Файл: Реферат Педагогические условия нравственного воспитания детей.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Е.В. Матюхина полагает, что именно нравственное воспитание «играет решающую роль в дальнейшем формировании личности ребенка, так как оказывает непосредственное влияние на главные составляющие компонента развития личности, а именно: умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие», причем «нравственное воспитание дошкольников формируются в тесном тандеме с нравственным поведением»16.
Т.Г. Ханова и Н.В. Вялова считают, что «до семи лет определяется направленность личности, первые моральные установки и принципы...», а «в процессе нравственного воспитания складывается гуманное отношение к окружающему миру, общая направленность личности, система значимых ценностей, мировоззрение, саморегуляция, что, в конечном итоге, способствует формированию нравственно ценных привычек поведения ..., проявляется в сопереживании, сочувствии, доброте, отзывчивости». Эти авторы видят возможность нравственного воспитания «во всех сферах деятельности детей»17.
О.Г. Терещенко заостряет внимание на необходимость формирования гуманистической направленности общения в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения: «Именно в коллективе детей, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственной личности. Утверждению в сознании ребенка гуманистических чувств, способствует участие ребенка в групповом взаимодействии»18. «Накопленный нравственный опыт ребёнка активизируется, когда рядом с ним находится партнер по игре»19.
О необходимости гуманистической направленности общения дошкольников говорит и Н.А. Колесова, полагая, что сегодня «часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательного отношения друг к другу, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми, в связи с чем современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы»20.
Заметим, что, несмотря на множество подходов к вопросу нравственного воспитания детей, всё ещё недостаточно выяснены «механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, ... ресурсы для совершенствования ... его формирования»21, т.е. «проблема развития нравственности в дошкольной педагогике остаётся неразрешенной»22.
Заключение
Таким образом, важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей. С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании этических категорий. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает знания о мире, в первую очередь, через игры и игровые занятия, которые очень разнообразны. Эффективное средство нравственного воспитания и развития личности дошкольника - игра-драматизация. В такой игре дети учатся брать на себя роли, обыгрывают жизненные ситуации, стараются подражать взрослым, общаются, тем самым усваивая нравственные нормы и правила. Посредством игры-драматизации устанавливаются положительные стереотипы нравственного поведения. Наличие нравственных элементов в игре позволяет педагогу знакомить дошкольников с этическими ценностями окружающего их мира.
Список использованных источников
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 31.12.2012 (№303); 09.12.2022 (№279); Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. - 08.06.2015 (№ 122); Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 25.11.2013 (№265); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2019; и др.
2 Коротаева Е.В., Серебрякова Н.В. Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста: аспекты теории и практики // Специальное образование. - 2018. - №4. - С. 136.
3 Выготский Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 44-45.
4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Владос, 2020. - С. 246.
5 Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого; она является важной стороной нравственного развития человека.
6 Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук // https://www.dissercat.com/content/formirovanie-nravstvennoi-vospitannosti-lichnosti-rebenka-v-usloviyakh-doshkolnogo-obrazovat. Дата обращения 20.12.2022.
7 Высоцкая А.В., Газизова Ф.С. Формирование нравственных норм поведения детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Вестник науки. - 2022. - Т. 1. № 6 (51). - С. 21.
8 Сензитивность - восприимчивость к чужим и собственным переживаниям, эмоциям и прочим ощущениям.
9 Новикова Г.В. Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 484.
10 Коротаева Е.В., Серебрякова Н.В. Указ. статья. - С. 135, 137.
11 Сокольникова Н.М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 10 (27). - С. 10.
12 Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие // https://dou4.aramilgo.ru/kats/obr/1489140393/. Дата обращения 22.12.2022.
13 Демахина Ю.А. Игра-драматизация как средство ознакомления детей с традициями русского народа // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2022. - № 5 (69). - С. 142.
14 Веретенникова В.Б. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - М.: Русайнс, 2022. - С. 5
15 Божович Л.И. Указ. соч. - С. 223.
