Файл: Реферат Педагогические условия нравственного воспитания детей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Реферат

Педагогические условия нравственного воспитания детей

старшего дошкольного возраста

План

Введение.............................................................................................................3

1. Дошкольный возраст, как период зарождения и формирования у

человека норм нравственности........................................................................5

2. Нравственное воспитание как часть социально-коммуникативного

развития ребенка...............................................................................................8

Заключение.......................................................................................................11

Список использованных источников.............................................................13

Введение
Актуальность темы исследования. Преобразования, происходящие во всех сферах жизни, в т.ч. и в системе образования современной России, выдвинули на первый план проблему поиска путей совершенствования образования, в том числе образования дошкольного. Уже в дошкольном детстве необходимо заложить в детей внутренние ориентиры, ценности, которые позволят им сформироваться в цельную, духовно развитую, нравственную личность. Основы нравственности человека закладываются именно в дошкольном детстве. Эти годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поскольку дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста сегодня особенно важна в связи со сложившейся ситуацией в современном обществе (бездуховность, ценностный вакуум, отчуждение человека от культуры, трансформация понимания добра и зла). Педагоги отмечают нарастание детской жестокости, эмоциональной глухоты, агрессивности, замкнутости на себе и собственных интересах. Поэтому воспитание нравственности - это вклад не только в развитие конкретного ребенка, но и условие самого существования общества. Приоритет и значимость нравственного воспитания определены нормативно-правовыми актами1, регулирующими современное дошкольное образование. Именно нравственное воспитание является важнейшей задачей практически всех дошкольных образовательных программ.

Степень разработанности проблемы. Проблема нравственного воспитания дошкольников получила широкое освещение в научной литературе (авторы Л.И. Божович, Л.А. Венгер, В.Б. Веретенникова, М.А. Колокольцева, В.А. Мартынова, Н.М. Сокольникова, М.В. Трубицына, Д.Б. Эльконин и др.). Значение игр в становлении личности ребенка рассматривали Н.П. Аникеева, Я.М. Базарова, Л.С. Выготский, А.В. Высоцкая, Ф.С. Газизова, А.С. Малыхина, В.С. Мухина, Г.В. Новикова и др. Возможности игр-драматизаций в дошкольном воспитательном процессе анализировались такими исследователями, как Е.М. Алюханова, А.Ю. Атаманова, С.Н. Безбородникова, А.В. Гилева, Е.Е. Гришина, Ю.А. Демахина, М.С. Егорова, Н.Б. Ергашова, И.В. Зотова, А.Ф. Касымова, Л.М. Козина,
Т.В. Кормилицина, Т.С. Фомина и др. Однако работ, посвященных использованию игр-драматизаций именно для нравственного воспитания дошкольников, мало, основное внимание ученые уделили значению данных игр для развития коммуникативных и творческих способностей, эмоционального интеллекта детей.

В этой связи необходимо выявить психолого-педагогические условия нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций.

Для реализации указанной цели требуется решить следующие задачи:

- изучить основные психолого-педагогические подходы в исследованиях нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

- раскрыть сущность игр-драматизаций как средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

- провести психолого-педагогическую диагностику уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста;

- разработать и апробировать на практике программу занятий по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста посредством игр-драматизаций.

Объект исследования - дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Методологию работы составили теоретические и эмпирические методы. Анализ научных работ, изучение педагогического опыта сформулировали теоретические основы исследования. Методы эмпирического исследования включили педагогический эксперимент, анализ и обобщение его результатов.

Теоретическая основа работы представлена трудами отечественных ученых по педагогике, психологии, методике дошкольного образования. В работе использовались монографии, статьи научной периодической печати по теме исследования.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников.
1. Дошкольный возраст, как период зарождения и

формирования у человека норм нравственности
Вопросы, связанные с нравственным воспитанием подрастающего поколения, всегда были приоритетны для педагогики. «К вопросам формирования нравственности так или иначе обращались такие выдающиеся педагоги, как Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др.»

2.

По мнению многих ученых (Л.С. Выготский; Д.Б. Эльконин; Л.И. Божович и др.) периодом зарождения и формирования у человека норм нравственности является именно дошкольный возраст. В дошкольном детстве начинается становление ребенка как личности, закладывается ее общественная направлен­ность, формируются навыки социального поведения.

Для дошкольного возраста характерны свежесть и острота воображения, проявляющиеся в разных видах деятельности. Л.С. Выготский, с позиции личностно-деятельностного подхода и признания ведущей роли деятельности в формировании нравственной личности, писал о важном значении игры, особенно творческой игры, для развития личности дошкольника, ведь ребёнок в творчестве «открывает новое для себя, а окружающим сообщает новое о себе»3. Поэтому требуется включать детей в разнообразные виды деятельности, в которых они приобретают конкретный опыт моральных поступков и отношений.

