Файл: В современной философии и культурологии нет однозначного понимания слова гуманизм.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе

В современной философии и культурологии нет однозначного понимания слова «гуманизм». Чаще всего под гуманизмом понимают комплекс идей, связанных с признанием человека высшей ценностью, с защитой его фундаментальных прав и свобод, утверждением его творческого и созидательного предназначения в мире.

Само понятие впервые ввел Цицерон, древнеримский философ, оратор, 106 до н. э. - 43 до н. э.. Под гуманизмом античный философ понимал высшее культурное и нравственное развитие человеческих способностей в эстетически законченную форму в сочетании с человечностью.

Гуманизм как концепция возник в «осевое время» (по К. Ясперсу) и предстал в трех развернутых формах. Одной из них был нравственно-ритуальный гуманизм Конфуция.

Ценности гуманизма не изменились, они стали отрицаться. В этом отношении он представляет собой разновидность нигилизма и эгоизма. Поскольку ничто не имеет разумной причины и существует случайно, нет ни добра, ни зла, ни истины, ни обмана, ни правды, ни кривды. Все относительно, все произвольно, все субъективно. Любое явление может быть правильным или неправильным в зависимости от точки зрения. Собственный комфорт – единственная важная ценность атеиста. Если у него есть какие-то нравственные ценности, которые он худо-бедно пытается соблюдать , то они всегда унаследованы из христианства (или постхристианства) через национально-культурную традицию, но они не присущи атеизму изначально.

Начались изменения в традиционных представлениях о психической жизни человека. В этот период новые открытия и достижения в естественных науках проявили неудовлетворительность механистических и натуралистических толкований природы человека. Для многих мыслителей становится очевидным, что сведение человека к природным характеристикам не позволяет проникнуть в тайну человеческого бытия, в область "внутренней" жизни человека, которая не поддается натуралистическим интерпретациям и не выявляется посредством эмпирического наблюдения. "Внутренний" мир человека можно лишь описать, наблюдая за различными проявлениями жизнедеятельности индивида и раскрывая смысл и значения последних.

эмпирическое — основано на описании явлений и реальных объектов посредством наблюдения и эксперимента.


-метатеоретическое — наиболее высокий уровень знания, который включает в себя множество высказываний, составляющих основания научных теорий — аксиом, принципов, научной картины, идеалов.

-теоретическое — передает причины и смысл причинно-следственных связей явлений. Это совокупность различных теорий и гипотез, которые обеспечивают научное толкование реальности;

-синтетическое — знание, которое проявляется только вместе с опытом, расширяя и добавляя информацию об исследуемом объекте;

-аналитическое — знание, которое не привносит никакой новой информации об объекте, лишь выявляя и поясняя уже заключенное в нем содержание;

-выводное — выводится из первичного материала, который собирает исследователь; интерпретация этого материала, как правило, сопровождается эмоционально-оценочным переживанием;

-предпосылочное — предшествует реальной эмпирической и теоретической деятельности исследователя;

-номотетическое — отображает законы, выявленные на основе обобщения явлений;

-идеографическое — описывает существенные черты в индивидуальных явлениях.

Отчуждения человека, проблемы бытия мира и человека, человек – уникальное существо, существование и сущность человека. Так же отметим личность и система. Интенциональность сознания, «временность» сознания. Бытие и ничто, абсурдность, свобода, природа и значение выбора, роль пограничного опыта (пограничной ситуации), отчуждение, смысл и значение коммуникации.

Все больше и больше закрываться в себе. В своем внутреннем мире. И все большая зависимость чужого мнения. Хайдеггер, например, был убежден, что люди забыли, что значит жить для самих себя. Они зависят от чужого мнения и это мешает им раскрыться и быть по-настоящему свободными. Здесь важно понять, что другие не смогут спасти нас от "ничто" и поэтому, в действительности, не важно что о нас думают другие, не стоит тратить свои время и энергию на то, чтобы произвести на них впечатление.

Современный гуманизм соединяет разнородные взгляды, идеи и теории разных эпох. Смысл такого гуманизма заключается в подмене одних логических оснований другими или на авторскую эклектику. Эклектика отличается тем, что в этих работах отсутствуют авторские духовно-философские открытия и качественно новые культурные знания, они включает в себя поиск ответов на вечные вопросы и творческую переработку различных религиозных, философских, оккультных, метафизических и научных учений. Пустота и бесплодность таких эклектических гуманистических построений можно отметить на примере одного из главных этических положений - старение и максимальная естественная продолжительность жизни человека.