Файл: Обобщить и закрепить знания по темам Агрегатные состояния вещества иЭлектрические явления.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цели урока:

  • обобщить и закрепить знания по темам «Агрегатные состояния вещества» и «Электрические явления»

  • отработать навыки работы с лабораторным оборудованием

  • отработать навыки построения графиков зависимости одной физической величины от другой, используя офисное приложение Excel

  • развивать познавательные и творческие способности учащихся

  • активизировать интерес к предмету через практический эксперимент


Ход урока:
Здравствуйте, дорогие коллеги! Да, вы не ошиблись, я назвала вас коллегами, потому что вы сегодня являетесь работниками научно-исследовательского института физических явлений. Здесь представлены две лаборатории: тепловой физики и электрических явлений. Сегодня на электронную почту института пришли заявки на подтверждение законов физики. И я обращаюсь к вам, коллеги, за помощью.

Нашу работу хочется начать с такого четверостишья:
Как наша прожила б планета,

Как люди жили бы на ней

Без теплоты, магнита, света

И электрических лучей.
В этом четверостишии упоминается о тепле и электрических лучах. Слово тепло говорит само за себя. В начале года мы с вами изучали тепловые явления, знаем причины изменения агрегатных состояний вещества. А вот что такое здесь электрические лучи? Как вы думаете? (электрический ток).
Мы с вами всегда говорим о том, что, знания науки всегда, помогает человеку в жизни, а незнания приводит подчас к трагическим последствиям. И чтобы никаких трагических последствий не случилось, мы и изучили законы тепловой физики и электрического тока.
Для человека одних знаний недостаточно. Еще Конфуций говорил, что
«Ученье без размышления бесполезно, но и размышление без ученья опасно».
Но, прежде чем приступить к практике, я думаю, будет полезно повторить теорию.


  1. Повторение.

Предлагается заполнить таблицы приложение 1 и приложение 2. Далее, используя мультимедийный проектор, проводится взаимопроверка. Приложение.


  1. Работа в группах по дифференцированным заданиям на карточках (инструкции по ТБ).








Тепло

Электричество

1

Определение удельной теплоты растворения поваренной соли (NaCl)

Оборудование: весы, термометр, калориметр, сосуд с водой, поваренная соль.

Подсказки:.

  1. С помощью весов определить массу соли m, массу воды M (по разности массы калориметра с водой и пустого калориметра).

  2. Определить начальную температуру воды t1.

  3. Всыпать соль в воду и замерить температуру воды после растворения соли t2 t1> t2

  4. Из уравнения теплового баланса c(m+M)(t1-t2)=mλ

  5. Определить удельную теплоту растворения поваренной соли

  6. Дополнительное задание: все расчеты провести в программе Excel.

Сколько электронов проходит через поперечное сечение спирали электрической лампочки за 1 мин., если её сопротивление 2 Ом?

Оборудование: источник тока, вольтметр, электрическая лампочка, ключ, соединительные провода.

Подсказки:

  1. Количество электронов, проходящих через поперечное сечение проводника N = q/e.

  2. Собрать электрическую цепь, состоящую из последовательно соединенных источника тока, ключа и лампочки. Параллельно лампочке подключить вольтметр и измерить напряжение.

  3. Воспользоваться законом Ома для участка цепи, а также формулой I = q/t.

2

Определить количество теплоты, необходимое для превращения снега известной массы в воду и нагревания ее до 10ْ С. Построить график зависимости температуры от времени, используя Excel.

оборудование: сосуд для снега, спиртовой термометр, весы, снег.

Подсказки:

С помощью весов определили массу снега M=m-m1 (по разности массы калориметра со снегом m и пустого калориметра m1).

Определили начальную температуру снега t1

Через каждые 5 секунд замеряли температуру снега, следили за процессом.

Заполнили таблицу

Построили график зависимости температуры от времени (пояснить график)

Рассчитали Q=Q1+Q2+Q3. Где Q1- количество теплоты, потраченное на нагревание снега, Q2-количество теплоты, затраченное на плавление снега, Q3 – количество теплоты, затраченное на нагревание воды до 100С.

Проверить законы прямого тока при параллельном соединении.

Найти общее сопротивление цепи, мощность и работу тока за 1 минуту.

Подсказки:

Работа в виртуальной лаборатории «Открытая физика».

Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, амперметров, двух резисторов разного номинала.

