Файл: Тема 2 Современные образовательные тенденции как факторы развития инновационной педагогической.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Электронные библиотеки
• Одной из ведущих библиотек нашей республики является Электронная библиотека Белорусского государственного университета.
• До 2017 года издавался рейтинг «Ranking
Web of Repositories», согласно которому
Электронная библиотека БГУ входила в ТОП-
100 в мире и являлась лучшей среди институциональных репозиториев открытого доступа стран Центральной и Восточной
Европы.

Электронная библиотека БГУ
заняла 12-е
место в мировом рейтинге репозиториев
«
Transparent Ranking of Repositories
» и 2-е
место среди репозиториев университетов.

Электронная школа, электронный дневник
Сервис schools.by
предназначен для обработки и предоставления в удобном электронном виде информации об успеваемости учащихся, а также смежной информации, доступной через Интернет.
• отметки и пропуски, комментарии к ним;
• пометки к урокам;
• домашние задания;
• замечания;
• расписание четвертей, занятий и др.
По данным сервиса schools.by, на конец 2016/2017 учебного года 488 учреждений общего среднего образования
Республики Беларусь ведут электронный журнал, а 22 школы вообще отказались от бумажного дневника

Электронная карта учащегося, электронный студенческий билет
Заслуживает внимание и внедрение электронной карты учащегося, которая является одновременно и банковской картой.
На основе карты учащегося реализуются и планируются к реализации следующие электронные услуги:
• мониторинг посещаемости занятий,
• учетная система библиотеки,
• оплата горячего питания,
• использование в качестве проездного документа,
• интеграция с идентификационной картой гражданина Республики Беларусь и системой
«электронный рецепт».

• Мощнейшим трендом последнего времени является процесс развития робототехники, носящий характер новой мировой научно-технической революции.
• На повестку дня выдвигается интеграция образовательной робототехники в содержание дополнительного образования
; подготовка и развитие базы для ее изучения с использованием информационных технологий.

Информационная образовательная среда
(ИОС)
• ИОС (по И.Г. Захаровой)
-- открытая система, объединяющая интеллектуальные, культурные,
программно-методические, организационные и технические ресурсы
• ИОС (по А.А. Андрееву)
-- педагогическая система, включающая в себя материально-техническое,
нормативное и маркетинговое обеспечение
• ИОС (по С.Н. Сиренко, А.Г. Лукошко)
-- информационное пространство, созданное на основе широкого внедрения информационных технологий; в нем на основе ИКТ обеспечиваются:
•организация образовательного процесса,
•его методическая и информационная поддержка
•документирование
•взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса
(студентами, преподавателями, деканатом и т.д.
•управление образовательным процессом
•Сиренко, С. Н. Развитие интегрированной информационно-образовательной среды современного университета / С. Н.
Сиренко, А. Г. Лукошко // Открытое образование. – 2012. -- № 6. – С. 45–52.
https://elib.bsu.by/handle/123456789/51070


Требования к среде
• среда должна быть обучающей, развивающей, воспитывающей, информативной, экологичной, здоровьесберегающей, эстетичной, диалоговой, гуманной;
• основой создания среды является взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;
• образовательную среду нельзя рассматривать как неизменную среда начинается там, где происходит целенаправленное взаимодействие обучающего и обучаемого; где они совместно начинают ее проектировать – и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности;
• cоздание образовательной среды – это проектирование педагогически и валеологически целесообразной среды
!

Компоненты ИОС
содержательно-методический
предметно-содержательное наполнение ИОС + и методы, формы и средства обучения
программно-технический
совокупность программных и сетевых средств для образовательного процесса, современное программно-техническое обеспечение
(сервер, клиентские компьютеры, локальные сети учреждения, широкополосные каналы, телекоммуникационные технологии)
коммуникативный
обеспечение процессов учебного информационного взаимодействия между обучающимися, преподавателем и средствами ИКТ
• форумы, чаты, электронная почта, блоги, профессиональные социальные сети, виртуальные классы, вебинары, видеоконференции и т. д., а также формы и методы осуществления информационного взаимодействия