Основу для нравственного воспитания Л.И. Божович видит в оптимальной социализации дошкольника, подчеркивая, что если у личности не сформированы нравственные нормы поведения, то формирование нравственности будет носить характер усвоения знания, запоминания, а не принятия и понимания этих норм, обществу же нужна личность, обладающая позитивными нравственными качествами4. Ведь нравственные ценности не вкладываются в человека извне, они формируются в процессе его социали­зации и носят динамический характер. Разделяет это мнение и И.Н. Вавилова: «Социализация дошкольника определяет будущие свойства личности, состоящие в преобладании нравственных и интеллектуальных интересов над материальными... . Получая от воспитательного микросоциума позитивные нравственные образцы, нравственные ценности и пропуская их через сознание, чувства и переживания, ребёнок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества». Эта автор считает, что программа формирования нравственных качеств личности должна состоять из трёх модулей (культурно-логического, позитивно-эмоционального и эмпатического5 взаимодействия), «обеспечивающих формирование у детей старшего дошкольного возраста позитивных нравственных качеств и нравственного поведения»6.

А.В. Высоцкая и Ф.С. Газизова, обращая внимание на преобладание непроизвольности в поведении ребенка дошкольного возраста, отмечают, что эта стадия формирования нравственных норм - «период доморального развития», на котором ребенок «готовится к переходу на следующую ступень морального развития». Действия ребенка пока ещё не обусловлены «в полной мере собственными убеждениями и внутренними нравственными нормами, но ... ориентируются ... на ... окружающих взрослых»
7. Формирование нравственно­го сознания характеризуется появлением чувства долга, справед­ливости, достоинства и других социальных чувств. Дошкольник начинает понимать значение предъявляемых к не­му требований. Переживания при совершении хороших и дурных поступков вызываются уже не только отношением взрослого, но и собственным суждением, нравственным отношением к ним. У детей проявляются более глубоко чувства смущения, стыда и, на­оборот, радости и удовлетворения от сознания выполненных об­щественных требований.

Г.В. Новикова подчёркивает «необходимость организации специальной работы педагога над разъяснением сущности нравственных норм, нравственных отношений человека ...». Эта автор, подчеркивая, что дошкольный возраст является сензитивным8 «для морально-нравственного воспитания, формирования нравственных качеств, нравственной позиции, поведения», пишет о целесообразности использования «в воспитании любого нравственного качества» различных средств и методов9.

Учитывая, что ценности, в том числе нравственные, всегда являются человеческими ценностями и носят социальный характер, фор­мируются на основе общественной практики, индивидуальной деятельности человека, в рамках опреде­ленных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей, Е.В. Коротаева и Н.В. Серебрякова делают вывод о том, что сегодня понятие «нравственное воспитание» постепенно заменяется «социально-нравственным воспитанием». Указанное свидетельствует: «нравственность осознается не просто как совокупность норм, определяющих поведение одного человека, но как ... взаимодействие индивидов и групп индивидов». И именно поэтому «методики диагностики, позволяющие сделать вывод об уровне нравственного развития ребенка-дошкольника, основаны на осмыслении ситуаций общения, контактов со сверстниками и взрослыми»10.
2. Нравственное воспитание как часть

социально-коммуникативного развития ребенка
Н.М. Сокольникова рассматривает нравственное воспитание как часть социально-коммуникативного развития ребенка, отмечая, что важнейшим тут является «формирование гуманных отношений между детьми
, эмоциональной отзывчивости, эмпатии. ... Ребенок осваивает моральные нормы и ценности. У него формируется нравственное сознание, развиваются нравственные чувства, закладываются привычки поведения»11.

Р.С. Буре подчеркивает, что только при условии, когда педагог разъясняет нормы поведения в коллективе, «предупреждает возможный разлад во взаимоотношениях между воспитанниками, в убедительной форме настаивает на использовании ими морально оправданных способов поведения, совместный характер деятельности дошкольников становится мощным средством нравственного воспитания». Эта автор обосновывает, что сегодня следует много внимания уделять «развитию социальных навыков, умению выслушивать мнения сверстников, учитывать их интересы и желания, решать конфликты гладко и спокойно, без негативных эмоций, работать в команде», ведь старшие дошкольники в процессе нравственного воспитания должны научиться также и «вежливости, правилам культурного поведения, умению брать на себя ответственность за содеянное, ... дружить, помогать»12.

Ю.А. Демахина полагает, что заложить прочную базу для развития нравственности позволит «приобщение ребенка дошкольного возраста к культуре и общечеловеческим ценностям»13.

В.Б. Веретенникова обращает внимание на необходимость гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что является необходимым условием «нравственного развития детей старшего дошкольного возраста, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми»14. То есть, нужно педагогический процесс строить на принципах личностно-гуманного подхода к детям. «Сделать обстоятельства человечными» на педагогическом языке означает такую организацию учебно-воспитательного процесса, чтобы включение в него ребенка содействовало в наибольшей степени всестороннему развитию его личности. Должны быть изъяты источники, «порождающие асоциальные проявления детей, и созданы условия, обеспечивающие принятие, добровольный выбор и соблюдение нравственных норм поведения», педагогический процесс должен содействовать формированию социально значимых мотивов учения, духовному возвышению, нравственному становлению, побуждать к сопереживанию, взаимопомощи, объединять «детский коллектив на основе одной цели, единых принципов взаимоотношений»15.