Файл: 1. Ценность как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, понятийный аппарат ценностно-смысловой проблематики определяется такими категориями исследования, как объект, детерминанты, механизмы, процессы, цель и результат развития, раскрывающий уровень сформированности и зрелости ценностно-смысловой сферы личности.
Вывод: Проблема целостности ценностно-смысловой сферы рассматривается в различных научных школах психологии как одна их ключевых в изучении детерминации становления и развития личности.
В целом подавляющее большинство авторов рассматривают ценности и смыслы как взаимообусловленные личностные динамические образования, психологическая природа которых связана с содержанием целевых ориентиров личности, определяющих внутриличностную согласованность, вариабельность и стабильность личностного функционирования.
Мне как педагогу данная монография принесла много нового, в частности, учебная деятельность играет значительную роль в образовании ценностных ориентиров личности. Формирование ценностей человека является важной задачей образования. В процессе обучения происходит знакомство человека с мировой культурой, историей, формируются представления об обществе и общечеловеческих ценностях. Важным фактором развития системы ценностей является личностное влияние взрослых, например учитель, наставник. Инструментом развития такой системы выступает общение с учителем, которому важно уметь вести диалог с обучающимся, создавать атмосферу доверия, творческую среду. Общение со сверстниками также выступает важным средством принятия ценностей.
Таким образом, на каждой стадии личностного развития человек сталкивается с рядом факторов, влияющих на формирование и развитие системы ценностных ориентаций, а областью пересечения и взаимодействия этих факторов выступает деятельность, в которой в свою очередь и проявляется степень развитости системы ценностных ориентаций и личности в целом.
2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования»
Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения.
Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации внедрила предстоящий или скажем, уже начавшийся большой проект «Разговоры о важном». Эта тема так актуальна и важна для нашей страны, тем более в нынешнее время. Поэтому позвольте остановиться на конкретных моментах этого проекта, с которым мы все уже знакомы.
Все учителя уже провели свои запланированные первые три урока. Теперь остановимся в конкретных в будущих темах, которые нам предстоит обсудить с детьми. (смотреть таблицу)
Вывод: Развитие системы ценностей происходит на протяжении всей жизни человека. Степень развитости ценностных ориентаций, качественная характеристика ценностных отношений позволяют судить об уровне развития личности, ее цельности, устойчивости и перспективах ее совершенствования.
«День пожилого человека» . При проведении данного мероприятия очень важно поговорить с детьми об уважительном отношении к людям старшего поколения. Все мы знаем, все учителя всегда говорят об этом на уроках литературного чтения, при прочтении соответствующей литературы, на классных часах, эти темы проскальзывают параллельно на других уроках, и мы ведем воспитательную работу. Основная ценность этого урокав рамках «Разговоры о важном»— это доброта, забота и милосердие. Я думаю, что это будет один из самых ярких и эмоциональных уроков, которые мы проведем, потому что мы будем говорить о самых наших близких людях, которые рядом с нами. Я думаю, что всем нам удастся создать эмоциональные образы в глазах детей о тех людях, кто пел колыбельные песни нам, читали детские сказки.
Актуальные вопросы патриотизма будем раскрывать на уроках «Россия- мировой лидер атомной отросли», «День народного единства», «Что мы Родиной зовем?». Уж сегодня, как и всегда, нам приходится доказывать, что любовь к Родине никогда нельзя купить, оно у нас есть испокон веков. Особенность нравственного воспитания как психологической категории состоит в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического опыта. И этот «культурный код» есть у нас и у наших детей. Его только нужно разбудить на «Уроках мужества». На эти уроки можно приглашать наших современных героев, участников боевых действий. Сопоставлять мужество героев Отечества современных и прошлых лет. Можно с обучающимися посетить музеи, памятники Славы с помощью современных интерактивных игр, организовать онлайн-экскурсии, что способствует формированию системы ценностей личности.
