Файл: Тема 2 Современные образовательные тенденции как факторы развития инновационной педагогической.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 3.2 Современные образовательные тенденции как
факторы развития инновационной педагогической
практики
С.Н. Сиренко, кандидат педагогических наук, доцент зав. кафедрой педагогики БГПУ
УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
https://bspu.by
1

Ключевые вопросы темы
Какие образовательные тенденции, сегодня оказывают влияние на разработку и реализацию инноваций в школьном образовании?

• Глобальные вызовы, определяющие развитие современного образования.
• Цифровая революция, глобализация, глобальные проблемы, развитие общества знаний и креативной экономики как факторы, задающие направления модернизации образования.
Ключевые вопросы темы

Какие образовательные тенденции, сегодня оказывают влияние на разработку и реализацию инноваций в школьном образовании?
Онлайн опрос в mentimeter
Go to www.menti.com and use the code 42 13 44 8

Образовательные тенденции
• Поликультурность в образовании.
• Инклюзивное образование в безбарьерном социуме.
• Информатизация образования. Формирование комбинированной информационно-образовательной среды. Развитие смешанных и дистанционных форм обучения, открытого образования.
• Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных траекторий.

Образовательные тенденции
• Межпредметные связи и метапредметность в школьном образовании.
• STEM- подход в школьном образовании.
• Установка на формирование универсальных компетенций XXI века.
• Образование в интересах устойчивого развития.
• Реализация модели образования «От обучения к учению», направленной на развитие критического и креативного мышления обучающихся.
• Повышение проблемно-исследовательского уровня обучения, активизация и расширение самостоятельной учебной-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Есть пересечения с предыдущим списком, это закономерно
4 общемировые тенденции модернизации систем образования вызванные цифровизацией общества
1.
Усиление внимания к уровню профессиональной
подготовки учителя, как главного фактора развития человеческого потенциала и страны в целом.
2.
Целенаправленная профессиональная ориентация обучающихся на осознанный выбор профессий нового
технологического уклада.
3.
Целенаправленная ориентация образовательного процесса
на развитие творческих способностей учащихся, их
критического мышления, проектных умений и других важных качеств, которые позволяют решать трудно алгоритмизируемые задачи и адаптироваться в изменяющихся условиях.
На всемирном экономическом форуме говорят о необходимости развития надпрофессиональных компетенций, для гибкой адаптации в мире изменений – Soft skills.
1.
Цифровизация образовательного процесса.


Поликультурность в образовании
• этническая трансформация общества
• интенсивная миграция значительной части населения, развитие технологий коммуникации
• образование будет развиваться во все более пестрых,
многонациональных и
культурных социальных средах

• По крайней мере, есть 2 сценария развития событий в много культурном обществе
• Как вы думаете, какими они могут быть?

Поликультурность
Мультикультурность
признание равноценности и равноправия всех этнических и социальных групп, создающих одно общество, и в то же время осознание своей этнической принадлежности, способность вступать в межкультурный диалог с людьми иных этнических культур разные культурные группы, проживающие в одном обществе, не
должны препятствовать друг другу,
им не обязательно вступать во
взаимодействие и находить общий язык для создания единого общественного порядка, одним словом, каждая культура «живет своей жизнью» и всех это «устраивает»
Формирование человека, способного жить в условиях межкультурного взаимодействия,
адекватно воспринимающего поликультурную реальность, принимающего варианты организации
жизни, отличающиеся от привычных, устоявшихся моделей,
и вместе с тем обладающего чувством гражданской принадлежности

