Файл: Пояснительная записка к модулю декоративноприкладное и народное искусство общая характеристика модуля декоративноприкладное и народное искусство.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 39
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл,
керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в
разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.;
знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу,
орнаментальность, стилизацию изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный,
зооморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных, сетчатых, центрических;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь
применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения
деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представите- лей животного мира, сказочных и мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде
которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом;
уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства
(солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля); знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его
декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;
иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта; освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое
значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в
своих материальных формах глубинные духовные ценности;
знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов,
например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;
иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности —
быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративноприкладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры, определяемые природными условиями и сложившийся историей;
объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной
жизни;
рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и
искусства; называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных
промыслов; характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных
промыслов;
уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево,
глина, металл, стекло, др.;
различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике
декора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных
промыслов;
иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых
художественных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;
характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип,
указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа;
понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и
содержании геральдики;
уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в
окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства;
различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.; овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||||
всего | контрольные работы | практические работы | |||||||||||
Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве | | | | | | ||||||||
1.1. | Декоративно-прикладное искусство и его виды | 1 | | | | Наблюдать и характеризовать присутствие предметов декора в предметном мире и жилой среде.; | Практическая работа; | мультимедиа | |||||
Раздел 2. Древние корни народного искусства | | | | | | ||||||||
2.1. | Древние образы в народном искусстве | 1 | | | | Осваивать навыки декоративного обобщения; | Практическая работа; | мультимедиа | |||||
2.2. | Убранство русской избы | 2 | | | | Изображать строение и декор избы в их конструктивном и смысловом единстве.; | Практическая работа; | мультимедиа | |||||
2.3. | Внутренний мир русской избы | 1 | | | | Выполнить рисунок интерьера традиционного крестьянского дома; | Практическая работа; | мультимедиа | |||||
2.4. | Конструкция и декор предметов народного быта и труда | 1 | | | | Характеризовать художественно-эстетические качества народного быта (красоту и мудрость в построении формы бытовых предметов); | Устный опрос; | мультимедиа | |||||
2.5. | Народный праздничный костюм | 2 | | | | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.; Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков.; Соотносить общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.; Выполнить аналитическую зарисовку или эскиз праздничного народного костюма; | Практическая работа; | мультимедиа | |||||
2.6. | Искусство народной вышивки | 1 | | | | Понимать условность языка орнамента, его символическое значение.; | Устный опрос; | | |||||
2.7. | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | 1 | | | | Характеризовать праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.; | Практическая работа; | | |||||
Раздел 3. Народные художественные промыслы | | | | | | ||||||||
3.1. | Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России | 1 | | | | Наблюдать и анализировать изделия различных народных художественных промыслов с позиций материала их изготовления.; | Устный опрос; | мультимедиа | |||||
3.2. | Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов | 1 | | | | Создавать эскизы игрушки по мотивам избранного промысла; | Практическая работа; | | |||||
3.3. | Праздничная хохлома. Роспись по дереву | 2 | | | | Создавать эскизы изделия по мотивам промысла; | Практическая работа; | | |||||
3.4. | Искусство Гжели. Керамика | 1 | | | | Изображение и конструирование посудной формы и её роспись в гжельской традиции; | Практическая работа; | | |||||
3.5. | Городецкая роспись по дереву | 2 | | | | Наблюдать и эстетически характеризовать красочную городецкую роспись.; | Практическая работа; | |
3.6. | Жостово. Роспись по металлу | 2 | | | | Наблюдать разнообразие форм подносов и композиционного решения их росписи.; | Практическая работа; | | ||||||
3.7. | Искусство лаковой живописи | 1 | | | | Знать об истории происхождения промыслов лаковой миниатюры.; | Устный опрос; | | ||||||
Раздел 4. Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов | | | | | ||||||||||
4.1. | Роль декоративно-прикладного искусства в культуре древних цивилизаций | 2 | | | | Наблюдать, рассматривать, эстетически воспринимать декоративноприкладное искусство в культурах разных народов.; | Устный опрос; | мультимедиа | ||||||
4.2. | Особенности орнамента в культурах разных народов | 2 | | | | Объяснять и приводить примеры, как по орнаменту, украшающему одежду, здания, предметы, можно определить, к какой эпохе и народу он относится.; | Устный опрос; | мультимедиа | ||||||
4.3. | Особенности конструкции и декора одежды | 2 | | | | Создавать эскиз одежды или деталей одежды для разных членов сообщества этой культуры; | Практическая работа; | | ||||||
4.4. | Целостный образ декоративно-прикладного искусства для каждой исторической эпохи и национальной культуры | 2 | | | | Участвовать в создании коллективного панно, показывающего образ выбранной эпохи; | Практическая работа; | | ||||||
Раздел 5. Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека | | | | | ||||||||||
5.1. | Многообразие видов, форм, материалов и техник современного декоративного искусства | 2 | | | | Выполнить творческую импровизацию на основе произведений современных художников; | Практическая работа; | | ||||||
5.2. | Символический знак в современной жизни | 1 | | | | Разрабатывать эскиз личной семейной эмблемы или эмблемы класса, школы, кружка дополнительного образования; | Практическая работа; | | ||||||
5.3. | Декор современных улиц и помещений | 3 | | | | Обнаруживать украшения на улицах родного города и рассказывать о них.; Объяснять, зачем люди в праздник украшают окружение и себя.; | Практическая работа; | | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО МОДУЛЮ | 34 | 0 | 0 | | | |