Условия и закономерности формирования ценностных представлений личности:
Совместная деятельность учащихся, учителей и родителей, которая рождает доверительные отношения. Родители являются активными участниками. Любая деятельность начинается с общения с родителями. Они определяют направление работы, составляют общий план реализации проекта. Из числа родителей выбираем руководителей групп и экспертов. Родители же являются самыми благодарными зрителями. Они фиксируют результаты, значимые события, переживания, открытия, определяют рост и развитие внутреннего мира ребенка;
Самонаблюдение - отслеживание состояния своего здоровья. Самонаблюдение-это особая творческая составляющая всей деятельности. Дневник путешественника ведёт каждый участник, включая учителей и родителей. Структура дневника:
Страницы по составляющим здоровья
Наблюдение за собой, своими отношениями, познаниями, открытиями
Цветопись составляющих здоровья. В дневнике отмечается состояние своего физического (моё физическое здоровье), социального (мои взаимоотношения с другими), интеллектуального ( я познаю мир), нравственного ( я готов делать добро и противостоять злу), эмоционального (я чувствую, переживаю, осмысливаю) здоровья. Предлагаю и вам, уважаемые коллеги, в своей рабочей тетради отметить цветопись вашего здоровья на данный момент. Важно не только делать пометки, но и анализировать прожитое событие. Благодаря постоянному общению, обсуждению увиденного, услышанного, пережитого, происходит взаимодействие и самопознание участников процесса.
Личностно-значимый характер деятельности. Участвуя в деятельности, важно увидеть смысл. «Для чего я это делаю? Зачем мне это нужно? Кому принесёт пользу?». Такой взгляд на мир позволяет по другому относиться к делу, воспитывает уровень ответственности, сопричастности жизни общества и развитию смыслообразования.
Экспедиционная деятельность- расширение развивающего пространства. Экспедиция – это поход, поездка группы лиц, с каким-либо специальным заданием. Планирование содержания экспедиции происходит постепенно. Разрабатываются маршруты, виды деятельности. Составляются конкретные задания. Во время экспедиции дети могут найти ответы на возникшие вопросы, что вызывает эмоциональное удовлетворение, увеличиваются впечатления, все это способствует более длительному сохранению в памяти полученной информации. В классе были реализованы культурологические, этнографические и краеведческие экспедиции.
Исследовательская деятельность. Путей развития ценностно-смысловой сферы существует, наверно, много, но собственная проектно-исследовательская деятельность бесспорно одна из самых эффективных.
Проектная деятельность – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе
, максимально используя свои возможности проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать свой результат – чего достиг, что сумел, при чем практически сам, ведь, как известно, знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, своими чувствами и преодолениями.
Ребенок средного школьного возраста очень восприимчив ко всем формам воспитания. Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. По мнению Льва Семеновича Выготского, переосмысление потребностей и переоценка ценностей - важный момент на этапе взросления. В 11-13 лет ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, он учится оценивать свои и чужие поступки. Наша задача привить патриотизм, любовь к Родине, к нашей великой стране, уважать традиции, показать способы самореализации и развития. После у детей должно появиться понимание того, что любовь к Родине начинается с любви к семье, к людям, к природе родного края, к культуре, прошлому и настоящему нашей страны.
Чтобы достигнуть этих целей разработчики очень постарались, материал по циклу «Разговоры о важном» очень обширный, темы актуальные. Я думаю, все эти цели мы достигнем и задачи будут решены.
Вывод: Проблема целостности ценностно-смысловой сферы рассматривается в различных научных школах психологии как одна их ключевых в изучении детерминации становления и развития личности.
В целом подавляющее большинство авторов рассматривают ценности и смыслы как взаимообусловленные личностные динамические образования, психологическая природа которых связана с содержанием целевых ориентиров личности, определяющих внутриличностную согласованность, вариабельность и стабильность личностного функционирования.
Мне как педагогу данная монография принесла много нового, в частности, учебная деятельность играет значительную роль в образовании ценностных ориентиров личности. Формирование ценностей человека является важной задачей образования. В процессе обучения происходит знакомство человека с мировой культурой, историей, формируются представления об обществе и общечеловеческих ценностях. Важным фактором развития системы ценностей является личностное влияние взрослых, например учитель, наставник. Инструментом развития такой системы выступает общение с учителем, которому важно уметь вести диалог с обучающимся, создавать атмосферу доверия, творческую среду. Общение со сверстниками также выступает важным средством принятия ценностей.
Таким образом, на каждой стадии личностного развития человек сталкивается с рядом факторов, влияющих на формирование и развитие системы ценностных ориентаций, а областью пересечения и взаимодействия этих факторов выступает деятельность, в которой в свою очередь и проявляется степень развитости системы ценностных ориентаций и личности в целом.
2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования»
Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка - долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные ценности в свете современных негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения.