Измерить силу тока в цепи I и на каждом из участков I1, I2.

Сделать вывод

Измерить напряжение на участке цепи, состоящим из двух резисторов U и напряжение на каждом резисторе U1. U2.

Сделать вывод.

Зная силу тока, напряжение на участке цепи, определить общее сопротивление цепи, мощность и работу тока на этом участке за 1 минуту.

3

Определить зависимость количества теплоты, затраченное на нагревание воды от массы этой воды. Построить в Excel график зависимости Q от m.

Оборудование: спиртовка, сосуды с водой разного объема, спиртовой термометр.

Подсказки:

  1. Определить массы воды по формуле m=ρV.

  2. Определить начальные температуры воды t11, t12. Условие: t11 = t12.

  3. Определить конечные температуры воды t21, t 22. Условие: t21 = t 22

  4. Вычислить количество теплоты по формуле Q=cm(t2-t1)

  5. Заполнить таблицу

  6. Сделать вывод: как зависит количество теплоты Q от массы нагреваемого вещества m?




Найти зависимость силы тока от сопротивления при последовательном соединении проводников. Построить схему электрической цепи, используя ПК.

Оборудование: источник нока, амперметр, два резистора различного номинала.

Подсказки:

  1. Собрать цепь, состоящую из источника тока, резистора, амперметра.

  2. Измерить силу тока в цепи.

  3. Заменить первый резистор вторым, снять показания амперметра.

  4. построить график зависимости I от R.

  5. сделать вывод о зависимости силы тока от сопротивления.





  1. Отчет групп


Я – руководитель 1 группы лаборатории тепловой физики. Мы обрабатывали заявку на определение удельной теплоты растворения поваренной соли (NaCl). Для этого нам понадобилось следующее оборудование: весы, термометр, калориметр, сосуд с водой, поваренная соль.

  1. С помощью весов определили массу соли m, массу воды M (по разности массы калориметра с водой и пустого калориметра).

  2. Определили начальную температуру воды t1.

  3. Всыпали соль в воду и замерили температуру воды после растворения соли t2. t1> t2

  4. Из уравнения теплового баланса c(m+M)(t1-t2)=mλ

  5. Определили удельную теплоту растворения поваренной соли


Я – руководитель 2 группы лаборатории тепловой физики. Мы обрабатывали заявку на определение количества теплоты, необходимого для превращения снега известной массы в воду и нагревания ее до 10ْ С. Для этого нам потребовалось следующее оборудование: сосуд для снега, спиртовой термометр, весы, снег.

  1. С помощью весов определили массу снега M=m-m1 (по разности массы калориметра со снегом m и пустого калориметра m1).

  2. Определили начальную температуру снега t1

  3. Через каждые 5 секунд замеряли температуру снега, следили за процессом.

  4. Заполнили таблицу

  5. Построили график зависимости температуры от времени (пояснить график)

  6. Рассчитали Q=Q1+Q2+Q3. Где Q1- количество теплоты, потраченное на нагревание снега, Q2-количество теплоты, затраченное на плавление снега, Q3 – количество теплоты, затраченное на нагревание воды до 100С.


Я – руководитель 3 группы лаборатории тепловой физики. Мы обрабатывали заявку на определение зависимости количества теплоты, затраченное на нагревание воды от массы этой воды. Построить в Excel график зависимости Q от m. Для этого нам потребовалось следующее оборудование: спиртовка, сосуды с водой разного объема, спиртовой термометр.


  1. Определить массы воды по формуле m=ρV.

  2. Определить начальные температуры воды t11, t12. Условие: t11 = t12.

  3. Определить конечные температуры воды t21, t 22. Условие: t21 = t 22

  4. Вычислить количество теплоты по формуле Q=cm(t2-t1)

  5. Заполнить таблицу

  6. вывод: о зависимости количества теплоты Q от массы нагреваемого вещества m.



Я – руководитель 1 группы лаборатории физики электрических явлений. Мы обрабатывали заявку на определение количества электронов проходящих через поперечное сечение спирали за 1 мин., если её сопротивление 2 Ом? Для этого потребовалось Оборудование: источник тока, вольтметр, резистор, ключ, соединительные провода.


  1. Собрали электрическую цепь, состоящую из последовательно соединенных источника тока, ключа и резистора. Параллельно резистору подключили вольтметр и измерили напряжение.

