ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 487
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО «Институт прикладной психологии в социальной сфере»
Программа профессиональной переподготовки
Консультативная психология: эффективные стратегии практической психологической помощи
Дисциплина: Практикум по психологическому консультированию
Загрузите результат задания. 100 баллов, Модуль 3. Тактики, техники и приемы, применяемые психологами в процессе психологического консультирования. применение различных техник в ответах на запросы клиентов
МОДУЛЬ 1. УСТАНОВЛЕНИЕ КОНТАКТА ПРОЯСНЕНИЕ ЗАПРОСА. АНАЛИЗ ЗАПРОСОВ КЛИЕНТОВ
Задание 1. Не с каждым запросом психолог может работать напрямую, не трансформируя его. В приведённом перечне выберите запросы, с которыми можно начать работу, не меняя их. С какими запросами не стоит работать? В каких переформулировках, на ваш взгляд, нуждаются остальные запросы?
Запрос от клиента | Ответ консультанта | |
«Научите меня правильно общаться с девушками». | Что я могу сделать для Вас. Давайте структурируем Ваш запрос. Расскажите подробнее о Вашей ситуации. У вас отсутствует коммуникация с противоположным полом? | |
«Можно ли трёхлетнего ребёнка начать обучать иностранному языку?» | Дддддддд
|
Задание 2. «Присоединитесь» к переживаниям клиента в перечисленных случаях. Сформулируйте ответную фразу консультанта.
Запрос от клиента | Ответ консультанта |
«Знаете, она ведёт себя так, словно я в доме никто, моё место – десятое. То, что я – жена её старшего, любимого, успешного сына, что у нас уже почти взрослые дети, что я всю жизнь работаю и зарабатываю не меньше его, для неё не имеет никакого значения… Она может меня запросто оскорбить, обидеть, унизить при чужих людях, при гостях… Я устала от этого…» | Да, я Вас очень хорошо понимаю. Очень Вам сочувствую. Вам тяжело в этой ситуации. |
Задание 3. По приведённым репликам реконструируйте особенности поведения клиентов. Поясните, какой не должна быть реакция консультанта на них, и как нужно реагировать правильно.
Реплика клиента | Какой НЕ должна быть реакция консультанта? | Как нужно реагировать правильно? |
Нина, 40 лет: «Вообще-то консультация нужна не мне, а моему сыну, но ведь его сюда и калачом не заманишь… Можно я всё вам расскажу, как есть, а вы мне посоветуете, что надо делать? А уж я всё ему передам…» | Не нужно отвергать это сразу. Ведь к консультанту пришел потенциальный клиент который нуждается в помощи. | Я вас прекрасно понимаю и сопереживаю Вам, но нужно чтобы Ваш сын захотел сам чтобы ему помог консультант.Вы как мать можете не правильно интерпретировать мысли вашего сына. Нам будет не вполне этично обсуждать проблемы сына без его участия. Мы можем поработать с Вами и вашими чувствами, что Вас беспокоит? |
Ольга, 19 лет: «А вы матери моей не передадите то, что я вам расскажу?» | Консультант не должен вызывать недоверие у клиента своим поведением и интонацией в разговоре. | Нужно на всех уровнях согласно раппорту присоединиться вербально и невербально к клиенту. Заврить его в том, что консультант сохраняет тайну их беседы придерживаясь этики и морали психолога. |
Задание 4. Определите подходящий вариант поведения в перечисленных ситуациях и сформулируйте следующую ответную реплику консультанта.
Поведение клиента | Ответная реплика консультанта |
На приёме у консультанта миграционной службы мужчина средних лет, приехавший по рабочей визе. Консультант: Давайте знакомиться. Как вас зовут? – Клиент: Зарафуддин Казыбердиевич Магрибуддинов, пожалуйста. | Очень приятно! Меня зовут Александр Валерьевич, Внимательно Вас слушаю, чем могу Вам помочь? |
МОДУЛЬ 2. ФОРМИРОВАНИЕ И ПРОВЕРКА КОНСУЛЬТАТИВНЫХ ГИПОТЕЗ
Задание 1. Прочитайте реплики клиентов и предположите, как содержание их рассказов трансформируется в восприятии консультанта в гипотезу, сформулированную на профессиональном языке.
Антон, 34 года: «Я журналист, комментирую музыкальные новинки, выставки, книги. И вот недавно беседовал с лидером группы “Люмпен-С” в связи с выходом их альбома “Ненавижу!”. Пришлось послушать их музон: жёсткий, брутальный, агрессивный, какой-то даже бойцовский. После прослушивания так и хочется кому-нибудь дать в морду… Я, естественно, интересовался, почему у них такая музыка и на какую аудиторию рассчитана. И их лидер объяснил мне: “Да, наша музыка жёсткая, деструктивная, агрессивная, наступательная. Это – выражение агрессии загнанной в угол мыши. Именно это, на наш взгляд, чувствует сегодня обычный молодой человек из спального района большого города, когда понимает, что почти всё в этой жизни не для него: дорогие клубы, роскошные иномарки, большие деньги, власть… В нём скопилась гора негатива, он буквально готов взорваться от ненависти к существующему порядку, к так называемой “золотой молодёжи”, к надменным бонзам, к недоступным благам! Наша музыка – музыка протеста, и это состояние социальной взбешённости мы и передаём нашими композициями. Человеку нужно разрушить вызывающую его реальность, чтобы построить что-то новое… Так что этот деструктив, так сказать, конструктивный…” Слушая это, я подумал, а могут ли агрессия и злоба вообще быть конструктивными? И нужно ли сегодняшнему молодому человеку, чтобы в нём “подогревали” такие состояния? Не является ли такое “искусство” просто подстрекательством?».
