Файл: Программа дисциплины Физическая культура.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Распределение учебного времени дисциплины

Содержание раздела выполнено в виде выписки из УП. В таблице 1 представлена информация по каждой форме обучения о распределении общей трудоемкости обучения в часах по семестрам, видов и объемов учебной работы в часах (лекции (Л)), практические занятия (Пр), о распределении форм СРС – самостоятельной работы студентов, расчетно-графические работы (РГР), индивидуальные задания (ИЗ), контрольные (КР) и другие работы), а также форм ПА – промежуточной аттестации студентов по дисциплине (экзамен (Э), дифференцированный зачет (ДЗ), зачет (З), другие формы контроля):


Таблица 1 – Распределение учебного времени дисциплины


Форма обучения

Семестр и его продолжительность (нед.)

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

Максимальная нагрузка (час)

В том числе

Форм СРС

Форм ПА - аттестация

На аудиторные занятия (час)

на СРС (час)

Всего (час)

В том числе

Л (час)

Пр (час)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

очная

2 год, 3 семестр

16 нед

64

32

-

32

32

ИЗ

ДЗ

2 год, 4 семестр

17нед

68

34

-

34

34

ИЗ

ДЗ

3 год, 5 семестр

16 нед

64

32

-

32

32

ИЗ

ДЗ

3 год, 6 семестр

16нед

64

32

-

32

32

ИЗ

ДЗ

4 год, 7 семестр 16 нед

64

32

-

32

32

ИЗ

ДЗ

Итого

324

162




162

162








2.3 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Физическая культура»

Таблица 2

Учебный год

Семестр

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

2 год обучения, 3 семестр

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала










Роль физической культуры в общекультурном, социальном и физическом развитии человека; в сохранении и укреплении его здоровья.

Цели и задачи учебной дисциплины «Физическая культура». Основные положения организа­ции физического воспитания в учебном заведе­нии. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура». Правила техники безопасности в спортивном зале и на спортивной площадке.




2

Раздел 1. Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков

64




Тема 1.1. Физическое состояние человека и контроль за его уровнем

Содержание учебного материала







Физическое состояние человека и его основные компоненты: здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, работоспособность. Обеспечение безопасности занятий физической культурой и спортом. Техника безопасности, охрана труда, причины травматизма и их предупреждение на занятиях физической культурой и спортом.










Практические занятия

1. Инструктаж по технике безопасности и охране труда на занятиях физической культурой и спортом. Разучивание приемов самоконтроля в процессе занятий физическими упражнениями.

2. Определение уровня физической подготовленности студентов: бег на 60 м; для девушек бег на 500 м, отжимание в упоре лежа на полу; для юношей бег на 1000 м, подтягивание на перекладине; наклоны туловища вперед; прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин.

3. Контроль за уровнем физической подготовленности проводится ежегодно с занесением данных в дневник индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности студента.

7

2

Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП, не менее 2 часов в неделю. Проверка эффективности данного вида самостоятельной работы организуется в виде анализа результатов выступления на соревнованиях и сравнительных данных начального и конечного тестирования, демонстрирующих прирост в уровне развития физических качеств.

8




Тема 1.2. Основы физической подготовки

Содержание учебного материала







Общая и специальная физическая подготовка, спортивная подготовка, профессионально-прикладная физическая подготовка. Общее представление о комплексе средств физического воспитания: физические упражнения; использование оздоровительных сил природы; использование гигиенических факторов; использование специально изготовленного инвентаря, технических средств. Классификация физических упражнений и методов их выполнения. Основы обучения движениям: двигательное действие, двигательное умение, двигательный навык, этапы обучения.













Практические занятия

1. Методика составления индивидуальных программ с оздоровительной направленностью. Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики.

2. Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие специальных физических качеств.

3. Методика составления индивидуальных программ с тренировочной направленностью. Разучивание и совершенствование техники и темпа оздоровительных ходьбы и бега.

4. Методика определения профессионально значимых физических, психических и специальных качеств. Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие профессионально значимых физических качеств, прикладных двигательных умений и навыков.

5. Методика закаливания для профилактики простуды и гриппа.Выполнение закаливающих упражнений повышающих защитные силы организма (ходьба и бег на открытом воздухе в прохладную погоду, подвижные и спортивные игры.).

6. Методика составления распорядка дня с учетом рекомендуемой нормы недельного объема двигательной активности студента (не менее десяти часов). Разучивание и совершенствование выполнения упражнений для проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня (физкультурные минуты, физкультурные паузы, подвижные перемены и т.п.)