  2. Рассчитали силу тока I=U/R, воспользовавшись законом Ома для участка цепи

  3. Зная, что I = q/t, выразим q=It.

  4. Количество электронов, проходящих через поперечное сечение проводника N = q/e, где e – заряд электрона.


Я – руководитель 2 группы лаборатории физики электрических явлений. Мы обрабатывали заявку по проверке законов прямого тока при параллельном соединении. Необходимо рассчитать общее сопротивление цепи, мощность и работу тока за 1 минуту. Работа в виртуальной лабораторной «Открытая физика».

Собрать электрическую цепь, состоящую из источника тока, амперметров, двух резисторов разного номинала.

Измерить силу тока в цепи I и на каждом из участков I1, I2.

Сделать вывод

Измерить напряжение на участке цепи, состоящим из двух резисторов U и напряжение на каждом резисторе U1. U2.

Зная силу тока, напряжение на участке цепи, определить общее сопротивление цепи, мощность и работу тока на этом участке за 1 минуту.

Дать ответ.

Я – руководитель 3 группы лаборатории физики электрических явлений. Мы обрабатывали заявку по определению зависимости силы тока от сопротивления при последовательном соединении проводников. Построить график этой зависимости, используя программу Excel. При работе использовали оборудование: источник тока, амперметр, два резистора различного номинала, ключ.

  1. Собрали цепь, состоящую из источника тока, резистора, амперметра.

  2. Измерили силу тока в цепи I1.

  3. Заменили первый резистор R1 вторым R2, сняли показания амперметра R1 и R2.

  4. построить график зависимости I от R.

  5. вывод: о зависимости силы тока от сопротивления.



  1. Компьютерное тестирование (программа «Мой тест» можно скачать с официального сайта учителя физики и информатики Савенковой Л.С. по ссылке http://savenkova.nf-licey.edusite.ru/p2aa1.html). Тестирование проходит по принципу: эксперимент по теплоте - тестирование по электричеству и наоборот.

  2. Домашние заготовки.


Учащимся за неделю дано задание - подобрать или сочинить загадки о тепловых и электрических явлениях. По желанию идут выступления (бонусные баллы по 0,1)

Пример:

Он щелкнул раз — и свет погас. (Выключатель.)

Висит без дела днем, а ночью освещает дом. (Электрическая лампочка.)
Называется «патрон», но стрелку не нужен он. (Электропатрон.)
То назад, то вперед ходит-бродит пароход. Остановишь — горе: продырявит море (Утюг.)
Дом на ножках, посреди окошко. Засветится окно — появится кино. (Телевизор.)
В нашей кухне целый год Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник.)

К дальним селам, городам кто идет по проводам? Светлое величество! Это …
***

Белая звездочка с неба упала. Мне на ладошку легла - и пропала (снежинка)

Бел, да не сахар, ног нет, а идет (снег)

По городу дождик осенний гулял, зеркальце дождик свое потерял. Зеркальце то на асфальте лежит, ветер подует - оно задрожит. (лужа)

Летом бежит, зимой спит, весна настала - опять побежала. (вода в реке)

Плавится сталь, из котла валит пар - папа - рабочий, он - ….. (сталевар)

Я и туча, и туман, и ручей, и океан, и летаю, и бегу, и стеклянной быть могу! (вода)

Бел как мел, с неба прилетел. Зиму пролежал, в землю убежал (снег)

Что за звёздочки сквозные на пальто и на платке, все сквозные, вырезные, а возьмёшь - вода в руке? (снежинка)

Жил я посреди двора, где играет детвора. Но от солнечных лучей превратился я в ручей (снеговик)

Съела шесть горошин Нина, у неё теперь ангина (град)

В огне не горит, в воде не тонет (лед)

Забралась на карниз, нос повесила вниз. На ночь слёзы прячет, а на солнце плачет (сосулька)

Вечером родится, ночь живёт, утром умирает (роса)

  1. Подведение итогов урока.

Уважаемые коллеги, на сегодня все заявки, поступившие в наш исследовательский институт обработаны и удовлетворены в полном объеме. Поэтому, разрешите мне поблагодарить вас за работу и выдать заслуженную заработную плату (выставляются оценки). Приложение 3

Помните, что

Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.

Ученья корень горек, да плод сладок.

Леонардо да Винчи

Приложение 1


Повторение (электричество)

Ф.И.

I

U

R

Последовательное









Параллельное









Определение (формула)









Закон Ома



Оценка