Файл: Кто делает то, что может, делает то, что должен.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Уникальная история жизни солдата»
"Кто делает то, что может, делает то, что должен"

Мадлен де Скюдери

1. Введение

Изучая историю своего села, я наткнулась на одного летчика и в этой работе расскажу о нём, о военном лётчике Терентии Даниловиче Картузове (01.11.1907 -19.08.1996 г.). В нашем селе всегда помнили героя войны, но как сложилась его судьба, долгое время не знали.

Я считаю, что отношение к нашим предкам – это залог нашего будущего, без которого невозможно себе представить настоящее.

Я выбрала данную тему исследования, чтобы показать вклад моего земляка Картузова Терентия Даниловича, командира 268-го истребительного Краснознаменного авиационного полка ПВО в победу. Беседуя с односельчанами, я убедилась, что о нашем земляке летчике-истребителе жители Стрельны ничего не знают. Моя работа о необоснованно забытом герое ВОВ, полковнике Картузове Терентии Даниловиче, должна помочь сохранить в памяти потомков подвиг летчика-истребителя мировой войны.

Актуальность работы обусловлена тем, что до сих пор не был собран и систематизирован материал о жизненном и боевом пути нашего земляка Т.Д. Картузова, которому в этом году исполнилось бы 115 лет.

2.Основная часть

2.1. Биография Терентия Даниловича Картузова

Терентий родился в 1 ноября 1907 году в селе Стрельна Козельского уезда Калужской губернии. Отец Даниил Филиппович (1871-1925 г.г.) был из семьи зажиточных крестьян. В 1912 году вместе с семьей переехал в Санкт-Петербург. Всех четверых детей взять с собой Даниил Филиппович и Лукерья Ивановна не смогли, Терентия и Матрену оставили с бабушкой Натальей Картузовой.

Отец Терентия окончил Техническое училище заводских техников (позже переименованное в Петроградское общество народных университетов), где он был слушателем политехнических курсов механического отделения, а затем электротехнического. Учеба продолжалась до 1917 года. Работал Даниил Филиппович на Невском судоремонтном механическом заводе монтером и токарем, а потом занимал другие, довольно ответственные должности и пользовался большим авторитетом среди администрации и рабочих завода. Затем с 1921 по 1923 год он работал в Краматорске на машиностроительном металлургическом заводе, а потом был назначен заведующим Краматорского вечернего рабочего техникума
11.

С 1912 и по 1924 год Терентий воспитывался в семье бабушки Натальи, окончил Стрелёнскую школу, получил общее образование 7 классов. В школе преподаватели отмечали его как очень способного ребенка. Дома он помогал бабушке по хозяйству, работал в огороде, пас скот, колол дрова. Вечерами проводил время с друзьями. Терентий мечтал о небе, хотел стать авиатором.

В 1925 году Картузова Т. Д. призвали в армию в Сухиничском РВК. Затем Терентия направили на учебу в летное училище и его мечты стали сбываться. В 1929 году он стал членом ВКП (б).

После успешного окончания училища в 1931 году Терентий Данилович продолжил службу в армии.

Младший лейтенант Картузов возглавлял работу по подготовке молодых кадров, совсем еще юных солдат, готовых с честью защищать свою родину на боевых рубежах, и летчиков-добровольцев, которые воевали в Испании. Летная школа находилась недалеко от города Сталино (Донецка). Каждый день он проводил учебу, учебные тренировки, а впоследствии и первые полеты на самолетах И-15 и И-162. Самолет И-16 – это одномоторный истребитель с убирающимся шасси и имеющий преимущественно деревянную конструкцию и фанерную обшивку. В народе этот самолет прозвали «ишак»3.

С февраля 1938 года Картузов Терентий Данилович продолжил службу в 36-м истребительном авиационном полку Закавказского военного округа.

2.2. Боевой путь

36 истребительный авиационный полк был сформирован в феврале 1938 года и входил в состав Закавказского военного округа. Полк принимал участие в боях на Халхин-Голе в 1938-1941 годах, прикрывал нефтяные промыслы Азербайджана, в августе 1941 года участвовал в Иранской операции. С 23 ноября 1941 года полк входил в состав 74-й истребительной авиационной дивизии 56-й Армии Южного фронта.

