Файл: Студенстка Ибрагимова саида группа 2371.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Студенстка: Ибрагимова саида

группа: 2371


Карибский кризис (Кубинский кризис) 1962 года — это международная конфликтная ситуация, вызванная размещением на Кубе советских ракет средней дальности. Человечество в полной мере испытало реальность апокалипсиса. К счастью, разум взял на себя ту безжалостность и те эмоции, которые были разыграны. Государственные деятели СССР, США и Кубы впервые признали, что такое «ядерный тупик», и, проявив необходимый реализм в ликвидации кризисной ситуации, нашли в себе силы встать на путь решения наиболее острых международных проблем не военным, а дипломатическим путем. И не будет преувеличением сказать, что уроки кризиса, предостерегающие от поспешных, непродуманных действий, стали серьезным вкладом в развитие как нового образа мышления, так и новых подходов к событиям на мировой арене.

Внешнее полотно этих давних событий хорошо известно: 14 октября 1962 года разведывательные самолеты ВВС США обнаружили на «Острове Свободы» — в Республике Куба — советские ракеты, которые представляли реальную угрозу безопасности Соединенных Штатов. Американский президент Джон Ф. Кеннеди призвал советское правительство вывести ракеты. Эти события могут поставить мир на грань ядерной ракетной войны.

Таково краткое содержание этой далекой истории, за которой скрываются кардинальные повороты мировой политики.

Цель моего выступления — показать причины конфликта между СССР и США в послевоенные десятилетия, определить, насколько серьезными и плодотворными были предпринятые шаги по его предотвращению, а также упомянуть об уроках и последствиях Карибского кризиса.

Условия

В 1961 году США разместили в Турции ракеты средней дальности ПГМ-19 «Юпитер», которые угрожали городам западной части Советского Союза, в том числе Москве и важным промышленным центрам. Они могли достичь объектов на территории СССР за 5-10 минут, в то время как советские межконтинентальные ракеты достигли США всего за 25 минут. Именно поэтому Советский Союз решил воспользоваться случаем, когда его попросили защитить кубинское руководство Фиделя Кастро, которое американцы пытались свергнуть с помощью «Операции в Свином заливе» (1961). Хрущев решил установить на Кубе на стороне США (90 миль от Флориды) советские ракеты средней дальности Р-12 и Р-14, способные нести ядерное оружие.


Кризису предшествовало развертывание Соединенными Штатами в 1961 году в Турции ракет средней дальности «Юпитер», которые непосредственно угрожали городам западной части Советского Союза. Этот тип ракет «достиг» Москвы и крупных промышленных центров.

Советские стратеги признали, что определенный ядерный паритет может быть эффективно достигнут путем размещения ракет на Кубе.

Глава Советского Союза Хрущев публично выразил возмущение фактом размещения ракет в Турции. Он считал эти ракеты личным оскорблением. Размещение ракет на Кубе — первый раз, когда советские ракеты покинули советскую территорию — считается прямой реакцией Хрущева на американские ракеты в Турции.

При таком расположении вооруженных сил действия СССР в то время были действительно форсированы. Советское правительство должно было сбалансировать свой военный потенциал не за счет увеличения количества ракет, а за счет их стратегического развертывания. Советский Союз стал рассматривать Кубу как плацдарм для «симметричного ответа» на угрозу американских ракет в Европе.

Соединенные Штаты не только не добились положительных результатов в результате своей агрессивной политики в отношении Кубы, но и продемонстрировали всему человечеству, что их собственные национальные интересы для них важнее общепринятых норм международного права, которые они всегда отстаивали.

События Карибского кризиса

20 мая 1962 года Никита Хрущев провел в Кремле встречу с министром иностранных дел Андреем Громыко, Анастасом Микояном и министром обороны Родионом Малиновским, в ходе которой представил свою идею: в ответ на постоянные просьбы Фиделя Кастро увеличить советское военное присутствие на Кубе с целью размещения на острове ядерного оружия.