16 Матюхина Е.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Инновационная наука. - 2020. - № 5. - С. 155.
17 Ханова Т.Г., Вялова Н.В. Воспитание нравственных ценностей детей дошкольного возраста в игре // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 362.
18 Терещенко О.Г. Формирование гуманистической направленности в общении детей дошкольного возраста // Достижения науки и образования. - 2018. - № 10 (32). - С. 58.
19 Ханова Т.Г., Вялова Н.В. Указ. статья. - С. 363.
20 Колесова Н.А. Организация социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 7. - С. 94.
21 Новикова Г.В. Указ. статья. - С. 489.
22 Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук // https://www.dissercat.com/content/for-mirovanie-nravstvennoi-vospitannosti-lichnosti-rebenka-v-usloviyakh-doshkolnogo-obrazovat. Дата обращения 20.12.2022.
Т.Г. Ханова и Н.В. Вялова считают, что «до семи лет определяется направленность личности, первые моральные установки и принципы...», а «в процессе нравственного воспитания складывается гуманное отношение к окружающему миру, общая направленность личности, система значимых ценностей, мировоззрение, саморегуляция, что, в конечном итоге, способствует формированию нравственно ценных привычек поведения ..., проявляется в сопереживании, сочувствии, доброте, отзывчивости». Эти авторы видят возможность нравственного воспитания «во всех сферах деятельности детей»17.
О.Г. Терещенко заостряет внимание на необходимость формирования гуманистической направленности общения в педагогическом процессе дошкольного учебного заведения: «Именно в коллективе детей, на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственной личности. Утверждению в сознании ребенка гуманистических чувств, способствует участие ребенка в групповом взаимодействии»18. «Накопленный нравственный опыт ребёнка активизируется, когда рядом с ним находится партнер по игре»19.
О необходимости гуманистической направленности общения дошкольников говорит и Н.А. Колесова, полагая, что сегодня «часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательного отношения друг к другу, речевой культуры во взаимоотношениях между людьми, в связи с чем современные дети с трудом усваивают те или иные нравственные нормы»20.
Заметим, что, несмотря на множество подходов к вопросу нравственного воспитания детей, всё ещё недостаточно выяснены «механизмы становления и развития начал их нравственного сознания, ... ресурсы для совершенствования ... его формирования»21, т.е. «проблема развития нравственности в дошкольной педагогике остаётся неразрешенной»22.
Заключение
Таким образом, важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей. С расширением нравственного опыта, освоением нравственных представлений расширяются и углубляются нравственные чувства детей. Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления о содержании этических категорий. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает знания о мире, в первую очередь, через игры и игровые занятия, которые очень разнообразны. Эффективное средство нравственного воспитания и развития личности дошкольника - игра-драматизация. В такой игре дети учатся брать на себя роли, обыгрывают жизненные ситуации, стараются подражать взрослым, общаются, тем самым усваивая нравственные нормы и правила. Посредством игры-драматизации устанавливаются положительные стереотипы нравственного поведения. Наличие нравственных элементов в игре позволяет педагогу знакомить дошкольников с этическими ценностями окружающего их мира.
