Файл: Рабочая программа элективного курса Актуальные вопросы обществознания.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Актуальные вопросы обществознания» для обучающихся 11 классов составлена на основе примерной программы.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 33 часа в год, 33 недели.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Актуальные вопросы обществознания» в 11 классе
Личностные результаты:
-
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества; -
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны; -
формирование ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; -
стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; -
формирование убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями; -
понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения; -
проявление гуманного отношения, толерантности к людям, правильного взаимодействия в совместной деятельности, независимо от возраста, национальности, вероисповедания участников диалога или деятельности; -
стремление к развитию интеллектуальных, нравственных, эстетических потребностей.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
-
понимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, осуществлять поиск оптимальных средств их достижения; -
уметь планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; -
совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях.
Познавательные УУД:
-
давать определения понятиям, анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; -
осуществлять расширенный поиск информации; -
самостоятельно выделять цели, анализировать вопросы, формулировать ответы, решать проблемные ситуации; -
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; -
выслушивать и извлекать информацию из мнений и взглядов других людей; -
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные УУД:
-
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; -
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; -
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; -
развивать умение обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; -
участвовать в диалоге:высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства.
Содержание программы
Введение 1 час
Общая характеристика особенности КИМов по обществознанию, спецификой проведения экзамена, знакомство с кодификатором, спецификацией, демонстрационной версией ЕГЭ
Модульный блок «Общество» (3 ч.)
Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Понятие «общество» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Специфические черты общества.
Взаимосвязь экономической, социальной, политической, и духовной сфер общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.
Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного развития. Сущность понятий «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии. Стагнация.
Модульный блок «Духовная жизнь общества» ( 4 ч.)
Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные функции культуры. Структура духовной жизни общества.
Наука. Понятие «наука». Виды наук. Модели развития научного знания. Функции современной науки.
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия». Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.
Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай, традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие «нравственность». Мораль и право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности.
Модульный блок «Человек. Познание» (4ч.)
Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «Я»-концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности.
Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания. Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.
Социальные науки, их классификация. Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное познание. Особенности социального познания. Социальный факт.
Модульный блок «Политика» (4 ч.)
Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти. Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть и ее признаки и разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей.
Политический режим. Типы политических режимов. Политический режим. Демократический, тоталитарный, авторитарный режимы.
Политическая идеология. Политическая идеология. Основные этапы формирования идеологии. Уровни политической идеологии и функции. Типы политических идеологий. Политическая культура. Политическая культура. Компоненты политической культуры. Функции политической культуры.
Гражданское общество. Основные подходы к определению сущности гражданского общества. Соотношение государства и гражданского общества. Предпосылки гражданского общества. Структура и функции гражданского общества.
Правовое государство. Правовое государство. Признаки (принципы) правового государства. Предпосылки создания правового государства. Пути формирования правового государства.
Модульный блок «Экономика» (5 ч.)
Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство. Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука. Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика. Экономические системы. Экономическая система. Основные типы экономических систем: традиционная, централизованная (плановая), рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос, закон спроса. Предложение, закон предложения.
Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое регулирование. Денежно-кредитная политика. Инфляция и её виды. Налогово-бюджетная политика. Банковская система. Налогово-бюджетная политика. Налоги, функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг.
Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Мировая экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля. Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.
Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя. Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес, предпринимательство. Виды предпринимательства. Основные принципы, регулирующие предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства.
Рынок труда. Безработица. Рынок труда. Характерные черты конкурентного труда. Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды безработицы. Последствия безработицы.
Модульный блок «Социальные отношения» (5 ч.)
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь и виды. Типы социальных действий. Формы социального взаимодействия.Социальные группы и их классификация. Социальная общность. Признаки социальной общности и её виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа. Организация. Малая группа.Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы стратификационных систем. Социальная мобильность. Воды социальной мобильности.
Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак виды брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины, повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции социальных конфликтов.
Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в современной России. Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития социальной структуры современного российского общества.
Модульный блок «Право» (5ч.)
Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права, признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения права, признаки и функции права.Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права: институт права, подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права.
Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права: правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт. Виды нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт.Правонарушения. Правоотношения, участники. Структура правоотношений. Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление, проступок.
Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности Конституции РФ: структура, содержание.
Юридическая ответственность и её виды. Признаки юридической ответственности. Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности. Функции.
Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных отраслей российского законодательства: основные источники, основные понятия и нормы.
Итоговые занятия (2 ч.)
Итого 33 часа.
Тематическое планирование 11 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | ЭОР |
1 | Введение | 1 | |
2 | Модульный блок «Общество» | 3 | https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ |
3 | Модульный блок «Духовная жизнь общества» | 4 | https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ |
4 | Модульный блок «Человек. Познание» | 4 | https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ |
5 | Модульный блок «Политика» | 4 | https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ |
6 | Модульный блок «Экономика» | 5 | https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ |
7 | Модульный блок «Социальные отношения» | 5 | https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ |
8 | Модульный блок «Право» | 5 | https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ |
9 | Итоговые занятия | 2 | https://soc-ege.sdamgia.ru/ https://soc-ege.sdamgia.ru/ |