21 мая предложение Хрущева было поддержано на заседании Совета обороны. Министерству обороны и министерству иностранных дел было поручено организовать скрытую транспортировку войск и военной техники морским путем на Кубу.

10 июня на заседании Президиума ЦК обсуждались итоги визита советской делегации на Кубу. После доклада Рашидов Малиновский представил предварительный проект операции по переброске ракет, подготовленный Генштабом. На Кубе планировалось разместить 43-ю ракетную дивизию, имевшую в своем составе ядерные ракеты Р-12 и Р-14 с дальностью действия 2,5 тыс. и 5 тыс. км соответственно, способные поражать все цели на американском континенте до границы с Канадой. Она также должна была развернуть крылатые ракеты, способные нести ядерные боеголовки.



В июне 1962 года Генеральный штаб уже разработал палубную операцию с кодовым названием «Анадырь». Планировал и руководил операцией Маршал Советского Союза Ованес Хачатурович Баграмян. По словам проектировщиков, это было сделано для того, чтобы ввести в заблуждение американцев относительно места назначения груза. Всем советским солдатам, техникам и другим лицам, сопровождающим «груз», также сообщили, что они отправятся на Чукотку. Но, несмотря на столь масштабное прикрытие, операция имела один серьезный недостаток: нельзя было скрыть ракеты от американских самолетов-разведчиков U-2, которые регулярно летали над Кубой. Поэтому план был разработан заранее с учетом того, что американцы обнаружат советские ракеты еще до того, как они все будут собраны. Единственный способ для военных найти их — разместить несколько зенитных батарей, уже находящихся на Кубе, в точках разряда.

Для переброски войск было 85 кораблей. Ни один капитан не знал содержимого трюма и пункта назначения до отправления. Каждый капитан получил запечатанный пакет, который должен быть вскрыт в море в присутствии замполита. В конвертах им было приказано ехать на Кубу и избегать контакта с кораблями НАТО.

Первые корабли прибыли на Кубу в начале августа. Ночью 8 сентября в Гаване была произведена разгрузка первой партии баллистических ракет средней дальности, а 16 сентября прибыла вторая партия. Штаб-квартира Советской группы на Кубе (ГСВЦ) находится в Гаване. Основные силы были сосредоточены вокруг ракет в западной части острова, но несколько крылатых ракет и полк мотострелковых винтовок были переброшены на восточную часть Кубы — в сто километров от Гуантанамо и военно-морской базы США в Гуантанамском заливе. К 14 октября 1962 года на Кубу были доставлены все 40 ракет и большая часть оборудования. Карибский конфликт Анадырь Мангуст

Стоит отметить, что хотя американцы почти с самого начала были информированы о советской военной помощи Кубе и делали интенсивные аэрофотосъемки острова, у них не было конкретных доказательств применения здесь советского наступательного оружия. Советская сторона объяснила оснащение платформ и подъездных путей на острове использованием оборонительных зенитно-ракетных комплексов. В сентябре-октябре 1962 г. плотный облачный покров и череда ураганов на Карибах не позволили американцам проводить регулярную воздушную разведку. Таким образом, в непосредственной близости от территории США была сформирована военная группировка
, уклониться от которой в случае конфликта было очень трудно.

Эскалация и разрешение конфликтов. Операция «Мангуст».

Соединенные Штаты также проводили широкомасштабные военные мероприятия: Вашингтон разработал специальный план по роспуску правительства Фиделя Кастро под кодовым названием «Мангуст».

План состоял из двух этапов:

Август-сентябрь 1962 года — Подготовка и начало антикастрийского «повстанческого» движения на Кубе.

Октябрь — организация «народного восстания» при поддержке американских спецслужб и войск с возможной высадкой американских войск на острове.

Последствия Карибского кризиса

В результате успешного урегулирования Карибского кризиса супердержавы, похоже, осознают свою уязвимость и взаимозависимость. Стало ясно, что угроза Третьей мировой войны не может быть сыграна. Урок был усвоен: оба правительства никогда больше не допускали таких опасных кризисных ситуаций в своих отношениях. И следует отметить, что только с окончанием Карибского кризиса отношения между соответствующими странами перешли от категорического отказа к попытке сотрудничества. Примером тому является договор о запрещении ядерных испытаний.