организационно-управленческий
•организационно-правовая и административная основа (нормативно- правовая база, система безопасности и разграничения прав доступа и полномочий субъектов, т. д.),
•система управления (электронный деканат, система электронного документооборота ДЕЛО, системы управления обучением)
кадровый компонент
Методики обучения
Общение взаимодействие
Soft, Hard
Содержание
Управление
Кадры

ИОССО Беларуси
• Национальная информационная среда системы образования
Республики Беларусь
• с ее помощью будет осуществляться информационное взаимодействие всех субъектов системы образования и формирование национальной системы электронных образовательных ресурсов

Тьюторское сопровождение индивидуальных образовательных траекторий
Цель тьюторства
• оказание помощи ученику в определении им индивидуального образовательного маршрута и составлении индивидуальной образовательной программы,
• содействие достижению обучающимся поставленной цели
Сегодня время личностных смыслов. Сегодня недостаточно следовать исключительно социальному заказу в образовании, обучающихся должен и может сам сознательно влиять на свое развитие, именно это обеспечивает подлинную личностную ориентацию образования


Тьюторство направлено
• выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося;
• поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы;
• на работу с образовательным заказом семьи;
• формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Межпредметность и метапредметность в школьном образовании
• Эти образовательные тенденции имеют свои социокультурные предпосылки:
• междисциплинарность в науке, востребованность междисциплинальных знаний в производстве и бизнес-сфере, нарастание глобальных проблем, междисциплинарных по своей сути
• Потребность в практической ориентации образования и формировании умений учиться

Межпредметность
Межпредметные связи являются средством реализации интеграции знаний, ее дидактическим инструментарием как в школе, так и в учреждении высшего образования.
• Межпредмтетные связи позволяются сделать содержание предмета более практиориентированным, поскольку таковы сегодня реальные социальные и научные проблемы.
• Несмотря на то, что проблема межпредметности разрабатывалась давно, она остро стоит именно сегодня в связи с вышеназванными тенденциями.

Реализация межпредметных связей
• Инструментами реализации межпредметных связей становятся проблемные ситуации и задачи, требующие привлечения знаний из разных областей для решения задачи.
• Межпредметность нашла яркое отражение в STEM образовании

Метапредметность
• Метапредметные знания и умения – комплекс знаний и умений, которые можно назвать универсальными. Их особенность состоит в том, что они встречаются не только в конкретном предмете, но и выходят за его рамки, реализуются в ряде других предметов.
Знания из логики, методологии, истории науки, экологии,
умения формулировать гипотезу и решать проблему,
оценивать деятельность, проводить рефлексию, использовать
схемы и др.
• Метапредметность подчеркивает общее между различными предметами.

Реализация метапредметности
• Для реализации метапредметности могут создаваться отдельные учебные предметы, которые и выполняют интегрирующую роль (опыт России, Ю.В. Громыко). Однако метапредметные знания могут входить в содержание каждого урока по конкретному предмету.
• Метапредметность подразумевает освоение ребенком универсальных учебных действий
(метапредметных умений):
•обобщение,
•систематизация,
•классификация,
•умение определять цели,
•планировать,
•навыки контроля и самооценки,
• рефлексия собственной деятельности и т д.
Их ценность в том, что они позволяют учащемуся самостоятельно овладевать новыми знаниями и умениями.


STEM и STEAM образование
STEAM-подход в образовании (далее STEAM-подход) –
новый подход к реализации образовательного процесса, для которого характерно:
• широкое использование межпредметных связей учебных предметов,
• включение обучающихся проектную деятельность
(часто «деятельность руками»),
• вовлечение в групповую работу над заданием, научные
(учебно-исследовательские) эксперименты,
• активное использование технологий, в том числе цифровых.
• Первостепенно в STEM решение конкретной проблемы
(проблемной ситуации) средствами наук, технологий и инженерного дела на основе математики. В результате выполнения задания получаются конкретный продукт, ответ на проблемный вопрос.

STEM и его реализация
STEM-подход может быть реализован в самых разнообразных в вариантах:
• через изменение содержания и методов обучения в рамках традиционных (устоявшихся) учебных предметов через вкрапление туда межпредметной составляющей, исследований, проектной деятельности и др.;
• через введение в учебный план отдельных учебных предметов;
• через организацию внеурочной деятельности (наиболее частая модель в России и Беларуси).