7

2







Контрольная работаКонтроль качетва знаний. Основы физической подготовки (рефераты). Экспертная оценка преподавателем качества составления и выполнения индивидуального комплекса упражнений гигиенической утренней гимнастики.

2

2







Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно 2 часа в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП, не менее 2 часов в неделю. Проверка эффективности данного вида самостоятельной работы организуется в виде анализа результатов выступления на соревнованиях и сравнительных данных начального и конечного тестирования, демонстрирующих прирост в уровне развития физических качеств. Написание рефератов.

8

2




Тема 1.3. Эффективные и экономичные способы овладения жизненно важными умениями и навыками

Содержание учебного материала.

Значение процесса освоения движений в жизнедеятельности людей.

Дидактические принципы, необходимые при освоении и совершенствовании новых двигательных действий (навыков): научности, всесторонности, сознательности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности, наглядности и др.

Жизненно важные умения и навыки – естественные формы проявления двигательной активности (ходьба, бег, передвижение на лыжах, плавание и др.), обеспечивающие активную деятельность человека в природной среде.

Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками.

Ознакомление с различными программами бега.

Самоконтроль при занятиях ходьбой, бегом и другими способами овладения жизненно важными умениями и навыками.













Практические занятия.

Ходьба: обычным шагом, на носках, на пятках, на внутренней и наружней сторонах стоп, с опорой руками о колени, приставным и переменным шагом, в полуприседе и приседе, выпадами, с высоким подниманием бедра, пригнувшись, скрестным шагом вперед и в сторону, по заданной линии. Ходьба спортивная.

Бег: обычный, семенящий, с высоким подниманием бедра, с захлестыванием голени назад, бег скрестным шагом вперед и в сторону, с подниманием прямых ног вперед, с поворотами и остановками, бег с прыжками через препятствия. Специальные беговые упражнения. Бег на короткие и средние дистанции. Челночный бег 10 х 10 м. Эстафетный бег. Изучение различных программ бега.

Кроссовая подготовка: высокий и низкий старт, стартовый разгон, финиширование; бег 100 м, эстафетный бег 4 ´100 м, 4´ 400 м; бег по прямой с различной скоростью, равномерный бег на дистанцию 2 000 м (девушки) и 3 000 м (юноши).

Техника и тактика бега на средние и длинные дистанции. Развитие общей и специальной выносливости. Техника бега на короткие дистанции.

7

2







Самостоятельная работа обучающихся

Внеаудиторная самостоятельная работа организуется в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП, не менее 2 часов в неделю. Тренировки в оздоровительном беге от 60 м до 100 м. Выполнение бега на отрезках 30 м, 50 м, на скорости. Бег на развитие общей выносливости от 3 до 5 км. Совершенствовать скоростно-силовых качеств.

Выполнить упражнения для совершенствования способов передвижения на лыжах. Прохождение дистанции до 5 км (девушки) и до 8 км (юноши).

Выполнить упражнения для развития силовых качеств – подтягивание, отжимание в упоре лежа, упражнения с отягощением. Упражнения на развитие гибкости, силы, ловкости. Разработать упражнения утренней гимнастики. Подготовка рефератов.

8

2




Тема 1.4. Способы формирования профессионально значимых физических качеств, двигательных умений и навыков

Содержание учебного материала.

Профессионально-прикладная физическая подготовка: цели и задачи. Средства и методы направленного формирования профессионально значимых двигательных навыков, устойчивости к профессиональным заболеваниям, профессионально значимых физических и психических качеств. Формы и виды производственной физической культуры. Специальность (профессия): требования, средства, рекомендуемые виды спорта.

















Практические занятия

1. Определение физической подготовленности в избранной сфере профессионального труда.

2. Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений гигиенической утренней гимнастики с учетом профессиональных особенностей труда. Проведение фрагментов занятий.

3. Разучивание и совершенствование выполнения комплексов упражнений производственной гимнастики (вводного, для проведения физкультурной паузы, физкультурной минуты, микропаузы отдыха).

4. Совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие профессионально значимых физических качеств, прикладных двигательных умений и навыков.

5. Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие специальных физических качеств.

6.Разучивание и совершенствование выполнения упражнений, направленных на развитие специальных психических качеств.

7. Использование на занятиях элементов рекомендуемых видов спорта.

7

2

Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Составление комплекса упражнений производственной гимнастики, физкультурных пауз. Подготовка рефератов по ППФП.