Была достигнута принципиальная договоренность о подписании Договора о нераспространении и желательности двусторонних переговоров об ограничении стратегических вооружений. Договор о нераспространении ядерного оружия, подписанный 1 июля 1968 года представителями СССР, США и Великобритании, имел большое значение для улучшения советско-американских отношений и международной обстановки в целом. Американская сторона также поставила вопрос о взаимном отказе от создания систем противоракетной обороны, поскольку размещение таких систем дестабилизирует общую стратегическую ситуацию и приведет к новому дорогостоящему раунду ядерных ракетных гонок без реальной безопасности для обеих сторон.

Кризис в Карибском бассейне также имел серьезные негативные последствия для долгосрочного плана. Советское руководство не могло забыть об унизительной потере своего престижа, когда ему пришлось на глазах у всего мира забрать свои ракеты с Кубы. Советский военный аппарат воспользовался этим для реализации новой важной ракетно-ядерной программы. Кризис в Карибском бассейне, по-своему, придал новый импульс гонке вооружений и сделал нестабильной военную и, следовательно, политическую обстановку в мире.

В то же время, обе державы имели хорошие шансы в то время контролировать эту гонку взаимно, по крайней мере, в некоторых областях. Необходимо было приложить все усилия для продления срока действия соглашения о выводе ракет средней дальности с территории Турции и Кубы путем взаимного запрета на размещение всего класса таких ракет. Однако Соединенные Штаты не пытались этого сделать, поскольку у них уже
были аналогичные ракеты в Италии и Великобритании, а Советский Союз не использовал их в других странах, кроме Кубы.

Кеннеди и Хрущев

23 октября. Роберт Кеннеди прибывает в советское посольство и предупреждает о серьезных намерениях США остановить все корабли в этом районе.

24 октября. Кеннеди посылает телеграмму Хрущеву, в которой призывает его перестать «быть осторожным» и не нарушать условия блокады Кубы. В своем ответе Хрущев обвиняет США в ультиматумах и описывает карантин как «акт агрессии», который может привести человечество к глобальной катастрофе посредством ракетного удара. В то же время Первый секретарь предупреждает Президента США, что советские корабли не будут следовать «пиратским действиям» и что СССР примет все меры для защиты кораблей в случае опасности.

Утром 26 октября Никита Хрущев начал писать новое, менее воинственное послание Кеннеди. В письме он предложил американцам возможность демонтировать установленные ракеты и вернуть их в СССР. В ответ он потребовал гарантий того, что «Соединенные Штаты не будут вторгаться на Кубу со своими войсками и не будут поддерживать никакие другие силы, которые намереваются вторгнуться на Кубу». Он завершил свое письмо знаменитой фразой: «Мы с тобой не должны теперь тянуть концы веревки, на которую ты завязал узел войны».

Хрущев написал это письмо в одиночку, не собирая президентства. Позже в Вашингтоне появилась версия, что второе письмо не было написано Хрущевым и что в СССР мог произойти государственный переворот. Другие считали, что Хрущев, напротив, ищет помощи в борьбе против сторонников жесткой линии в руководстве вооруженных сил СССР. Письмо прибыло в Белый дом в 10 утра. Еще одно условие было объявлено в открытом радиобращении утром 27 октября с призывом к выводу американских ракет из Турции в дополнение к требованиям, упомянутым в письме.

Заключение

В пятницу, 26 октября, в 13:00 по вашингтонскому времени репортер Джон Скалли из ABC News сообщил, что к нему обратился сотрудник КГБ Александр Фомин. Встреча прошла в ресторане «Оксидентал». Фомин выразил обеспокоенность по поводу роста напряженности и предложил Скали подойти к своим «высокопоставленным друзьям в Государственном департаменте» с предложением найти дипломатическое решение. Фомин передал неофициальное предложение советского руководства об удалении ракет с Кубы в обмен на отказ от вторжения на Кубу.