Пример проекта в STEM
У вас есть домашнее животное, придумайте и реализуйте из конструктора, датчиков и блока управления устройство для
помощи в уходе за домашним питомцем.
• Возможно задача кажется простой на первый взгляд, однако она требует активизации ряда умений:
Анализ ситуации (Как мы ухаживаем за нашим животным? Что повторяется? Когда, в каких ситуациях нам нужно заменить человека на машину? Какие действия могут быть автоматизированы, будет ли это удобно человеку? А животному?)
Выдвижение гипотез по назначению и конструкции устройства, его функциям
Реализация проекта – в данном случае длительная и кропотливая задача по сборке и программированию устройства.
Школьники могут создавать разные конструкции с использованием датчиков и программирования.
Испытание прототипа и его доработка, улучшение. На самом деле не все идет как было запланировано. Здесь реальные устройства позволяют убедиться, как «работает» сила трения, инерция, как накапливаются ошибки и как важно использование научных знаний (например, алгоритмов для плавного движения) для качественного решения задачи.
Тестирование прототипа в реальных условиях, представление результатов пользователям, получение обратной связи, улучшение.
• В данном проекте как правило ребята могу работать в команде (2-3 человека). При этом успех команды – успех каждого.



• Технологии
• Рутинные операции
• Творчество
Недавнее исследование, проведенное учеными
Оксфордского университета, предполагает, что
47% сегодняшних рабочих мест могут быть автоматизированы в течение следующих двух десятилетий.
https://www.economist.com/leaders/2014/01/
18/coming-to-an-office-near-you

Установка на формирование универсальных компетенций XXI века
• Во время быстрой смены технологий возникает вопросы: «чему учить, если мы не знаем, какие технологии будут через 5 лет?», «как адаптироваться к изменяющемуся миру?»
• Hard skills – профессиональные навыки (часто очень конкретные), которые необходимы для работы в сфере профессии (я как математик, программист, инженер, фотограф)
• Soft skills -- надпрофесиональные навыки, которые пронизывают все профессии, помогают адаптировать в новых условиях, работать в командах, ладить с людьми.
Если пирамидка это успех, то что дает 85 %?
• (по мнению работодателей, опрошенных Linkedin – социальной сетью для проф продвижения)

Универсальные компетенции выпускников
2020 г.
(46 Всемирный экономический форум в
Давосе, 2016)
• 1. Решать комплексные задачи
• 2. Обладать критическим мышлением
• 3. Обладать креативностью
• 4. Управлять человеческими ресурсами
• 5. Взаимодействовать с другими людьми
• 6. Обладать эмоциональным интеллектом
• 7. Ответственно принимать решения
• 8. Ориентироваться на сферу услуг
• 9. Уметь проводить переговоры
• 10. Обладать академической гибкостью

http://www.weforum.org/agenda/2016/the-10-
shills-you-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-
revolution
(дата обращения 01.02.2016)
48

Универсальные компетенции
(на базе National Association of Colleges and Employers USA, 2017)
1. Коммуникативные способности
2. Навыки решения проблем
3. Умение работать в команде
4. Следование корпоративной этике
5. Лидерские качества
6. Инициативность
7. Аналитические способности
8. Гибкость и адаптивность
9. Навыки межличностного общения
10.Технические навыки
11. Навыки стратегического планирования
12. Креативность
13. Предпринимательские способности
49

Вы изучали раздел пед. технологии.
Какие пед. технологи, методы обучения сейчас востребованы больше всего и позволяют реализовывать вышеназванные тенденции?

Эффективные методики и технологии образования, без
которых невозможно реализация тенденций в практике
▪ От обучения к учению (личностно ориентированный подход, активизация самостоятельной работы, уменьшение пассивного слушания и переход к исследованию и проектам)
▪ Проблемно-исследовательские методики: проблемное, эвристическое, проектное обучение (кейс-метод; исследовательский метод и др.)
▪ Активные формы и методы (игровые технологии, лабораторный практикум, дебаты, дискуссия,…), «сервисное» (service) обучение
▪ Коллективные способы (работа в команде, по парам; перекрестные группы; приемы коллективного анализа)
▪ Смешанное обучение
▪ Открытое и дистанционное образование
51