Файл: Совершенствование системы качества предприятия основа его финансовой устойчивости.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ КАЧЕСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ – ОСНОВА ЕГО ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены основные теоретические понятия, используемые в рамках управления качеством, указаны причины необходимости совершенствования данных процессов на предприятии. Автор предлагает аспекты совершенствования системы управления менеджмента качества как основы финансовой устойчивости предприятия, их внедрения и последующие действия для повышения эффективности работы организации.

Ключевые слова: качество, управление, товар, система, менеджмент качества, стандарт, совершенствование.
IMPROVING THE QUALITY SYSTEM OF AN ENTERPRISE IS THE BASIS OF ITS FINANCIAL STABILITY

Annotation. The article discusses the main theoretical concepts used in the framework of quality management, the reasons for the need to improve these processes at the enterprise are indicated. The author suggests aspects of improving the quality management management system as the basis of the financial stability of the enterprise, their implementation and subsequent actions to improve the efficiency of the organization.

Keywords: quality, management, product, system, quality management, standard, improvement.
В современной экономике существенное внимание уделяется проблемам качества продукции и производства, а также управления. Активный рост конкуренции на всех типах рынков приводит к постоянной необходимости увеличения и изменения программ качества в организациях. Вопрос качества продукции на всех этапах ее создания, менеджмент качества внутренних процессов фирмы и использования современных технологий становятся ключевыми моментами для потребителей и других фирм при определении вариантов сотрудничества.

Для большинства потребителей ключевым фактором выбора продукции было и остается ее качество. Также немалое значение при выборе потребитель (а в рамках сотрудничества - другой производитель) придает процессам управления качеством в выбранной фирме. Зачастую отсутствие четко выраженной политики в этом вопросе, целей и ответственности могут оттолкнуть потенциальных потребителей, насторожить другие компании.


Предприятие, которое хочет достичь на рынке успеха и занять большую его долю, должно заниматься планированием, управлением, обеспечением и совершенствованием системы качества. Простое наличие менеджмента качества в организации уже увеличивает эффективность ее работы и способствует росту конкурентоспособности и финансовой устойчивости предприятия. Полноценная же такая система помогает достичь передовых показателей на рынке и захватить его существенную долю [4, с. 60].

Рассмотрим основные причины необходимости совершенствования системы менеджмента качества в организации:

  • рост уровня производства;

  • рост доверия потребителя к продукции организации;

  • увеличение доли на конкурентном рынке;

  • возможность получения государственных заказов;

  • увеличение количества сделок с другими компаниями;

  • привлечение новых инвестиций.

Одним из важных аспектов совершенствования менеджмента качества выступает производительность труда. Существенно поднять ее уровень в современной организации можно путем внедрения инноваций, а также с помощью развития мотивации (помимо поощрения этот процесс включает в себя и административные меры наказания).

Ранее было принято считать, что определяющими факторами в этой части является показатель объема выпускаемой продукции, а не производительность труда каждого отдельного сотрудника, поскольку организация стремится заработать большую прибыль. Автор предлагает для повышения эффективности менеджмента качества акцент в этом вопросе сделать на самоконтроле работника. Это помогает сотрудникам успешно выполнять поставленные цели и экономить денежные средства предприятия.

В настоящее время очень многие на предприятиях рабочие часы используют неэффективно.

Автор предлагает внедрение гибкого графика в рамках менеджмента качества и самостоятельную оценку сотрудниками своей работы.

Вторым аспектом выступает непосредственное качество выпускаемого продукта (товара, работ или услуг). На предприятии принято контролировать именно уровень соответствия товара технологическим требованиям. Данному подходу в России способствовала действовавшая длительное время плановая экономика.



Существовавший ранее тип экономики не изучал потребительские запросы и не занимался преобразованиями и изменениями в соответствии с потребностями потребителя. Такое положение вещей можно наблюдать и на некоторых современных предприятиях. Однако ныне большинство предприятий пришли к осознанию необходимости изучать рынок потребителей и выявлять потребительские запросы, перестраивая свойства товара под потребности. Поэтому в современной экономике существует другое понятие качества товара - степень его соответствия потребительским запросам, уровень его конкурентоспособности на рынке.