Для решения этих вопросов Министерство образования Российской Федерации внедрила предстоящий или скажем, уже начавшийся большой проект «Разговоры о важном». Эта тема так актуальна и важна для нашей страны, тем более в нынешнее время. Поэтому позвольте остановиться на конкретных моментах этого проекта, с которым мы все уже знакомы.
Все учителя уже провели свои запланированные первые три урока. Теперь остановимся в конкретных в будущих темах, которые нам предстоит обсудить с детьми. (смотреть таблицу)
№ | Название мероприятия | Цель, задачи | Структура | Формы, методы |
1 | День народного единства | Цель: формирование у обучающихся исторической памяти, чувства причастности к традиционным отечественным ценностям, воспитание патриотизма, осознания себя частью единой многонациональной страны. Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине. Главный вывод: 4 ноября отмечается День народного единства – праздник, способствующий объединению всех национальностей, народностей и этносов в один российский народ ради развития и процветания России. | Структура занятия Часть 1. Мотивационная Задача – нацелить обучающихся на восприятие темы. Мотивационная часть начинается с показа видеоролика (часть №1), который эмоционально готовит ребят к разговору о единстве страны, о восприятии себя частью большой России, тем самым предваряет вступительное слово учителя. Часть 2. Основная Задача – представить историческую основу празднования Дня народного единства 4 ноября, формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей страны. Часть 3. Заключительная В заключение разговора о Дне народного единства проводится этап рефлексии, учитель предлагает в свободное время подумать о полученной на занятии информации, поговорить о ней с близкими, совершить экскурсию в места, исторически связанные с событиями 1612 года. | Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеороликов, интерактивных заданий, анализ информации. |
2 | ДЕНЬ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ | Цель занятия: формировать уважительное отношение к людям старшего поколения; воспитывать нравственные качества личности (доброту, милосердие, сострадание, благородство, готовность прийти на помощь), способствовать развитию преемственности поколений в семье. Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи, дружба Результаты занятия: осознание учащимися того, что преемственность поколений является гарантией развития современного государства, залогом сохранения исторической памяти и духовно-нравственных ценностей, поддержки младшим поколением старшего, а старшим поколением младшего. | 1.Общие рекомендации. Это занятие посвящено людям старшего поколения - бабушкам и дедушкам и их жизни. При отборе материалов учтена возможность использования (включения) регионального компонента: рассказ о традициях празднования Международного дня пожилых людей в разных регионах нашей страны. 2.Рекомендации по организации работы в группах. После мотивирующей части – видеоролика и интерактивного задания – учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с жизнью людей преклонного возраста, их заботами и проблемами и обратиться к малой прозе. Для выполнения задания в трех группах организуется работа с карточками, на каждой из которых предложены по 2 текста для обсуждения. Учителю необходимо заранее распечатать карточки. Ребятам в каждой группе предлагается прочесть текст, выполнить задание, а также выбрать докладчика, который позже будет представлять ответы группы всему классу. 3. Рекомендации по организации обсуждения итогов групповой работы Учитель организует общее обсуждение итогов групповой работы. Представители от каждой из трех групп передают основную идею прочитанного и освещают те проблемы, которые, на их взгляд, являются самыми значимыми и интересными. После завершения интерактивных заданий учитель может организовать беседу о том, как каждому можно сделать жизнь бабушек и дедушек / людей зрелого возраста счастливее и интереснее. 4. Заключение. Итоговая рефлексия В завершающей части занятия учитель предлагает школьникам подвести итог разговора с использованием следующих выражений: «Из услышанных сегодня историй отклик в моем сердце нашла …»; «Я думаю, что самое важное для бабушек и дедушек – это …»; «Прочитанное заставило меня задуматься о том, что…» | Рекомендуемая форма занятия: беседа-обсуждение. Занятие предполагает использование видеоролика, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом. |
3 | Россия- мировой лидер атомной отросли | Цель занятия: знакомство с Северным морским путем и его значение, ролью атомного ледокольного флота в развитии российской арктики. Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, естественно-научные знания. | Часть 1. Мотивационная Занятие начинается с погружения в основную тему через обсуждение проблемных вопросов. Часть 2. Основная Беседа об особенностях Арктики, ее обитателях. Особенности транспортного сообщения, значение Северного морского пути. Знакомство с российским атомным ледокольным флотом. Часть 3. Заключительная Подведение итогов: рефлексия.Обучающиеся узнали о природе и значении российской Арктики, о расположени и использовании Северного морского пути. | Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование презентационных материалов, включает в себя анализ информации, работу с картинками. |
