Файл: Формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся на уроках физики.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ «СОШ N 2 ст. Сторожевой-2»

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Формирование естественно-научной грамотности у обучающихся на уроках физики »

Выполнила:

Учитель физики

Чижова А.А.

ст.Сторожевая-2 2022г

Функциональная грамотность по системе PISA- оценка способности применять, полученные знания и умения в жизненных ситуациях.

Объектами оценки выступают:

- грамотность чтения

- математическая грамотность

-естественнонаучная грамотность

-финансовая грамотность

-креативность

- глобальные компетенции

Естественно-научная грамотность невозможна без грамотного чтения заданий и математического расчета.

Естественно-научная грамотность учит анализировать, преобразовывать информацию, и делать выводы из наблюдений, а так же планировать научные эксперименты, связанные с жизненными задачами и проблемами.

На сегодняшний день цель школы - сформировать гражданина, которому будет комфортно в том обществе и мире, в котором он живет, т. е. сформировать функционально грамотного гражданина.

Естественно-научна грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с применением естественно-научных знаний, его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественнонаучно-грамотный человек стремится учавствовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:

-научно объяснять явления

-демонстрировать понимание основных особенностей естественно-научного исследования

- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Обновление естественно-научного образования на уровне школы должно решать две задачи:

  1. Сохранение относительной успешности в достижении «академических» результатов

  2. Значительное повышение уровня естественно-научной грамотности.

Я как преподаватель физики выстраиваю занятие по следующему алгоритму:

  1. «Вызов». Передо мной стоит задача не только заинтересовать учеников, мотивировать их дальнейшую работу, но и активизировать уже имеющиеся у них знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу.

  2. «Осмысление». На этом этапе идет непосредственная работа с информацией методами, позволяющими сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным

  3. «Размышление». На этом этапе учениками информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.


В процессе обучения я развиваю исследовательские навыки посредством:

- лабораторных работ

- домашних экспериментов

- выполнение индивидуальных проектов

- разбор заданий по естественнонаучной грамотности на уроках.

Задания по естественнонаучной грамотности должны отвечать следующим требованиям:

- В задании описывается ситуация из жизни, которая близка и понятна учащимся этого возраста

- Текст задания изложен простым и ясным языком.

- Характер заданий обучающий или воспитательный.

И я хочу привести пример задания.

Задача : «Загадочная тяга» Семья Фёдора приехала встречать Новый год в фамильный деревенский дом, построенный ещё прадедом в XX веке. Первым делом решили растопить печь. Оказалось, это совсем непростая задача. Перед растопкой печи отец открыл все имеющиеся задвижки и дверцы полностью и проверил тягу.

- Плохая тяга, - сказал отец.

Комментарий: в задаче описывается бытовая ситуация.

Задание № 1 - А как ты понял, что тяга плохая? – спросил Фёдор. - Зажжённую спичку или свечу нужно расположить вблизи открытой топки. Понаблюдай за движением пламени, оно всегда подскажет тебе качество тяги, - ответил отец.

В задании приведено 3 рисунка расположения пламени спички относительно топки.



И само задание: определить какой рисунок увидел Федор.

Данный вопрос затрагивает следующие темы физики: тепловое движение, атмосферное давление, конвекцию. Уровень знаний - низкий

Задание № 2 Начали растапливать печь. Когда дрова разгорелись, тяга улучшилась. Постепенно дом начал наполняться приятным теплом. Объясните, почему в начале растопки печи тяга была плохая, а когда дрова разгорелись, тяга улучшилась.

Данный вопрос затрагивает следующие темы физики: тепловое движение, атмосферное давление, конвекцию. Уровень знаний – средний.

Задание № 3: Отец объяснил мальчику, что в топке печек есть много «премудростей». Например, после того как прогорают дрова и угли, необходимо закрыть заслонку на трубе, которая отделяет воздух в печке от воздуха в трубе. Фёдор высказал несколько предположений, зачем это нужно сделать. Необходимо выбрать верные утверждения из списка.

1.После прогорания дров и углей тяга оказывается вредна, поскольку в трубе воздух охлаждается и снова поступает в печь.



2. Заслонку закрывают, чтобы не пропала тяга и сохранялось тепло.

3. Заслонку закрывают для уменьшения тяги и сохранения тепла.

Данный вопрос затрагивает следующие темы физики: тепловое движение, атмосферное давление, конвекцию. Уровень знаний – средний.

Данная задача соответствует всем требованиям.