Файл: Следователю предстояло допросить 6летнюю Симонову, подвергшуюся сексуальному насилию со стороны неизвестного мужчины.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 140

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Кафедра юриспруденции

Форма обучения: заочная/очно-заочная



ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Криминалистика (часть 1/1)



Группа Ек20Ю271в

Студент
А.А. Жуков


МОСКВА 2023
Виды криминалистических методик фиксации и изъятия следов и вещественных фотографий
Задание: Опишите строение подошвы обуви человека и строение подошвы

стопы ноги человека
Ответ:




Виды тактик допроса и фиксации его результатов

Тактика допроса
Задание: Следователю предстояло допросить 6-летнюю Симонову,

подвергшуюся сексуальному насилию со стороны неизвестного мужчины.

Где должен быть произведен допрос? Кто должен участвовать и кто может присутствовать при производстве этого допроса? В чем состоят психологические и тактические особенности допроса малолетнего потерпевшего (свидетеля)?

Ответ:

В ходе подготовки к допросу следователь обязан выполнить комплекс мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий его производства.

Во-первых, решить вопрос о выборе места производства допроса. В каждом конкретном случае здесь следует исходить из характера совершенного преступления, информации о личности допрашиваемого и следственной ситуации. Тем не менее, рекомендуется осуществлять допрос несовершеннолетнего потерпевшего в более привычной для них обстановке, например по месту жительства, в школе (дошкольном воспитательном учреждении) и т.п. Однако если допрашиваемого характеризуют как дерзкого, грубого, конфликтного человека, допрос лучше производить в официальной обстановке, например в кабинете следователя, что дисциплинирует допрашиваемого.


Во-вторых, определить дату и время допроса. Рекомендуется максимально сократить срок между вызовом несовершеннолетнего потерпевшего на допрос и самим допросом. Это обусловлено тем, что восприятие несовершеннолетнего поверхностно, и образы (представления), запечатленные в его памяти быстро стираются под влиянием новых впечатлений, если воспринимаемое им событие (факт, явление) не имеет для него резкого эмоционального значения. Кроме того, они легко поддаются преднамеренному и непреднамеренному внушению, и чтобы «нейтрализовать» возможность внушения из «вне», желательно свести к минимуму либо вовсе исключить возможность обсуждения предмета допроса несовершеннолетнего с любыми лицами.

В-третьих, получить информацию о личности допрашиваемого для установления психологического контакта и определения тактики допроса. Следователю необходимо выяснить: черты и темперамент характера несовершеннолетнего потерпевшего; круг интересов и увлечений, жизненные принципы и позиции; стиль привычного поведения, жизненные ценности; систему господствующих представлений об отношениях, а также иные данные, относящиеся к социально-демографической и нравственно психологической характеристикам потерпевшего.

В-четвертых, определить круг лиц, в чьем присутствии производить допрос и обеспечить их явку. Следует отметить, что общего правила здесь нет, и в каждом конкретном случае следователь определяет круг таких участников самостоятельно. Однако необходимо помнить, что допрос малолетнего потерпевшего проводится с обязательным участием педагога. Желательно, чтобы педагог длительное время занимался преподавательской деятельностью среди несовершеннолетних одного возраста с допрашиваемым, что поспособствует скорейшему установлению психологического контакта. Если же допрашиваемый дошкольного возраста, предпочтительнее вызывать специалистов из дошкольных детских учреждений. Вместе с тем следователю целесообразно привлекать для участия в допросе практикующего детского психолога (специалиста в области возрастной или педагогической психологии), который сможет оказать неоценимую помощь следователю в установлении психологического контакта с допрашиваемым и получении криминалистически значимой информации. Как показывает практика, практикующий психолог, работающий с детьми и подростками с помощью определенных методик всегда способен расположить к себе несовершеннолетнего . Думается, что обязательное участие специалиста в области возрастной или педагогической психологии, как альтернатива педагогу было бы целесообразно включить в УПК РФ. Кроме того, при необходимости для участия в допросе может быть приглашен специалист в области психиатрии. либо любой другой узкий специалист, например в области тифлопсихологии, педиатрии и т.п.



В-пятых, подготовить средства фиксации показаний. Помимо изложения показаний в протоколе допроса, рекомендуется применять технические средства фиксации - аудио- и (или) видеозапись. Качественно проведенная видео- или звукозапись допроса малолетнего потерпевшего позволит решить некоторые морально-этические проблемы и в последующем может быть принята судом без вызова потерпевшего в судебное заседание. Однако необходимо учитывать тот факт, что не все малолетние могут свободно себя чувствовать перед видеокамерой, поэтому в каждом отдельном случае нужен индивидуальный подход. В-шестых, составить план допроса. Формулировку предстоящих вопросов необходимо продумать заранее, они должны быть понятны и недвусмысленны, при этом недопустима постановка наводящих вопросов. Составляя план допроса, рекомендуется получить консультацию у специалиста в области возрастной или педагогической психологии или педагога.

