Файл: Курсовая работа по дисциплине мдк по теме роль органов службы занятости и реализации гражданами права на труд и обеспечении занятости населения.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 100
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Профессиональное образовательное учреждение облпотребсоюза
«Брянский кооперативный техникум»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
МДК
ПО ТЕМЕ: «РОЛЬ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ГРАЖДАНАМИ ПРАВА НА ТРУД И ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ»
ПОДГОТОВИЛ :
Скурлатов М.Р.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Брянск
2023
Оглавление
Введение..................................................................................................................3 Глава 1. Политика занятости и ее законодательное регулирование..................4
1.1. Виды политики занятости...............................................................................4 1.2. Содержание и уровни политики занятости...................................................7 1.3. Нестандартные формы занятости.................................................................10 1.4. Неформальный сектор экономики................................................................12 Глава 2. Органы службы занятости.....................................................................14 2.1. Деятельность органов государственной службы занятости......................14 2.2. Фонд занятости населения в РФ...................................................................16 2.3. Статистические исследования......................................................................17 2.4. Модели политики занятости.........................................................................18 Заключение............................................................................................................19 Список литературы...............................................................................................20
Введение
В конце 20 века наша страна вступила в новый этап своего развития, начался постепенный переход от плановой к рыночной экономике. В связи с этим появился ряд новых и обострились уже имеющиеся проблемы, являющиеся следствием несовершенства экономики. Одной из основных проблем стала проблема безработицы. В СССР была четко налажена система обеспечения кадрами государственных предприятий (распределение) и безработица отсутствовала: каждый гражданин имел право на труд. Но это достижение, отличающее советскую экономику, которым так гордились все советские партийные руководители, было утрачено с распадом Союза.
В процессе решения вопросов занятости населения многие государства из бывших республик СССР столкнулись с практически одинаковыми проблемами. Формирование новых экономических отношений, демократизация общества потребовали по-новому регулировать деятельность в области обеспечения занятости населения. Перед новыми руководителями государства встала проблема катастрофического роста безработицы. Массовые увольнения и сокращения рабочих и служащих государственных предприятий повлекли за собой массовое высвобождение рабочей силы, которая и пополняла рады безработных.
Поначалу появление безработных благотворно повлияло на развитие экономики: вместо неспособных нормально работать, попавших под сокращение, на производстве остались грамотные и ответственные работники, повысилась эффективность производительного труда. Изменился и сам подход к работе: люди стали «держаться за место» боясь быть уволенными. В то же время стали проявляться и негативные стороны безработицы. О них можно говорить бесконечно долго. Это и рост преступности, и существенный отток средств из государственного бюджета на различные социальные выплаты (пособия, материальная помощь и др.).
Итак, возникла необходимость снижения уровня безработицы, доведение его до общеевропейского. А для этого необходима разработка действенной государственной политики содействия занятости населения в РФ. Действующая на данный момент политика занятости далека от совершенства, поэтому в стране ведется работа по ее усовершенствованию.
Глава 1. Политика занятости и ее законодательное регулирование
1.1. Виды политики занятости
Одной из функций органов исполнительной власти на всех уровнях (федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления) предусмотрено регулирование занятости населения, поиск путей снижения безработицы и сглаживание ее последствий. Реализация всех этих функций осуществляется посредством политики занятости.
Политика занятости — это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества в целом и каждого его члена в отдельности и мероприятий, направленных на улучшение распределения рабочей силы и поддержание эффективной занятости. Состояние рынка труда, как и социально-трудовых отношений в целом, зависят в определенной степени от уровня эффективности правового регулирования, от реального соответствия правовых норм, регулирующих данную сферу отношений, состоянию и возможностям общества и государства по обеспечению поступательного развития и экономических реформ в РФ.
Политика занятости должна быть органически включена и согласована с общей концепцией реформирования экономики, соответствовать ее принципам и стратегии реализации. Всестороннее изучение и умелое применение опыта борьбы с безработицей в периоды экономического спада в других странах мира будет способствовать скорейшему формированию оптимального отечественного механизма государственного регулирования занятости населения Российской Федерации, т.к. на данном этапе законодательная база рынка труда в РФ далека от идеала.
В процессе дальнейшего совершенствования системы государственного регулирования занятости предстоит выработать научно-обоснованный механизм оценки эффективности политики занятости как на местном, так и на региональном и федеральном уровнях и соответствующий комплекс стимулов и санкций. Гражданам РФ принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, и творческому труду и осуществлять любую не запрещенную законодательством деятельность, в том числе и не связанную с выполнением оплачиваемой работы (воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, учеба с отрывом от производства, общественная деятельность и т.п.).
Правовую основу регулирования указанных общественных отношений обеспечивают:
-
Конституция Российской Федерации; o Кодекс законов о труде Российской Федерации; o Федеральный закон «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений» от 1 мая 2004 г.; -
Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 2003 г.; -
Федеральный закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 2005 года; -
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях»» от 24 ноября 2005 года; -
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20.04.2006 года; -
Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 2006 г.; -
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 30 апреля 2006 г.; -
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 17 июля 2007 г.; -
Федеральный закон «О внесении дополнения в статью 5 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» от 20 ноября 2006 г. o и др.
Каждый из указанных законодательных актов регулирует строго определенную сферу общественных отношений, включая и социально-трудовые отношения. Так же, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2006 года № 570 «О Федеральной целевой программе содействия занятости населения Российской Федерации на 2006-2007 годы» и Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 768 «О Комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2006-2010 годы», в стране осуществлен ряд мер, касающихся регулирования рынка труда.
-
Однако, как свидетельствуют данные статистического учета по рынку труда и состоянию безработицы, существенных сдвигов в сторону улучшения ситуации не достигнуто. Именно поэтому в РФ необходимо проведение эффективной политики занятости. Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Отсюда различают государственную активную и пассивную политику занятости. Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) : -
совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы; -
мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; -
обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; -
активный поиск и подбор рабочих мест; -
финансирование создания новых рабочих мест; -
организация новых рабочих мест через систему общественных работ.
В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др. Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты — социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи.
Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин — умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.
Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.
Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.
1.2. Содержание и уровни политики занятости
В соответствии с действующим законодательством о занятости населения государственная политика РФ в области содействия занятости населения направлена на:
-
развитие людских ресурсов для труда; -
обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; -
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; -
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; -
обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; -
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; -
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего, для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; -
сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения; -
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики; -
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними; -
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и т.д. o федеральный или общегосударственный, -
субъекта Российской Федерации (республиканские, краевые, областные, автономных округов и т.д. — всего 89 программ); -
местный или локальный (на территории органа местного самоуправления).
Каждая из этих программ состоит из четырех крупных блоков:
-
аналитического (сбор статистической и аналитической информации о занятости, установление актуальности проблемы занятости в конкретной местности, регионе или на уровне государства в целом); -
программно-целевого (формулировка конкретной цели и составление программы обеспечения занятости); -
ресурсно-обеспечивающего (своевременное и полное обеспечение всех программ необходимыми материальными, людскими и другими видами ресурсов); -
организационно-координирующего (организация, контроль и, при необходимости, координация выполнения программы).