Файл: Формирование естественнонаучной грамотности у обучающихся на уроках физики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБОУ «СОШ N 2 ст. Сторожевой-2»
ДОКЛАД НА ТЕМУ:
«Формирование естественно-научной грамотности у обучающихся на уроках физики »
Выполнила:
Учитель физики
Чижова А.А.
ст.Сторожевая-2 2022г
Функциональная грамотность по системе PISA- оценка способности применять, полученные знания и умения в жизненных ситуациях.
Объектами оценки выступают:
- грамотность чтения
- математическая грамотность
-естественнонаучная грамотность
-финансовая грамотность
-креативность
- глобальные компетенции
Естественно-научная грамотность невозможна без грамотного чтения заданий и математического расчета.
Естественно-научная грамотность учит анализировать, преобразовывать информацию, и делать выводы из наблюдений, а так же планировать научные эксперименты, связанные с жизненными задачами и проблемами.
На сегодняшний день цель школы - сформировать гражданина, которому будет комфортно в том обществе и мире, в котором он живет, т. е. сформировать функционально грамотного гражданина.
Естественно-научна грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с применением естественно-научных знаний, его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественнонаучно-грамотный человек стремится учавствовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:
-научно объяснять явления
-демонстрировать понимание основных особенностей естественно-научного исследования
- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Обновление естественно-научного образования на уровне школы должно решать две задачи:
-
Сохранение относительной успешности в достижении «академических» результатов -
Значительное повышение уровня естественно-научной грамотности.
Я как преподаватель физики выстраиваю занятие по следующему алгоритму:
-
«Вызов». Передо мной стоит задача не только заинтересовать учеников, мотивировать их дальнейшую работу, но и активизировать уже имеющиеся у них знания, либо создать ассоциации по изучаемому вопросу. -
«Осмысление». На этом этапе идет непосредственная работа с информацией методами, позволяющими сохранить активность ученика, сделать чтение или слушание осмысленным -
«Размышление». На этом этапе учениками информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.
В процессе обучения я развиваю исследовательские навыки посредством:
- лабораторных работ
- домашних экспериментов
- выполнение индивидуальных проектов
- разбор заданий по естественнонаучной грамотности на уроках.
Задания по естественнонаучной грамотности должны отвечать следующим требованиям:
- В задании описывается ситуация из жизни, которая близка и понятна учащимся этого возраста
- Текст задания изложен простым и ясным языком.
- Характер заданий обучающий или воспитательный.
И я хочу привести пример задания.
Задача : «Загадочная тяга» Семья Фёдора приехала встречать Новый год в фамильный деревенский дом, построенный ещё прадедом в XX веке. Первым делом решили растопить печь. Оказалось, это совсем непростая задача. Перед растопкой печи отец открыл все имеющиеся задвижки и дверцы полностью и проверил тягу.
- Плохая тяга, - сказал отец.
Комментарий: в задаче описывается бытовая ситуация.
Задание № 1 - А как ты понял, что тяга плохая? – спросил Фёдор. - Зажжённую спичку или свечу нужно расположить вблизи открытой топки. Понаблюдай за движением пламени, оно всегда подскажет тебе качество тяги, - ответил отец.
В задании приведено 3 рисунка расположения пламени спички относительно топки.
И само задание: определить какой рисунок увидел Федор.
Данный вопрос затрагивает следующие темы физики: тепловое движение, атмосферное давление, конвекцию. Уровень знаний - низкий
Задание № 2 Начали растапливать печь. Когда дрова разгорелись, тяга улучшилась. Постепенно дом начал наполняться приятным теплом. Объясните, почему в начале растопки печи тяга была плохая, а когда дрова разгорелись, тяга улучшилась.
Данный вопрос затрагивает следующие темы физики: тепловое движение, атмосферное давление, конвекцию. Уровень знаний – средний.
Задание № 3: Отец объяснил мальчику, что в топке печек есть много «премудростей». Например, после того как прогорают дрова и угли, необходимо закрыть заслонку на трубе, которая отделяет воздух в печке от воздуха в трубе. Фёдор высказал несколько предположений, зачем это нужно сделать. Необходимо выбрать верные утверждения из списка.
1.После прогорания дров и углей тяга оказывается вредна, поскольку в трубе воздух охлаждается и снова поступает в печь.
2. Заслонку закрывают, чтобы не пропала тяга и сохранялось тепло.
3. Заслонку закрывают для уменьшения тяги и сохранения тепла.
Данный вопрос затрагивает следующие темы физики: тепловое движение, атмосферное давление, конвекцию. Уровень знаний – средний.
Данная задача соответствует всем требованиям.