Список использованных источников
-
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 31.12.2012 (№303); 09.12.2022 (№279). -
Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. - 08.06.2015 (№ 122). -
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 25.11.2013 (№265); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2019; и др. -
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Владос, 2020. - 446 с. -
Веретенникова В.Б. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - М.: Русайнс, 2022. - 87 с. -
Выготский Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 44-49. -
Высоцкая А.В., Газизова Ф.С. Формирование нравственных норм поведения детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Вестник науки. - 2022. - Т. 1. № 6 (51). - С. 19-24. -
Демахина Ю.А. Игра-драматизация как средство ознакомления детей с традициями русского народа // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2022. - № 5 (69). - С. 142-146. -
Колесова Н.А. Организация социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 7. - С. 93-95. -
Коротаева Е.В., Серебрякова Н.В. Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста: аспекты теории и практики // Специальное образование. - 2018. - №4. - С. 135-143. -
Матюхина Е.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Инновационная наука. - 2020. - № 5. - С. 154-156. -
Новикова Г.В. Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 482-490. -
Сокольникова Н.М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 10 (27). - С. 10-13. -
Терещенко О.Г. Формирование гуманистической направленности в общении детей дошкольного возраста // Достижения науки и образования. - 2018. - № 10 (32). - С. 58-61. -
Ханова Т.Г., Вялова Н.В. Воспитание нравственных ценностей детей дошкольного возраста в игре // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 362-364. -
Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста / Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер. - М.: МГУ, 2020. - 126 с. -
Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие // https://dou4.aramilgo.ru/kats/obr/1489140393/. Дата обращения 22.12.2022. -
Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук // https://www.dissercat.com/content/formirovanie-nravstvennoi-vospitannosti-lichnosti-rebenka-v-usloviyakh-doshkolnogo-obrazovat. Дата обращения 20.12.2022.
1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации» // Российская газета. - 31.12.2012 (№303); 09.12.2022 (№279); Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. - 08.06.2015 (№ 122); Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 25.11.2013 (№265); Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.02.2019; и др.
2 Коротаева Е.В., Серебрякова Н.В. Социально-нравственное развитие детей дошкольного возраста: аспекты теории и практики // Специальное образование. - 2018. - №4. - С. 136.
3 Выготский Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 2016. - № 6. - С. 44-45.
4 Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Владос, 2020. - С. 246.
5 Эмпатия - способность человека эмоционально отзываться на переживания другого; она является важной стороной нравственного развития человека.
6 Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук // https://www.dissercat.com/content/formirovanie-nravstvennoi-vospitannosti-lichnosti-rebenka-v-usloviyakh-doshkolnogo-obrazovat. Дата обращения 20.12.2022.
7 Высоцкая А.В., Газизова Ф.С. Формирование нравственных норм поведения детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Вестник науки. - 2022. - Т. 1. № 6 (51). - С. 21.
8 Сензитивность - восприимчивость к чужим и собственным переживаниям, эмоциям и прочим ощущениям.
9 Новикова Г.В. Развитие нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры // Молодой ученый. - 2021. - № 25 (367). - С. 484.
10 Коротаева Е.В., Серебрякова Н.В. Указ. статья. - С. 135, 137.
11 Сокольникова Н.М. Социально-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ и его роль в развитии личности // Вопросы дошкольной педагогики. - 2019. - № 10 (27). - С. 10.
12 Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие // https://dou4.aramilgo.ru/kats/obr/1489140393/. Дата обращения 22.12.2022.
13 Демахина Ю.А. Игра-драматизация как средство ознакомления детей с традициями русского народа // Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2022. - № 5 (69). - С. 142.
14 Веретенникова В.Б. Нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. - М.: Русайнс, 2022. - С. 5
15 Божович Л.И. Указ. соч. - С. 223.
16 Матюхина Е.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников // Инновационная наука. - 2020. - № 5. - С. 155.
17 Ханова Т.Г., Вялова Н.В. Воспитание нравственных ценностей детей дошкольного возраста в игре // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-2. - С. 362.
18 Терещенко О.Г. Формирование гуманистической направленности в общении детей дошкольного возраста // Достижения науки и образования. - 2018. - № 10 (32). - С. 58.
19 Ханова Т.Г., Вялова Н.В. Указ. статья. - С. 363.
20 Колесова Н.А. Организация социально-коммуникативного развития старших дошкольников // Современное педагогическое образование. - 2019. - № 7. - С. 94.
21 Новикова Г.В. Указ. статья. - С. 489.
22 Вавилова И.Н. Формирование нравственной воспитанности личности ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук // https://www.dissercat.com/content/for-mirovanie-nravstvennoi-vospitannosti-lichnosti-rebenka-v-usloviyakh-doshkolnogo-obrazovat. Дата обращения 20.12.2022.