Тем не менее регулирование качества товаров не должно уходить с повестки дня. В рамках крупных объединений фирмам, на взгляд автора, стоит разрабатывать свои стандарты качества и следовать им, предлагать свои сертификаты качества на товар, подтвержденные потребительским спросом, способствующие улучшению качества, а не его ухудшению.

Следующим важным аспектом совершенствования системы менеджмента качества на предприятии является работа структурных подразделений компании: логистики, управления персоналом, производственной системы и других отделов в зависимости от рода деятельности предприятия [8, с. 36].

Все отделы компании должны следовать единой цели и стараться на каждом этапе работы совершенствовать полученные результаты и показатели. Очень важно, чтобы все внедрения в организации не оставались на менеджерском уровне, а проникали во все структуры.

Общая командная работа персонала приводит к росту качества продукции и повышению эффективности управления организацией.

Контроль качества должен осуществляться в организации на всех уровнях управления, а не только высшим менеджментом. Кроме того, система этого контроля должна эффективно функ­ционировать на уровне государства и органов местного самоуправления, а также в вопросах международной торговли.

Автору представляется важным создание международной ассоциации качества, которая объединила бы все существующие стандарты воедино и позволила всем использовать одинаковую терминологию повсеместно. Это позволит менеджерам и работникам использовать единые термины как внутри организации (разные школы, использование разных товаров привели к путанице в голове у людей), так и вне ее (в рамках растущей тенденции выхода фирм на внешний рынок); упростить согласование используемых продуктов и видов деятельности.


В рамках совершенствования системы менеджмента качества важным представляется внедрение на предприятии рассмотренных и предлагаемых автором аспектов. Порядок изменения системы менеджмента качества в организации состоит из следующих этапов:

  • анализ текущего состояния дел в компании и эффективность имеющихся процессов управления качеством;

  • разработка плана совершенствования системы менеджмента качества, корректировка и унификация сопутствующей этому процессу нормативной базы;

  • совершенствование системы менеджмента качества и его контроля на практике;

  • построение системы работы менеджмента качества таким образом, чтобы она находилась в процессе постоянного совершенствования.

Если в мировом сообществе давно уже существует понимание необходимости внедрения системы менеджмента качества в организации, то в российских компаниях такого еще нет. В нашей стране не существует правильного осознания роли менеджмента качества в общей системе управления организацией. Однако ее важность для организаций сложно переоценить.

На первых порах экономическая отдача от системы менеджмента качества в организации достаточно низка, что связано с высокими затратами на ее формирование и внедрение. Приносить наибольший уровень экономической эффективности система будет на этапе, когда у компании будут следующие задачи:

  • нахождение общих целей между системой менеджмента качества и стратегическими целями организации;

  • применение процессного подхода [2, с. 16];

  • установление прозрачной и понятной отчетности.

Таким образом, совершенствование системы менеджмента качества - важное преобразование, которое организация должна провести в своей системе управления. Это позволит предприятию занимать лидирующие позиции на рынке, повышать свою финансовую устойчивость, иметь постоянный круг покупателей, способствует узнаваемости продукта и заключению дополнительных договоров с фирмами.

Список литературы:


  1. Аверин М.В. Обязательная сертификация в России за два года. Что изменилось? // Сертификация. 2020. № 3. С. 6-12.

  2. Ажаханова Д.С.Современные подходы к стратегическому управлению // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2017. № 19. С. 16-18.

  3. Астафьева Л.И. Управление программами стратегических изменений как инновация управления // Менеджмент в России и за рубежом. 2019. № 5. С. 59-62.

  4. Безносова А.С. Теоретические аспекты формирования конкурентной стратегии предприятия // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2017. № 4. С. 121-124.

  5. Капитонов С.В. Предпосылки возникновения стратегии управления организациями (предприятиями) // Основы экономики, управления и права. 2020. № 2. С. 64-66.

  6. Налчаджи Т.А., Маломатова Л.А. Стратегический подход к управлению промышленными предприятиями // Научный альманах. 2018. № 1. С. 293-296.

  7. Стороженко В. В. Современный подход к формированию стратегии управления инфраструктурой предприятия // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2018. № 17. С. 35-40.

  8. Тихонов А. А. Стратегическое управление развитием предприятия в контексте эволюции теории стратегического управления // Перспективы науки. 2017. № 7. С. 98-103.

  9. Шептиева О. Е. Совершенствование формирования корпоративной финансовой стратегии на российских предприятиях // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2018. № 1. С. 255-259.