Тактические приемы производства допроса несовершеннолетних

Раскрытие и расследование преступлений представляет собой сложный творческий процесс, во многом обусловленный субъективными качествами лица, его осуществляющего, и напрямую зависящий от уровня профессиональной подготовки, личного и профессионального опыта, владения специальными знаниями, навыками и умениями, наличия определенных личностных качеств. Как справедливо отмечает В.Л. Васильев, следователь должен хорошо знать психологические особенности личности несовершеннолетних и учитывать их при выборе тактических приемов проведения с ними того или иного следственного действия. Допрос является не только распространенным и эффективным следственным действием, но и самым необходимым в ходе предварительного расследования. От того, насколько грамотно следователь его проведет, нередко зависит успех расследования по уголовному делу. Указание первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации от 16 марта 2010 года N 2/206 «О введении специализации следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по расследованию преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних» требует от следователя организовывать тщательную подготовку к процессуальным действиям с участием несовершеннолетних, исключив случаи необоснованного неоднократного производства с ними одних и тех же следственных действий, а также иные организационные упущения и нарушения требований УПК РФ, вызывающие необходимость повторного производства следственных действий с несовершеннолетними.


Информацию об обстоятельствах, по поводу которых допрашиваются дети, можно разделить на три основные категории.

Первую из них составляет информация об объектах материального мира и их свойствах, которая предполагает их непосредственное чувственное отражение, создание и сохранение их образов, актуализацию и словесное описание.

Вторая категория объединяет сведения, воспринятые детьми в словесной форме. Информация о них сохраняется в форме слухового образа, если малолетний свидетель точно запоминает словесное, звуковое выражение сообщения, но не понимает его содержания.

К третьей категории относится информация о явлениях действительности, которые не могут быть познаны чувственным путем. Она возникает в результате умозаключений ребенка, понимания им внутреннего содержания событий.

Допросу должна предшествовать тщательная подготовка, которая включает в себя выяснение условий, в которых живет несовершеннолетний, его ближайшего окружения, отношений в семье, с кем он дружит, уровня его развития, круга его интересов, особенностей характера и поведения, а также формулирование следователем вопросов для обеспечения максимальной результативности предстоящего следственного действия.

Вместе с тем следователь должен учитывать возможные ошибки несовершеннолетних при даче ими показаний, обусловленные их небольшим жизненным опытом и уровнем знаний.

Так, например, 6-летний мальчик, свидетель разбойного нападения, заявил, что «дядя, ударивший тетю продавщицу, был в желтой куртке». Однако эти показания противоречили показаниям свидетелей, которые утверждали, что никакого мужчины в желтой куртке возле магазина не было. Следователь, желая проверить показания мальчика, разложил перед ним несколько листов цветной бумаги и предложил выбрать листок, похожий на цвет куртки «дяди». Мальчик показал на лист синего цвета и заявил, что куртка была вот такого «желтого» цвета. С помощью взрослых свидетелей преступник в синей куртке был установлен.

На правдивость показаний может влиять то обстоятельство, что в момент преступного посягательства дети находятся в состоянии стресса, испытывают чувство страха, неадекватно воспринимают происходящее. К тому же они думают не о том, как запомнить происходящее, а о самообороне и защите от посягательства.

Обычно свободный рассказ несовершеннолетнего бывает отрывочен, сбивчив и непоследователен. Поэтому в научно-практической литературе рекомендуется применять тактические приемы, помогающие допрашиваемому выдерживать нить изложения. Для этого следователь с максимальной осторожностью должен направлять его рассказ в нужное русло. При формулировании вопросов следователю важно убедиться, что допрашиваемый правильно понял их содержание, а при необходимости - разделить вопрос на несколько более конкретных и простых.


Безусловно, необходимо учитывать возможность неправильного использования несовершеннолетним различных слов и терминов или иные так называемые смысловые ошибки. Показания не достигших шестнадцати лет потерпевших, свидетелей могут быть по своему содержанию очень специфичны. Не всегда буквальное их восприятие позволяет правильно понять их суть.

Буквальное изложение показаний несовершеннолетних (малолетних) потерпевших и свидетелей, на которое ориентированы следователи Следственного комитета Российской Федерации, таит в себе определенную опасность, поскольку анализ допущенных ошибок в следственной практике показывает, что нередко несовершеннолетние (малолетние) могут либо не понимать значения конкретного слова, либо вкладывать иной смысл в общеупотребительные слова или выражения.

Во время производства следственного действия в обязательном порядке необходимо убедиться в том, что несовершеннолетний понимает суть заданного вопроса, если же нет, то придать более доступную для его восприятия форму вопросу, может быть даже задавая его на «детском» языке. Если ребенок будет давать ответы в аналогичной форме, то в протоколе допроса, который имеет важнейшее доказательственное значение, должно быть расшифровано каждое слово и выражение ребенка, обязательно отражена его смысловая нагрузка.

Так, например, несовершеннолетний потерпевший указал, что один из напавших на него «был рыжий», и следователь, записав эту фразу в протокол, добавил свое разъяснение - «т.е. у нападавшего были рыжие волосы». В ходе дальнейшего расследования было выяснено, что потерпевший вкладывал иной смысл в термин «рыжий»: впоследствии, после уточняющих вопросов следователя, оказалось, что нападавший был одет в майку с рисунком в виде рыжеволосого мальчика с надписью «Рыжий».

В данном случае следователь допустил при изложении показаний потерпевшего свою интерпретацию его слова и фактически придал фразе иную смысловую нагрузку.

Фактическая ошибка, допущенная следователем при производстве допроса, привела к незаконному задержанию двух рыжеволосых, заподозренных в совершении преступления.

Несмотря на хорошую память, по прошествии некоторого времени после совершения преступления дети могут путать последовательность событий, забыть отдельные детали. Немаловажный фактор - это состояние ребенка. Он может быть беспокойным и капризным из-за самого происшествия, последовавшего за ним лечения, изменения режима, наличия посторонних, незнакомых людей. В этих условиях даже опытному следователю будет трудно получить подробный, последовательный рассказ.