Файл: Самостоятельная работа как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся.
Современное состояние образования характеризуется тенденцией роста объема информации, требующей успешного и надежного усвоения. Одной из возможностей для успеха такого усвоения является самостоятельная работа обучающихся. Она является одним из самых доступных путей повышения эффективности урока и активизации познательной деятельности обучающихся, занимает исключительное место на современном уроке, так как наиболее эффективное приобретение и усвоение знаний происходит только в процессе личной самостоятельной учебной деятельности.
Самостоятельная работа – это работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.
Анализ научной, педагогической и методической литературы позволяет говорить о том, что в современном процессе обучения самостоятельной работе отводится лишь роль проверки и контроля деятельности обучающихся, причем в самостоятельную работу включаются, только основные понятия.
Исследования ученых-практиков и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной деятельности обучающихся, соответствующие их учебным возможностям.
1.Копирующие действия обучающихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка обучающихся к самостоятельной деятельности.
2.Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач.
3.Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.
4.Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического, аналогового мышления.
В соответствии с уровнями самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся можно выделить 4 типа самостоятельных работ: воспроизводящие самостоятельные работы по образцу, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие. Каждый из перечисленных типов имеет свои дидактические цели.
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необходимы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений, навыков и их прочного закрепления. Они формируют фундамент подлинно самостоятельной деятельности обучающегося. Роль преподавателя состоит в том, чтобы для каждого обучающегося определить оптимальный объем работы.
Самостоятельные работы конструктивно-вариативного типа позволяют на основе полученных ранее знаний и данной преподавателем общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности обучающегося.
Эвристические самостоятельные работы формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, обучающийся определяет сам пути решения задачи и находит его.
Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация полученных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации делают знания обучающегося более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования.
Творческие самостоятельные работы, эта деятельность позволяет обучающимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний .
В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых преподавателями в системе урочных и внеурочных занятий:
1. Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника. Работа с первоисточниками, справочниками и научно-популярной литературой, конспектирование и реферирование ранее прочитанного материала.
2. Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление
различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других обучающихся, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
3. Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
4. Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы.
5. Подготовка докладов и рефератов.
6. Выполнение индивидуальных и групповых заданий .
7. Домашние задания.