4 | 165-ЛЕТИЕ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ К. Э. ЦИОЛКОВСКОГО «Невозможное сегодня станет возможным завтра» (К.Э. Циолковский) | Цель занятия: развитие ценностного отношения школьников к достижениям человечества, к людям, внесшим неоценимый вклад в развитие науки и техники, через знакомство с фрагментами биографий исторических личностей. Воспитание гражданской идентичности и гордости за свою страну через осознание вклада российских деятелей в развитие мировой науки и техники. Формирующиеся ценности: развитие, самореализация, историческая память и преемственность поколений. Результаты занятия: понимание учащимися того, что Россия является одной из ведущих космических держав, была ею и остается. Именно К.Э. Циолковский обосновал возможность покорения космоса, и без его открытий не было бы современной космонавтики – это повод для гордости. | Часть 1. Мотивационная. Мотивационная часть занятия предполагает мини-рассказ учителя о том, что такое мечта. Данный текст может быть адаптирован учителем как для самого себя, так и для класса, возможна актуализация текста с опорой на внутреннюю жизнь классного коллектива. Количество вопросов викторины, которая следует за вступительной беседой, определяется учителем. Часть 2. Основная. Рекомендации по организации работы в группах. После мотивирующей части и исторической справки учитель предлагает школьникам поближе познакомиться с судьбами людей, внесших огромный вклад в освоение космоса. Учителю необходимо заранее распечатать карточки. Ребятам в каждой группе предлагается прочитать эту историю и постараться ответить на вопросы к ней, а также выбрать спикера, который позже будет представлять ответы группы всему классу. Часть 3. Заключение. Заключительная часть занятия – это завершение беседы, когда дети вновь возвращаются к теме занятия: «Невозможное сегодня станет возможным завтра (К.Э. Циолковский)». С помощью методики «Продолжи предложение» они подводят итоги беседы. Учитель может обратить внимание на то, что полные тексты работ будут размещены в классе и (или) в группе класса в социальной сети, где они и их родители могут оставлять свои комментарии. | Рекомендуемая форма занятия: эвристическая беседа. Занятие предполагает также использование видеофильма, презентации, включает в себя анализ информации и групповую работу с текстом. |
5 | НАША СТРАНА - РОССИЯ Что мы Родиной зовем? | Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну. Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация | 1. Мотивационный этап, вступительное слово учителя (используется видеоролик) Задача: настроить учащихся на восприятие темы, вызвать эмоциональный отклик. 2. Организация деятельности учащихся Работа с фрагментами словарных статей, работа в парах. Задача: пополнение словарного запаса учащихся, развитие аналитических способностей, умения вычленять главную информацию. Задание. Сравнить определения слова «Родина» и выявить в них общее. Записать получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах). 3. Рефлексия. Вариант творческого задания Задача: пробудить у детей эмоциональный отклик на состоявшийся разговор, побудить их задуматься о личной ответственности за свою страну, о сопричастности к ее судьбе. | Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование видеоролика, презентации, интерактивных заданий, включает в себя анализ информации, групповую работу с текстом и игру. |
Вывод: Развитие системы ценностей происходит на протяжении всей жизни человека. Степень развитости ценностных ориентаций, качественная характеристика ценностных отношений позволяют судить об уровне развития личности, ее цельности, устойчивости и перспективах ее совершенствования.
«День пожилого человека» . При проведении данного мероприятия очень важно поговорить с детьми об уважительном отношении к людям старшего поколения. Все мы знаем, все учителя всегда говорят об этом на уроках литературного чтения, при прочтении соответствующей литературы, на классных часах, эти темы проскальзывают параллельно на других уроках, и мы ведем воспитательную работу. Основная ценность этого урокав рамках «Разговоры о важном»— это доброта, забота и милосердие. Я думаю, что это будет один из самых ярких и эмоциональных уроков, которые мы проведем, потому что мы будем говорить о самых наших близких людях, которые рядом с нами. Я думаю, что всем нам удастся создать эмоциональные образы в глазах детей о тех людях, кто пел колыбельные песни нам, читали детские сказки.