8

2







Дифференцированный зачет. Контроль качества теоретических знаний по изученным темам (реферат). Контроль владения жизненно важными умениями, навыками: бег на 100 м; на 500 м (для девушек), на 1000 м (для юношей), наклоны туловища вперед; прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин.Выполнение нормативов ГТО.

2

2

Раздел 2. Формирование навыков здорового образа жизни средствами физической культур

68

2

2 год обучения, 4 семестр

Тема 2.1. Социально-биологические основы физической культуры и здоровый образ жизни


Содержание учебного материала







Анатомо-морфологические особенности и физиологические функции организма.Здоровый образ жизни и его основные элементы: сознательный отказ от вредных привычек, соблюдение личной гигиены, сбалансированное питание, оптимальный режим труда и отдыха, двигательная активность, сохранение и мобилизация функциональных резервов организма, духовно-нравственное совершенствование. Особенности физически тренированного организма.Нагрузка и отдых как важнейшие элементы воздействия на организм человека физическими упражнениями.

Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером, упражнения с гантелями, набивными мячами, упражнения с мячом, обручем (девушки). Упражнения для профилактики профессиональных заболеваний (упражнения в чередовании напряжения с расслаблением, упражнения для коррекции нарушений осанки, упражнения на внимание, висы и упоры, упражнения у гимнастической стенки). Упражнения для коррекции зрения. Комплексы упражнений вводной и производственной гимнастики.













Практические занятия

Общеразвивающие упражнения, упражнения в паре с партнером.

7

2

Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Выполнить упражнения для развития силовых качеств – подтягивание, отжимание в упоре лежа, упражнения с отягощением. Упражнения на развитие гибкости, силы, ловкости. Изучить теоретический материал и подготовить реферат на тему «Основы здорового образа жизни».

8

2




Тема 2.2. Развитие и совершенствование основных жизненно важных физических и профессиональных качеств


Содержание учебного материала







Развитие физических качеств как единый процесс. Взаимосвязь и взаимозависимость между физическими качествами при их комплексном развитии. Возможная степень развития каждого из них. Развитие и совершенствование физических качеств, необходимых как для активной двигательной деятельности, так и для прохождения воинской службы.







Развитие и совершенствование физических качеств с помощью спортивных игр. Техника и такти­ка игр: развитие ловкости, гибкости, быстроты реакции, скоростной выносливости, координации движений. Основные методы тренировки: непрерывный, интервальный, круговой, контрольный.Методика проведения соревнований и подготовки к ним.







Практические занятия

Развитие силы мышц. Совершенствование выполнения комплексаупражнений с применением отягощений (предельного, непредельного веса, динамического характера). Упражнения с преодолением веса собственного тела: гимнастические упражнения (отжимание в упоре лежа, отжимание на брусьях, подтягивание ног к перекладине, подтягивание в висе, сгибание и разгибание рук в упоре и т.п.). Легкоатлетические прыжковые упражнения с дополнительным отягощением (напрыгивание и спрыгивание, прыжки через скакалку, многоскоки, прыжки через препятствия).Упражнения с внешним сопротивлением: с отягощениями (гантелями, набивными мячами), с сопротивлением партнера, с сопротивлением внешней среды (бег в гору). Передвижения в висе и упоре на руках. Лазанье (по канату, по гимнастической стенке с отягощением). Подвижные игры с силовой направленностью. Проведение студентами фрагментов занятия с использованием самостоятельно подготовленных комплексов упражнений по развитию силы мышц.

7

2







Контрольная работаКонтроль качества теоретических знаний темам. Социально-биологические основы физической культуры и здоровый образ жизни. Способы развития и совершенствования основных жизненно важных физических и профессиональных качеств. Контроль овладения жизненно важными физическими качествами: Развитие силы мышц тела: юноши (подтягивание на перекладине; сгибание и разгибание рук в упоре на полу; в висе поднимание ног до касания перекладины); девушки (сед из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреп­лены;сгибание и разгибание туловища;приседание на одной ноге, стоя на скамейке, опора о гладкую стену.

2

2







Самостоятельная работа обучающихся.

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Подготовка комплексов упражнений по развитию силы мышц. Изучить теоретический материал и подготовить реферат на тему «Развитие физических качеств».

8

2




Тема 2.3. Совершенствование профессионально значимых двигательных умений и навыков

Содержание учебного материала.

Использование средств физического воспитания и методов спортивной тренировки для совершенствования индивидуального запаса двигательных умений, навыков и знаний в области физической культуры.

