

2










Наблюдать и эстетически характеризовать красочную городецкую роспись.;

Практическая работа;








3.6.

Жостово. Роспись по металлу

2










Наблюдать разнообразие форм подносов и композиционного решения их росписи.;

Практическая работа;




3.7.

Искусство лаковой жив​описи

1










Знать об истории происхождения промыслов лаковой миниатюры.;

Устный опрос;




Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов













4.1.

Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций

2










Наблюдать, рассматривать, эстетически воспринимать декоративноприкладное искусство в культурах разных народов.;

Устный опрос;

мультимедиа

4.2.

Особенности орнамента в культурах разных народов

2










Объяснять и приводить примеры, как по орнаменту, украшающему одежду, здания, предметы, можно определить, к какой эпохе и народу он относится.;

Устный опрос;

мультимедиа

4.3.

Особенности конструкции и декора одежды

2










Создавать эскиз одежды или деталей одежды для разных членов сообщества этой культуры;

Практическая работа;




4.4.

Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры

2










Участвовать в создании коллективного панно, показывающего образ выбранной эпохи;

Практическая работа;




Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека













5.1.

Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства

2










Выполнить творческую импровизацию на основе произведений современных художников;

Практическая работа;




5.2.

Символический знак в современной жизни

1










Разрабатывать эскиз личной семейной эмблемы или эмблемы класса, школы, кружка дополнительного образования;

Практическая работа;




5.3.

Декор современных улиц и помещений

3










Обнаруживать украшения на улицах родного города и рассказывать о них.;

Объяснять, зачем люди в праздник украшают окружение и себя.;

Практическая работа;




ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ

34

0

0