Капитан Картузов Терентий Данилович командовал первой эскадрильей 36-й ИАП. На фронте с ноября 1941 года. За период с 29 ноября 1941 года по 29 января 1942 года имел 42 боевых вылетов, в которых был ведущим группы. В воздушном бою сбил два немецких самолета типа «Хеншель». Участвовал в шести налетах на аэродромы противника. На аэродроме в Таганроге было уничтожено 6 самолетов противника. 14 апреля 1942 года за личное мужество и отвагу в боях, отличную организацию и умелое руководство боевыми действиями Терентий Данилович был награжден орденом Красного Знамени.



30 апреля 1942 года группа под руководством Картузова Т.Д. в воздушном бою с шестью немецкими самолетами сбили один самолет противника, вернулись на аэродром без потерь. Но в этом бою Терентий Данилович был ранен в ногу, и, несмотря на поврежденное крыло и шасси смог посадить самолет (см. Приложение 1).

Майор Картузов награжден еще одним орденом Красного Знамени.

До осени 1942 года капитан Картузов участвовал в боях под Ростовом, в Крыму, в обороне Кавказа.

25 июля 1942 года уже майор Терентий Данилович был назначен командиром 268-го истребительного авиационного полка ПВО 5-й Армии4. На вооружении полка были самолеты Як, на которые подвешивали бомбы, а также штурмовики Ил-2.

13 декабря 1942 года полк награждается орденом Красного Знамени и становится Краснознаменным. В 1943 году на вооружение полка поступили истребители P-40 "Томахаук", на которых полк провоевал менее полугода, после чего пересел на самолеты P-39 "Аэрокобра", на которых заканчивал войну. Американский самолет Р-39 «Аэрокобра» стал поступать в советские войска с декабря 1941 года по ленд-лизу. На этом самолете летали только асы, так как главным недостатком этого самолета являлась опасность вхождения в штопор даже при незначительной ошибке пилота5.

Вот как характеризует этот самолет А.И. Покрышкин: «Перед отлетом на фронт штурман полка выполнял сложный пилотаж на малой высоте. Самолет неожиданно сорвался в штопор. Высоты для вывода не хватило, и «аэрокобра» врезалась в землю.

Глядя на дымящуюся воронку, в которой догорали обломки самолета, я подумал, что «аэрокобра» не прощает ошибок в пилотировании. Эта катастрофа подтвердила мнение американских летчиков. Они боялись «аэрокобры» и неохотно воевали на ней»6.

Летчиками полка сбито за время войны 66 самолетов противника, уничтожено при штурмовках 12 танков и много орудий и другой техники противника.

В августе 1943 года полк передан в систему ПВО и вошел в состав 141-й ИАД ПВО Восточного фронта ПВО. С 27января 1944 года действовал в составе 2-й ГИАД Западного фронта ПВО. С апреля 1944 г. до конца войны действовал в составе 310-й ИАД ПВО Юго-Западного фронта ПВО7.

В наградном листе гвардии майора Картузова Терентия Даниловича от 26 ноября 1944 года написано следующее: «Тов. Картузов отличный летчик-истребитель обладает отличной техникой пилотирования. Летает днем и ночью. За время летной работы имеет налет 2290 часов 13597 посадок. Произвел 113 боевых вылетов, участвовал в 33 воздушных боях, в которых сбил 4 самолета противника. Грамотный и культурный командир полка (см. Приложение 2). Командирами эскадрилий руководит умело и среди всего личного состава полка пользуется заслуженным авторитетом».
8

Терентий Данилович командовал 268-й полком до 31 декабря 1945 года.

В 1945 году гвардии полковник Картузов Т.Д. имел следующие награды: 3 ордена Красной Звезды, 2 ордена Отечественной войны 1 степени и медаль За Отвагу.

2.3. Послевоенное время

О дальнейшей судьбе Картузова Терентия Даниловича я узнала от его дочери – Александровой Светланы Терентьевны. Она охарактеризовала своего папу так. «Весь его боевой путь описать в двух словах очень трудно, но служил он в авиации в Краснодаре, в Василькове под Киевом, а потом в Эстонии.