Разучивание и совершенствование выполнения комплекса упражнений, направленных на предупреждение развития профессиональных заболеваний.

Развитие быстроты.













Практические занятия

Развитие быстроты.

Бег на месте в максимальном темпе (в упоре о гимнастическую стенку и без упора). Челночный бег 10 х 10. Бег по разметкам с максимальным темпом. Бег с низкого и среднего старта, стартовый разгон с увеличением расстояния бега. Бег с ускорением на отрезках до 50 м. Повторный бег на отрезках от 40 до 50 м максимальной интенсивности. Эста­фетный бег.

Бег с низкого старта с использование раз­личных вариантов стартового положения (с поворотом на 90 и 180° и др.). Ловля теннисного мяча после отскока от пола, стены (правой и левой рукой). Прыжки в длину с места, через скакалку на месте и в движении с максимальной частотой прыжков. Преодоление полосы препятствий, включающей в себя: прыжки на разную высоту и длину, по разметкам; бег с максимальной скоростью в разных направлениях и с преодолением опор различной высоты и ширины, повороты, обегание различных предметов (легкоатлетических стоек, мячей, лежащих на полу или подвешенных на высоте). Подвижные игры со скоростной направленностью.  Совершенствование легкоатлетической подготовки.  Соревнования.

8

2







Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Подготовка комплексов упражнений по развитию силы мышц. Изучить теоретический материал и подготовить реферат на тему «Развитие быстроты». Разработка комплекса упражнений производственной направленности выбора профессии. Выполнение комплексов упражнений на быстроту. Участие в соревнованиях по легкой атлетике.

9

2




Тема 2.4. Специальные двигательные умения и навыки


Содержание учебного материала.

Специальные двигательные умения и навыки, необходимые для активной двигательной деятельности, в том числе для успешного прохождения воинской службы. Способы и методика развития прыгучести. Способы и методика выполнения приемов и действий по преодолению препятствий. Развитие и постоянное совершенствование физических и специальных качеств. Приемы и действия по преодолению полосы препятствий.

Формирование психофизических навыков; развитие и совершенствование статической и динамической силы, силовой выносливости, общей выносливости.













Практические занятия

Развитие прыгучести и овладение навыками преодоления препятствий. 1.Разучивание и совершенствование выполнения прикладных гимнастических упражнений. Лазание: на гимнастической стенке, по канату, по шесту, по лестнице. Подъем упор силой на перекладине, по лестнице. Передвижение по узкой и неустойчивой опоре.Выполнение опорных прыжков с использованием гимнастических снарядов. Безопорные прыжки.

2. Разучивание и совершенствование выполнения легкоатлетических прыжков: прыжки с преодолением вертикальных препятствий; прыжки с преодолением горизонтальных препятствий.Прыжки через скакалку.

3. Разучивание и совершенствование выполненияспециальных упражнений по совершенствованию координации движений, развитию силы, быстроты, прыгучести, гибкости, прыжковой выносливости.

Развитие выносливости.Бег различной интенсивности с постепенным увеличением его продолжительности до 30–40 мин. Бег от 1000 до 5000 м (повторный и интервальный). Специальные беговые упражнения. Бег и быстрая ходьба по пересеченной местности. Чередование ходьбы, бега и прыжков. Кроссовая подготовка. Соревнования. Круговая тренировка; многократное выполнение упражнений циклического характера; комбинаций упражнений ритмической гимнастики. Аэробной и смешанный режимы нагрузки. Спортивные и подвижные игры.

8










Самостоятельная работа обучающихся.

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Прохождение полосы препятствий. Занятия в секциях единоборств. Выступление на соревнованиях. Передвижения на лыжах в режимах: умеренной и большой интенсивности; максимальной и субмаксимальной интенсивности. Марш-бросок на лыжах.

9

2







Дифференцированный зачет

Контроль качества теоретических знаний по изученным темам (реферат). Контроль овладения жизненно важными умениями и навыками: бег на 100 м; для девушек бег на 500 м, отжимание в упоре лежа на полу; для юношей бег на 1000 м, подтягивание на перекладине; наклоны туловища вперед; прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин. Вариативная часть: для юношей - тест на владение умениями и навыками, необходимыми для прохождения воинской службы, для девушек - выполнение тестов на гибкость и координацию движений. Тесты на владение профессионально значимыми умениями и навыками (сдача нормативов ГТО).