Цель поликультурного образования
• Важнейшей целью поликультурного образования выступает формирование
поликультурной личности,
• способной к диалогу и сотрудничеству,
• признающей многообразие и взаимосвязь культур,
• проявляющей личную ответственность за положительный характер межкультурного взаимодействия.
• Поликультурное образование нацелено на создание условий для формирования у обучающихся поликультурных компетенций, обеспечивающих успешное функционирование личности в национальной и мировой культурах
Жук О. Л. Реализация поликультурного диалога в образовательном процессе университета // Адукацыя і выхаванне -- 2013. -- № 5. -- С. 21–25
Асташова, Н. М. Подготовка будущего учителя к реализации идей поликультурного образования в диалоговом образовательном пространстве / Н. М. Асташова, С. К. Бондырева, О. Л. Жук
// Образование и наука. – 2019. – №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschego-uchitelya-k-realizatsii-idey-polikulturnogo-obrazovaniya-v-dialogovom-obrazovatelnom- prostranstve
(дата обращения: 15.08.2020).

Инклюзивное образование
Инклюзивное образование – обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс обучающихся с разными образовательными потребностями, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, посредством
создания условий с учетом индивидуальных потребностей, способностей, познавательных возможностей обучающихся.
При этом для инвалидов и людей с особыми потребностями создаются специальные условия:
• перепланировка учебных помещений,
• новые методики обучения,
• адаптированный учебный план,
• изменённые методы оценки и другие.


Инклюзия и интеграция
• Инклюзию следует отличать от интеграции, при которой инвалиды, люди с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования, которая остаётся неизменной.
• В международной практике инклюзивное образование организуется и развивается для обеспечения равных возможностей в получении образования обучающихся с разными образовательными потребностями:
• одаренных и талантливых детей;
• детей с нарушениями поведения, девиантным поведением;
• детей, представляющих национальные меньшинства и семьи мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев;
• детей, находящихся в социально опасном положении;
• детей с особенностями психофизического развития и др.

Концепция развития инклюзивного образования в Республике Беларусь
• 1 этап, 2015-2017 гг.
• Разработка обеспечения (нормативного, научно-методического) , научные исследования,
• экспериментальная и инновационная деятельность, подготовка кадров, создание специальных условий в учреждениях образования
• 2 этап, 2018-2020 гг.
• отдельные учреждения образования осуществляют инклюзивное образование
• 3 этап, 2020 г. и последующие годы
• происходит увеличение количества учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование

2016 г.

Информатизация образования
• Она предполагает вхождение во все сферы общества компьютерной техники, развитие глобального информационного киберпространства, широкое использование информационных ресурсов;
• оказала и продолжает оказывать весьма существенное влияние на все стороны человеческой жизнедеятельности, включая и образование.
• образовательная робототехника также стала отражением тренда информатизации

Информатизация раньше и теперь
На первых этапах -- техническое средство и инструмент, которые позволяли более оперативно и эффективно наращивать интеллектуальные человеческие ресурсы
Сегодня -- возникновением «новой природы», «нового мира» —
виртуальной, сетевой реальности, которая начинает играть роль новой развивающей среды, в том числе и для образования

Информатизация и изменения в образовательном процессе
• Изменились подходы к разработке учебных материалов, которые стали в большей степени
интерактивными и широко доступными в любом месте и в любое время;
• Усовершенствовались методики обучения на основе сочетания дидактических и компьютерных технологий, взаимодействия обучающихся и педагогов через Интернет (так называемое электронное обучение или e-Learning);
• Студенты и школьники получили доступ к виртуальным лабораториям, которые
позволяют проводить эксперименты, недоступные по разным причинам в очном
формате.
• Контроль и аттестация обучающихся стали все чаще проводиться на основе ИКТ (например, компьютерное тестирование и обработка его результатов, онлайн-конференции).
• Информатизация системы образования также вошла в сферу образовательного менеджмента.


Информатизация
- организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий условия для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений
Цифровизация
новый уровень информатизации, при котором ИТ является основой, а не просто новым средством (не просто книгу заменили на планшет).
• Происходит
замена процессов программным кодом
• Появляется новая
цифровая система
, которая:
• Может
действовать независимо
(безлюдные заводы, цифровые производства, «умные» производства,
«умные» светофоры, как сеть связанных между собой);

Обладает аналитическими и прогностическими функциями
(может делать выбор за человека).
Например, по ряду критериев решить, какое цифровое портфолио пользователя лучше, подобрать образовательную траекторию;
• Цифровая
система решает задачи сама, но пока ей их ставит человек
;
• В цифровых системах используются
сенсоры
, сигналы с которых
непрерывно
поступают в систему и на их основе
принимаются решения
19
Информатизация и цифровизация, в чем отличия?

