Файл: Триадность в природе в Слове о полку Игореве.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Триадность в природе в «Слове о полку Игореве»

Описание пейзажа можно условно разделить на три группы: динамический, статический и символический пейзажи.

1.Динамический пейзаж

Может, как содействовать, так и противодействовать героям. В основном он используется в 1 и 3 подчастях. В первой силы природы препятствуют походу Игоря(затмение солнца, крик филина), а в 3 помогают ему бежать из плена(Донец спрятал князя, лелеял на своих волнах, одевал теплыми туманами).

2.Статические пейзажи

Обозначают время суток или фиксируют какое-либо состояние природы. Распространены в жанре «хождений», появляются также в 1 и 3 подчастях. Утро первого боя с половцами: «Длъго ночь мръкнетъ. Заря свѣтъ запала.Мъгла поля покрыла.Щекотъславійуспе.Говоръгаличьубуди». В момент, когда Игорь готов бежать из плена, «прысну море полунощи, идутъсморцимьглами». Этот тип описания пейзажа представляет собой фон повествования.

3.Символический пейзаж

Связан только с походом Игоря и содержит образы светил. Картина солнечного затмения, тревожный пейзаж утра второй битвы: «Другаго дни велми рано кровавыя зори свѣтъповѣдаютъ, чръныятучясъ моря идутъ, хотятъприкрыти 4 солнца, а вънихътрепещутьсиніимлъніи». Благодаря упоминанию 4-х солнц этот пейзаж можно отличить от статического, картина приобретает двойной смысл: реальный, живописный, и символический, предсказывающий неудачу четырех князей в битве. Этот символический ряд продолжается во второй подчасти, в авторском толковании сна Святослава Киевского: «Темно бобѣвъ3 день: два солнца помѣркоста, оба багряная стлъпапогасоста и сънима молодая мѣсяца, Олегъ и Святъславъ, тъмоюсяповолокоста и в море погрузиста». Того же типа пейзаж появится в конце третьей подчасти, уже прямо раскрытый в сравнении: «Солнце свѣтится на небесѣ – Игорь князь въРуской земли».

Вывод: каждый из типов описания пейзажа выполняет в «Слове о полку Игореве» определенную роль: динамический способствует развитию сюжета, статический создает живописный фон повествования, а символический предвещает развитие действия и дает его оценку.