2

2



Раздел. 3. Физкультурно-спортивная деятельность - средство укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

64

2

3 год обучения, 5 семестр

Тема 3.1. Влияние физической культуры и здорового образа жизни на обеспечение здоровья и работоспособности

Содержание учебного материала







Общая культура как условие формирования здорового образа жизни.Личное отношение к здоровью. Режим труда и отдыха. Физиологические механизмы использования средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления работоспособности. Разучивание и совершенствование выполнения дыхательных упражнений.

Методика составления индивидуальных программ физического самосовершенствования оздоровительной, тренировочной и профессиональной направленности.

Ациклические спортивные игры по выбору преподавателя и обучающихся: баскетбол, настольный теннис, волейбол, мини-футбол. Разучивание и совершенствование простейших психогимнастических упражнений.













Практические занятия

Аэробика. Общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки и танцевальные элементы, выполняемые под ритмичную музыку с целью совершенствования чувства темпа, ритма, координации движений, гибкости, силы, выносливости. Базовые элементы:шаги, бег на месте, поднимание бёдер, махи ногами, выпады, подскоки, скип.Разучивание и совершенствование индивидуально подобранных композиций из упражнений, выполняемых с разной амплитудой, траекторией, ритмом, темпом, пространственной точностью. Разучивание и совершенствование комплекса упражнений с профессиональной направленностью из 25–30 движений.

7

2

Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Подготовка комплексов упражнений по развитию силы мышц. Изучить теоретический материал и подготовить реферат на тему «Режим труда и отдыха». Подготовка связки элементов по оздоровительной аэробике.

8

2




3.2. Использование спортивных технологий для совершенствования профессионально значимых двигательных умений и навыков

Содержание учебного материала







Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Олимпийские, неолимпийские и национальные виды спорта. Базовые виды спорта.

Развитие ловкости или координации движений.













Практические занятия

Развитие координации движений. Выполнение гимнастических упражнений с листа.Зеркальное выполнение упражнений. Прыжки с вращением. Развитие координации движений с использованием танцевальных шагов: галоп, полька, вальс (передвижение впе­ред, назад, в сторону, с поворотами и т. п.). Упражнения на координацию (поочередные движения руками, на координацию рук и ног в ходьбе, прыжках и т.п.).Акробатическая подготовка: обучение группировке, перекатам в группировке; кувырок вперед, назад, в сторону; кувырок вперед на одну ногу;мост из положения лежа, с помощью партнера; стойка на лопатках; на руках у опоры, или с помощью партнера.   Метание малых и больших мячей. Упражнения в статическом равновесии. Упражнения в воспроизведении пространственной точности движений руками, ногами, туловищем. Проведение фрагментов занятий.

7

2







Контрольная работа.

Контроль качества теоретических знаний по изученным темам (реферат). Контроль овладения умениями и навыками: вариативная часть – составление и демонстрация комплексов упражнений для самостоятельных занятий аэробикой и атлетической гимнастикой, проведение разминки по одному из базовых видов спорта, участие в соревнованиях по виду спорта, тесты на проверку специальной подготовки.




2







Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Разработать и выполнить комплекс упражнений на ловкость. Методика проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями тренировочной направленности. Изучение и подготовка реферата по темам «Массовый спорт и спорт высших достижений», «Олимпийское движение».

8

2




3.3. Совершенствование общей и специальной профессионально –

прикладной физической подготовки


Содержание учебного материала







Повышение общей и профессиональной работоспособности средствами физической культуры. Развитие гибкости.







Практические занятия

Разучивание и совершенствование выполнения комплексов упражнений производственной гимнастики: вводной; для проведения физкультурной паузы; физкультурной минутки; микропаузы активного отдыха, кратких занятий в обеденный перерыв. Релаксационные упражнения, для снятия нервно-эмоционального перенапряжения и кратковременного отдыха.

Развитие гибкости. Комплексы общеразвивающих упражнений (активных и пассивных), выполняемых с большой амплитудой движений. Упражнения на растяжение и расслабление мышц. Специальные упражнения для развития подвижности суставов (полушпагат, шпагат, выкруты гимнастической палки). Упражнения в равновесии. Упражнения, направленные на развитие гибкости с использованием разнообразных движений: сгибания-разгибания, наклонов и поворотов, вращений и махов. Упражнения, направленные на развитие гибкости с использованием отягощений и тренажёров, предметов.

Разучивание и совершенствование выполнения упражненийдля профилактики профессиональных заболеваний и травматизма.