Актуальные вопросы патриотизма будем раскрывать на уроках «Россия- мировой лидер атомной отросли», «День народного единства», «Что мы Родиной зовем?». Уж сегодня, как и всегда, нам приходится доказывать, что любовь к Родине никогда нельзя купить, оно у нас есть испокон веков. Особенность нравственного воспитания как психологической категории состоит в том, что она не столько связана с передачей общественно-исторического опыта. И этот «культурный код» есть у нас и у наших детей. Его только нужно разбудить на «Уроках мужества». На эти уроки можно приглашать наших современных героев, участников боевых действий. Сопоставлять мужество героев Отечества современных и прошлых лет. Можно с обучающимися посетить музеи, памятники Славы с помощью современных интерактивных игр, организовать онлайн-экскурсии, что способствует формированию системы ценностей личности.
Условия и закономерности формирования ценностных представлений личности:
Совместная деятельность учащихся, учителей и родителей, которая рождает доверительные отношения. Родители являются активными участниками. Любая деятельность начинается с общения с родителями. Они определяют направление работы, составляют общий план реализации проекта. Из числа родителей выбираем руководителей групп и экспертов. Родители же являются самыми благодарными зрителями. Они фиксируют результаты, значимые события, переживания, открытия, определяют рост и развитие внутреннего мира ребенка;
Самонаблюдение - отслеживание состояния своего здоровья. Самонаблюдение-это особая творческая составляющая всей деятельности. Дневник путешественника ведёт каждый участник, включая учителей и родителей. Структура дневника:
Страницы по составляющим здоровья
Наблюдение за собой, своими отношениями, познаниями, открытиями
Цветопись составляющих здоровья. В дневнике отмечается состояние своего физического (моё физическое здоровье), социального (мои взаимоотношения с другими), интеллектуального ( я познаю мир), нравственного ( я готов делать добро и противостоять злу), эмоционального (я чувствую, переживаю, осмысливаю) здоровья. Предлагаю и вам, уважаемые коллеги, в своей рабочей тетради отметить цветопись вашего здоровья на данный момент. Важно не только делать пометки, но и анализировать прожитое событие. Благодаря постоянному общению, обсуждению увиденного, услышанного, пережитого, происходит взаимодействие и самопознание участников процесса.
Личностно-значимый характер деятельности. Участвуя в деятельности, важно увидеть смысл. «Для чего я это делаю? Зачем мне это нужно? Кому принесёт пользу?». Такой взгляд на мир позволяет по другому относиться к делу, воспитывает уровень ответственности, сопричастности жизни общества и развитию смыслообразования.
Экспедиционная деятельность- расширение развивающего пространства. Экспедиция – это поход, поездка группы лиц, с каким-либо специальным заданием. Планирование содержания экспедиции происходит постепенно. Разрабатываются маршруты, виды деятельности. Составляются конкретные задания. Во время экспедиции дети могут найти ответы на возникшие вопросы, что вызывает эмоциональное удовлетворение, увеличиваются впечатления, все это способствует более длительному сохранению в памяти полученной информации. В классе были реализованы культурологические, этнографические и краеведческие экспедиции.
Исследовательская деятельность. Путей развития ценностно-смысловой сферы существует, наверно, много, но собственная проектно-исследовательская деятельность бесспорно одна из самых эффективных.
Проектная деятельность – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе
, максимально используя свои возможности проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать свой результат – чего достиг, что сумел, при чем практически сам, ведь, как известно, знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, своими чувствами и преодолениями.
Ребенок средного школьного возраста очень восприимчив ко всем формам воспитания. Известно, что пережитое и усвоенное в детстве надолго закрепляется в памяти. По мнению Льва Семеновича Выготского, переосмысление потребностей и переоценка ценностей - важный момент на этапе взросления. В 11-13 лет ребенок не просто познает сущность нравственных категорий, он учится оценивать свои и чужие поступки. Наша задача привить патриотизм, любовь к Родине, к нашей великой стране, уважать традиции, показать способы самореализации и развития. После у детей должно появиться понимание того, что любовь к Родине начинается с любви к семье, к людям, к природе родного края, к культуре, прошлому и настоящему нашей страны.
Чтобы достигнуть этих целей разработчики очень постарались, материал по циклу «Разговоры о важном» очень обширный, темы актуальные. Я думаю, все эти цели мы достигнем и задачи будут решены.