Но это уже после войны. В Эстонии он был командиром авиационного полка. Эту большую и почетную должность он выполнял с достоинством советского офицера с 1952 по 1969 год. Закончил службу в звании полковника. Имел много наград, в том числе ордена Красного Знамени, ордена Отечественной войны первой степени, а также много медалей.

После демобилизации они с мамой ежегодно ездили на встречи с однополчанами в Донецк» (см. Приложение 3).

Терентий Данилович окончил заочно командный факультет авиационной академии в Монино. Гвардии полковник Картузов Терентий Данилович был первым командиром 655-го истребительно авиационного полка и руководил им с 1952 года по 1969 год9.

Вместе с женой Кларой Павловной (см. Приложение 4) воспитали замечательных дочерей Светлану, Любовь и Галину. Всем своим дочерям Картузовы дали хорошее образование. Терентий Данилович проживал вместе с семьей в Таллине. После распада СССР дети вынуждены были уехать в Канаду. Терентий Данилович и Клара Павловна остались в Эстонии. С 1991 года полковник Картузов Т. Д. из освободителя для людей, пришедших к власти в Эстонии, превратился в оккупанта. Это было для него большой трагедией. Умер Терентий Данилович в возрасте 99 лет, похоронен в Таллине.

3. Заключение.

Задуматься о смысле жизни меня заставила судьба обыкновенного деревенского паренька, который жил и трудился на благо своей Родины, был патриотом и гражданином своего Отечества, любил свою семью, профессию и не стремился жить напоказ.

За отвагу, преданность и смелость я думаю, мало будет сказать моему земляку спасибо, ведь годы, проведённые на фронте, и даже просто выживание там, заслуживает большего, чем награды, благодарностей. Это заслуживает внимания, уважения, любви и безграничного счастья. 


В результате проведенной исследовательской работы, я пришла к следующим выводам:

1. Терентий Данилович Картузов внес большой вклад в победу советского народа в ходе войны. За что был отмечен орденами и медалями. С честью служил в авиации и в мирное время. Полковник Картузов 11 лет был командиром 655-й истребительно-авиационного полка.

2. Терентий Данилович Картузов настоящий герой своего времени. Он совершил подвиг во имя Родины, будущего поколения. Ему, как никому известна цена дружбы и товарищества.

Работа может быть использована на уроках истории и для проведения воспитательных мероприятий, будет помещена в экспозицию нашего школьного музея.

Мои планы на будущее: провести экскурсии для учащихся нашей школы и жителей села с целью ознакомления с результатами моих исследований.

4. Список использованных источников и литературы

  1. Приказы полка за 1945 год. ЦАМО, ф.268, оп.579, д.1, л.45.,

  2. Покрышкин А.И. В боях за Кавказ. Познать себя в бою. - М.: ДОСААФ, 1986 г.

  3. Воспоминания: Александровой (Картузовой) С.Т. 1945 г.р., проживающей в г. Оттава Канада, 2017 г

  4. Воспоминания: Картузовой Л.Т. 1947 г.р., проживающей в г. Таллин Эстония, 2017 г.

  5. Интернет Авиаторы Второй мировой: allaces.ru/sssr/p/iap268.php

  6. Интернет Википедия: https// ru.wikipedia.org.

  7. Интернет Память народа:pamyat-naroda.ru

  8. Интернет Forumavia.ru-655 ИАП Пярну: forumavia.ru>655 ИАП Пярну


Приложение 1
Пилоты 268-го ИАП после воздушного боя, потерь нет. 1944 год.

Из семейного архива Картузовой Любови Терентьевны.


Приложение 2
Командир полка Картузов Терентий Данилович 1944 год

Из семейного архива Картузовой Любови Терентьевны.

Приложение 3
Встреча однополчан 268-го ИАП в Донецке 9 мая 1985 года.

Из семейного архива Александровой Светланы Терентьевны.


Приложение 4
Терентий Данилович с женой Кларой Павловной 8 мая 1945 года.

Из семейного архива Картузовой Любови Терентьевны.