8

2







Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Совершенствование ППФП, направленной на развитие выносливости (упражнения с гантелями, атлетическая гимнастика, силовая аэробика, упражнения на тренажерах); точности двигательного и зрительного анализаторов (броски мяча на точность попадания, жонглирование теннисными мячами);координации двигательных действий кистей и пальцев рук с использованием упражнений для мелкой моторики кистей рук, упражнений с мячами (другими предметами) разного диаметра. Упражнения на координацию на месте и в движении, ведение баскетбольного мяча, передача мяча в движении. Двусторонние игры в волейбол, баскетбол и т.п.

8

2




3.4. Совершенствование навыков и умений, необходимых для службы в Вооруженных Силах Российской Феде рации и действий в экстремальных ситуациях


Содержание учебного материала

Подготовка граждан к защите Отечества. Основные понятия: военно-прикладные и служебно-прикладные виды спорта. Наставление по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации. Военно-спортивный комплекс. Нормативы по физической подготовленности в Российской Армии. Особенности организации физической подготовки девушек и для юношей.







Практические занятия

Проведение физической подготовки юношей.

Гимнастика и атлетическая подготовка. Строевые приемы, упражнения на месте и в движении. Упражнение на перекладине: комбинированное силовое упражнение (подъем переворотом, подтягивание, подъем силой, поднимание ног). Поднимание гири 16, 24 кг. Комплексная тренировка – эстафета «Переноска тяжестей».

Ускоренное передвижение и легкая атлетика. Бег на короткие дистанции: специальные беговые упражнения, старт и ускорение, встречная эстафета.

Бег на 1 км и 3км. Челночный бег 10 х10. Метание гранаты на дальность.

Проведение физической подготовки девушек. Гимнастические упражнения, направленные на развитие физических качеств.Упражнения для улучшения самочувствия.Бег на короткие дистанции: специальные беговые упражнения, старт и ускорение, встречная эстафета. Бегна 500 м. Метание мяча. Преодоление полосы препятствий. Аэробика.

8

2







Самостоятельная работа обучающихся.

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Приемы рукопашного боя. Преодоление полосы препятствий. Стрелковая подготовка.

8

2







Дифференцированный зачет по разделам (реферат):Физическая культура и формирование жизненно важных умений и навыков; Формирование навыков здорового образа жизни средствами физической культуры; Физкультурно-спортивная деятельность – средство укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. Контроль качества теоретических знаний по изученным темам.

Контроль овладения жизненно важными умениями и навыками: бег на 60 м; для девушек бег на 500 м, отжимание в упоре лежа на полу; для юношей бег на 1000 м, подтягивание на перекладине; наклоны туловища вперед; прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин.

Сдача нормативов ГТО.

2




Раздел. 4. Физическая культура и здоровый образ жизни в обеспечении профессиональной деятельности и качества жизни

64

2

3 год обучения, 6 семестр

Тема 4.1. Использование средств физической культуры и спорта для обеспечения эффективной профессиональной деятельности и улучшения качества жизни

Содержание учебного материала

Особенности утомления и динамики работоспособности в течение рабочего дня, недели, сезона. Прикладные виды спорта. Использование в процесс физического воспитания приемлемых для его целей средств и методов тренировки; соревновательной и судейской практики. Занятия физическими упражнениями оздоровительно-рекреативной направленности с целью оптимизации работоспособности и улучшения качества жизни.







Практические занятия

Использование на занятиях:

- элементов игровой физкультурно-спортивной деятельности: подвижных игр, футбола, волейбола, баскетбола, лапты;

- элементов индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности;

- элементов новых видов физкультурно-спортивной деятельности: фитнес аэробика, кроссфит.

7

2







Самостоятельная работа обучающихся.

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Изучение и написание тем рефератов «Утомления и динамики работоспособности».

8

2







Практические занятия.

Использование различных видов оздоровительной гимнастики. Степ-аэробика, фитбол-аэробика, танцевальная аэробика, аква-аэробика, шейпинг и др.

Тренировка на тренажерах.

Тренировка мышц по принципу «снизу вверх», т.е. сначала мышцы ног, а в конце – мышцы рук и плечевого пояса. Упражнения на мышцы брюшного пресса выполняются в последнюю очередь.Растягивание мышц грудной клетки в пассивном режиме на тренажере для мышц спины. Тренировка мышц стопы и голени на тренажере для мышц ног.Тренировка мышц передней и задней поверхности бедра на тренажере для сгибания и разгибания ног. Тренировка мышц грудной клетки на тренажере для мышц грудной клетки. Тренировка мышц плеч на тренажере для толчка руками. Тренировка мышц плеч, мышц верхней части спины и грудной клетки на тренажере для мышц спины. Тренировка мышц брюшного пресса на тренажере для мышц брюшного пресса. Тренировка мышц брюшного пресса на тренажере для поднимания ног в положении упора. Тренировка на эллипсоидном тренажере.