Ожидания, связанные с цифровизацией образования
• Оцифровка образовательного процесса
• Уберизация педагога, букинизация образовательного учреждения
• Замена педагога ИИ
• Проверка знаний ИИ
• Индивидуальная образовательная траектория, выстроенная нейронной сетью
• Управление системой образования на основе больших данных
• Документы, процессы, децентрализация на основе blockchain
Подробнее см. в выступлении П. Лиса https://www.youtube.com/watch?v=6b0hC5a_uDg
20

Актуальные программы и нормативные документы
• стратегия развития информатизации в Республике Беларусь на 2016-22 гг.
• государственная программа развития цифровой экономики и информационного общества на 2016–20 гг.
• государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016-20 гг.
• проект «Модернизация системы образования Республики Беларусь» (реализуется в рамках Соглашения о займе между Республикой Беларусь и Международным
Банком Реконструкции и Развития, заключенного 23.09.2015 г.)
• концепция Республиканской информационно-образовательной среды (принята в октябре 2019 г.)
• концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики
Беларусь на 2019-25 г., что является продолжением и замещением концепции информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 г


• Как ВЫ «замечаете» информатизацию?

Важнейшие направлениями информатизации образования Беларуси
использование мобильных и облачных
технологий, выступающих технической платформой для реализации открытого образования;
внедрение технологий онлайн-
обучения, в том числе использующих возможности социальных сетей и современных средств коммуникации
(мессенджеры, VoIP-сервисы и т.д.), а также мобильные устройства не только для поддержки дистанционной формы обучения, но и для организации так называемого смешанного обучения
23

24
создание и широкое использование электронных
интерактивных
учебников
и
онлайн-библиотек
,
являющихся результатом эволюции от копий бумажных книг к мультимедийным интерактивным электронным изданиям, которые интегрируются с внешними приложениями,
обеспечивающими контроль результатов учебной работы,
анализ пробелов в знаниях, элементы онлайн-обучения и т.
п.;
Важнейшие направлениями информатизации образования Беларуси
Новый учебник Всемирной истории с дополненной реальностью

Важнейшие направлениями информатизации образования Беларуси
обращение к социальным сетевым сервисам как
для самоорганизации учащихся
, так и для более широкой коммуникации с активными преподавателями, а также выпускниками и работодателями;
• Например, ВК БГПУ 19127 подписчиков
игрофикация (геймификация) образовательного
процесса
, предполагающая включение игровых и соревновательных элементов в образовательный процесс, получение новых знаний и компетенций для повышения мотивации обучающихся и активизации процесса обучения

Дистанционное обучение
• Новая форма обучения стала распространяться в Республике Беларусь с еще конца 1990-х гг.
• В число лучших университетов по эффективному использованию информационных технологий закономерно входит Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники
(БГУИР). 2009 году в университете был создан факультет непрерывного и дистанционного обучения (ФНиДО), на котором дистанционно обучаются около 600 студентов, а также более
800 человек, изучающих отдельные дисциплины учебных планов специальностей
• Сегодня каждый университет имеет платформу для поддержки дистанционного обучения
Сайт дистанционного обучения в БГПУ им. М. Танка на базе LMS Moodle

Смешанное обучение
Смешанное обучение — это образовательный подход, совмещающий обучение с участием учителя (лицом к лицу) с онлайн обучением и предполагающий элементы самостоятельного контроля учеником пути, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн.
• Именно за смешанным обучением видится будущее, поскольку
ДО имеет ряд недостатков, связанных с отсутствием
(недостаточностью) взаимодействия человек-человек.