Фраза клиента | Какие можно выделить особенности клиента? | Гипотеза | ||
После прослушивания так и хочется дать в морду |
| к
| ||
Пришлось послушать их музон |
|
| ||
| | |
Задание 2. Определите, когда клиент рассказывает о «своей» или «чужой» проблеме. Можно ли сквозь «чужую» проблему представить себе реальную проблему клиента. Как это сделать?
«Свекровь меня сразу невзлюбила, ещё когда мы с мужем и женаты не были. Видно, не хотела, чтобы мы женились, считала, что я ему не пара. А мы вот поженились и живём уже третий год вместе. Но живём-то у неё, и все эти годы я - как на военном положении, как в строю! Поначалу я ни спорить, ни конфликтовать не хотела, делала, как она скажет, отмалчивалась, даже мужу ничего не говорила. Ну, вроде как, признавала её главенство в доме. Всё-так квартира её… Думала, буду терпеть, она успокоится со временем. А она, наоборот, всё больше распаляется… Я молчу, а она от этого ещё больше заводится. А муж ничего как будто бы и не замечает, да, собственно, ему и некогда замечать – он с утра до вечера на работе. Да и мать свою он уважает – она его без отца воспитала, образование ему дала… Но это становится совершенно невыносимо – придирается, наставляет, вопросы какие-то каверзные задаёт, всё время старается поймать на чём-нибудь неблаговидном… Я у неё как в прислугах живу – то подай, это принеси… Устала я от всего этого. Я, в конце концов, тоже обыкновенный человек со своими слабостями и не могу жить, как на витрине – не шагни, ни молви! Наверное, надо мужу как-то глаза раскрыть… А как? Но, может, мы тогда переедем с ним на съёмную квартиру и будем жить, как люди…»
Проблема | Кому принадлежит? | Реальная проблема клиента | ||
Не конфликтность, низкая самооценка | С
| Р
| ||
| | | ||
| | |
МОДУЛЬ 3. ТАКТИКИ, ТЕХНИКИ И ПРИЕМЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПСИХОЛОГАМИ В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ. ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНИК В ОТВЕТАХ НА ЗАПРОСЫ КЛИЕНТОВ
Задание1. Определите, какие из приведённых ситуаций содержат ошибки в организации консультативного дискурса и прокомментируйте их. Как нужно было бы разговаривать с клиентом правильно, какие техники стоило применить?
1. Консультант К. при обсуждении с клиентом Л. его отношений с начальником говорит: «А зачем вам с ним считаться? Да и вообще с кем бы то ни было! Надо думать о себе и решать свои проблемы! Он же с вами не считается, не думает о ваших чувствах! Так бейте его его же оружием – безразличием, грубостью, наглостью!».
В чем ошибка? | Как нужно ответить? |
Консультант предлагает отвечать на грубость грубостью, наглостью. | Здесь нужно было предложить клиенту применить метод психологического айкидо, принцип амортизации. Клиент на выпады не должен отвечать тем же, при «психологическом ударе» А.: Вы глупец! Б.: Вы абсолютно правы! (Уход от удара) Желательно при этом чуть приподнять голову вверх и изобразить восхищение партнером и удивление. |
2. Консультант М. (43 года) обращается к клиентке Н. (15 лет), у которой последнее время не складываются отношения с матерью: «Ну, разве ты сама не понимаешь, что надо всегда и во всём полагаться на материнские советы, делать, как мать велит. Мать ведь тебе плохого не пожелает. Она любит тебя, хочет, чтобы ты была счастлива, старается уберечь от опрометчивых поступков. Она – твой главный друг, и её надо уважать. Она родила тебя на свет, жизнь дала, и ты ей должна быть за это благодарна. Твой дочерний долг – выслушивать её и следовать её советам. Помнишь высказывание “чти отца и мать своих”, вот это прямо для тебя».
В чем ошибка? | Как нужно ответить? |
Консультант не должен вставать ни на чью сторону | Надо дочери заново выстраивать отношения с матерью. Возможно дочь вела себя плохо и мама просто не смогла повлиять на дочку Может быть мама не приняла взросление дочери. Но сейчас это не имеет значение, все делают в жизни ошибки, нужно поставить себя на место другого человека Если вы не смогли стать с мамой подружками, сделайте это сейчас и наверняка вы поймете друг друга, поскольку вы находитесь на равных. |