7

2

Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Изучение и написание тем рефератов «Прикладные виды спорта».

Занятия в тренажерном зале и в зале аэробики.

8

2







Практические занятия.

Спортивные игры.

Баскетбол или стрит-баскетбол.Совершенствование технической подготовки: техники нападения (техники передвижения, техники владения мячом, техники бросков мяча в корзину), техники защиты (техника передвижения, техника овладения мячом) и тактической подготовки: тактики нападения (индивидуальные, групповые, командные действия), тактики защиты (индивидуальные, групповые, командные действия). Приемы игры в нападении и защите. Правила игры и судейства. Выполнение основных технических и тактических приемов игры: ловля и передача мяча двумя руками и одной рукой, ведение мяча правой и левой рукой, бросок мяча с места и в движении, умение вести двустороннюю игру с соблюдением правил. Нормативы по технике игры. Контрольные игры и соревнования.

8

2







Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Участие в соревнованиях по баскетболу, участие в судействе.

8

2







Практические занятия.

Волейбол. Совершенствование технической подготовки: техники нападения (действия без мяча, действия с мячом), техники защиты (действия без мяча, действия с мячом, блокирование) и тактической подготовки: тактики нападения (индивидуальные, групповые командные действия), тактики защиты (индивидуальные, групповые командные действия). Интегральная подготовка. Приемы игры в нападении и защите. Правила игры и судейства. Выполнение основных технических и тактических приемов игры: передача мяча двумя руками сверху, прием снизу, прямой нападающий удар, подача нижняя и верхняя прямая, умение вести двустороннюю игру с соблюдением правил. Нормативы по технике игры. Контрольные игры и соревнования. Развитие выносливости, кроссовая подготовка.

8

2







Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Изучение и подготовка рефератов по теме «Правила соревнований в избранном виде спорта». Участие в соревнованиях по волейболу.

8

2







Дифференцированный зачет Контроль качества теоретических знаний по всем изученным разделам. Проверка рефератов по темам раздела у освобожденных от ФК.

Контроль овладения жизненно важными умениями и навыками: бег на 100 м; для девушек бег на 500 м, отжимание в упоре лежа на полу; для юношей бег на 1000 м, подтягивание на перекладине; наклоны туловища вперед; прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин.

Вариативная часть: Тесты на владение профессионально значимыми умениями и навыками. Тестирование технической подготовки (баскетбол, волейбол, футбол). Выполнение приемов психической саморегуляции. Проведение фрагментов занятий рекреативно-оздоровительной направленности. Участие в организации и проведении соревнований. Судейская практика.

2

2




Раздел. 5.

Физическая культура и спорт в системе образования.

64

2

3 год обучения, 7 семестр




Основы спортивной тренировки. Физическая, функциональная, техническая и психологическая подготовка спортсмена. Тактическая подготовка в спорте. Методика проведения учебно-тренировочного занятия. Студенческий спорт. Система студенческих спортивных соревнований. Спор­тивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов













Практические занятия.

Футбол или игра по упрощенным правилам на площадках разных размеров. Совершенствование технической подготовки: техники ударов по мячу, остановки мяча, ведения мяча, отбора и перехвата мяча, вбрасывания мяча, отработка техники ложных движений (финтов), техники защиты, техники игры вратаря и тактической подготовки: тактики игры в нападении, тактики игры в защите, тактики игры вратаря, различных тактических действий. Приемы игры в нападении и защите. Правила игры и судейства. Выполнение основных технических и тактических приемов игры: удар по воротам на точность, жонглирование мячом, остановка мяча ногой, ведение мяча, обводка и удар по воротам. Контрольные игры и соревнования.

7

2







Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП. Участие в соревнованиях по футболу. Участие в судействе.

Подготовка и написание реферата по теме «Правила игры в футбол».

8

2







Практические занятия.

Выполнение подводящих аэробных упражнений.

Разучивание комплекс упражнений на 8 счетов.

Выполнение комплекса упражнений на укрепление мышечного корсета, улучшение осанки.

Выполнение комплекса упражнений на развитие гибкости и чувства равновесия.

7

2







Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП.

Подготовка и написание реферата по теме «Система студенческих спортивных соревнований». Разработать и выполнить комплекс упражнений на 8 счетов.

8

2







Практические занятия.

Совершенствование бега на короткие дистанции высокого, низкого стартов 30 м. ,60 м.

Выполнение прыжков на скакалке (1 мин.) Выполнение поднимания туловища из положения лежа на спине (30 сек., 1 мин.), отжимания от пола (кол-во).

Выполнение стартового разгона, бега, финиширования на 2000 м.

Совершенствование бега на средние дистанции 200 м.

Совершенствование эстафетного бега 4×100м,

Совершенствование челночного бега 3×10 м.

Совершенствование бега на средние дистанции 100 м.

Совершенствование стартового разгона, бега, финиширования на 3000 м.

8

2







Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП.

Подготовка и написание реферата по теме «Тактическая подготовка в спорте». Разработать и выполнить комплекс упражнений на укрепление дыхательной системы.

8

2







Практические занятия.

Выполнение комплекса упражнений для профилактики профессиональных заболеваний: упражнения в чередовании напряжения с расслаблением.

Повышение уровня ОФП (специальные упражнения).

Развитие и совершенствование физических качеств (быстроты, координации движений, выносливости, силы, гибкости).

8

2







Самостоятельная работа обучающихся

Еженедельно не менее 2 часов в форме занятий в секциях по видам спорта, группах ОФП.

Разработать и выполнить комплекс упражнений на растяжку.

Подготовка к выполнению нормативов ГТО.

8

2







Дифференцированный зачет Контроль качества теоретических знаний по всем изученным разделам. Проверка рефератов по темам раздела у освобожденных от ФК.

Контроль овладения жизненно важными умениями и навыками: бег на 100 м; для девушек бег на 500 м, отжимание в упоре лежа на полу; для юношей бег на 1000 м, подтягивание на перекладине; наклоны туловища вперед; прыжок в длину с места, прыжки через скакалку за 1 мин.

Вариативная часть: Тесты на владение профессионально значимыми умениями и навыками. Тестирование технической подготовки (баскетбол, волейбол, футбол). Выполнение приемов психической саморегуляции. Проведение фрагментов занятий рекреативно-оздоровительной направленности. Участие в организации и проведении соревнований.

Выполнение нормативов ГТО.

2

2







Всего:

Практических занятий

Самостоятельной работы

324

162

162






Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самостоятельная работа студентов (СРС) – это планируемая учебная и научная работа, выполняемая по заданию преподавателя под его методическим и научным руководством.

СРС по данной дисциплине включает:

  • подготовку рефератов по рекомендованной преподавателем учебной и научной литературе; изучение учебного материала, перенесенного с аудиторных занятий на самостоятельную проработку;

  • подготовка к практическим занятиям (выполнение тестов, практических упражнений);

  • выполнение индивидуальных самостоятельных творческих работ и заданий (реферат, занятия в группах ОФП и секциях по избранным видам спорта).

Распределение бюджета времени на выполнение индивидуальных СРС представлено в таблице 3.
Таблица 3 – Учебно-методическая (технологическая) карта СРС


Номер раздела и темы дисциплины

Ф/О

Код и наименование индивидуального проекта – задания или вида СРС

Объем часов на СРС

Сроки вып-ния

Рекомендуемые УММ

Форма контроля СРС




1

2

3

4

5

6

7

3 семестр

О

ИЗ (индивидуальное задание) – РЕФЕРАТ

32

1 нед.

1,2,3,4,5,6,7

Защита реферата

4 семестр

О

ИЗ (индивидуальное задание) – РЕФЕРАТ

34

1 нед.

1,2,3,4,5,6,

Защита реферата

5 семестр

О

ИЗ (индивидуальное задание) – РЕФЕРАТ

32

1 нед.

1,2,3,4,5,

Защита реферата

6 семестр

О

ИЗ (индивидуальное задание) – РЕФЕРАТ

32

1 нед.

1,2,3,4,5,6,7

Защита реферата

7 семестр

О

ИЗ (индивидуальное задание) – РЕФЕРАТ

32

1 нед.

1,2,3,4,5,6,7

Защита реферата

Общие затраты времени студентом по всем видам СРС

О

СРС: выполнение ИЗ (3 семестр)

32

СРС: выполнение ИЗ (4 семестр)

34

СРС: выполнение ИЗ (5 семестр)

32

СРС: выполнение ИЗ (6 семестр)

32

СРС: выполнение ИЗ (7 семестр)

32

Итого (3 семестр / 7 семестр):

162