Файл: Гербова Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 379

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


   Воспитатель продолжает: «В музыкальной комариной школе малыши-комары (их еще можно назвать иначе: вы – ребята, а они… (комарята), вы – ребятишки, а они… (комаришки)) исполняют сложные песенки. Например:

   За-за-за, зя-зя-зя– потерял я ферзя.

   Кто что потерял? Ферзь – это… (шахматная фигура). Значит, это шахматист потерял ферзя.

   Зя-зя-зя, за-за-за– прилетела стрекоза. (Дети повторяют чистоговорку.)

   Зю-зю-зю, зу-зу-зу– не дразните козу.

   Почему не стоит дразнить это рогатое животное?»

   Воспитатель дважды читает детям отрывок из стихотворения А. Прокофьева «На зеленой на лужайке»:


На
зеленойна лужайке
Заиграли
балалайки,
Загудела
дудочка,
Дудочка-погудочка.


   Педагог просит назвать слова со звуками з, зь. Поясняет, что в стихотворении три слова начинаются с этого звука.

   Воспитатель предлагает поиграть: «Я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука з, хлопните в ладоши». Педагог произносит следующие слова: заяц, кролик, черника, земляника, зеленый, синий, сиреневый, заря-заряница – солнцева сестрица.

   Воспитатель сообщает, сколько раз ошибся тот или иной ребенок. «В следующий раз будьте внимательнее», – советует педагог.

   В заключение он читает четверостишие:


Заря-заряница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.


   Воспитатель просит детей понаблюдать, будет ли сегодня вечерняя заря-заряница.
   Занятие 3. Заучивание русской народной песенки «Тень-тень-потетень»

   Цель.Помочь детям запомнить и выразительно читать песенку.

   Предварительная работа.Накануне выяснить, какие стихотворения помнят дети. Напомнить им стихотворения А. Барто (из цикла «Игрушки»: «Мишка», «Мячик», «Кораблик»), русские народные песенки «Пошел котик на торжок…», «Огуречик, огуречик…», «Пальчик-мальчик…»
   Ход занятия

   Воспитатель сообщает детям о том, что знает теперь, какие стихи они помнят.

   «Особенно приятно было слушать… – называет имена 3–4 детей. – Думаю, что и вам будет приятно послушать стихи в их исполнении».

   Дети (2–3 ребенка) читают стихи (по своему выбору).

   Воспитатель говорит детям, что знает русскую народную песенку, которую стоит запомнить, чтобы позже порадовать кого-нибудь из своих близких, «подарив» им чудесное стихотворение:


Тень-тень-потетень,
В огороде-то плетень.
В избе печка топится,
Бабушка торопится:
Она репу печет,
По тарелочкам кладет.
Кот к тарелке – скок!
Себе нос обжег.



   «Тень-тень-потетень, в огороде-то плетень?» – спрашивает воспитатель, предлагая ребятам повторить эти строки с утвердительной интонацией (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа).

   «В избе печка топится? Бабушка торопится?» – интересуется педагог.

   Затем читает первые шесть строчек и поясняет: «Если бабушка торопится и уже печеную репу по тарелочкам кладет, значит кто-то вот-вот придет обедать. Но первым прибежал… (кот).


Кот к тарелке – скок!
Себе нос обжег».


   Дети по очереди повторяют эти строки.

   Педагог читает стихотворение полностью. Затем приглашает к себе ребенка, предложив ему выбрать сверстника на роль кота.

   Первые две строчки произносят все дети. Далее текст читает вызванный ребенок, показывая как он раскладывает репу по тарелочкам (воображаемая ситуация). Другой ребенок, изображающий кота, прыгает к тарелке, трет обожженный нос и мяукает (обиженно или с негодованием).

   Потом дети меняются ролями.

   Если позволит время, можно еще раз разыграть сценку с участием других детей.
   Занятие 4. Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов – описаний игрушек

   Цель.Приобщать детей к восприятию поэтической речи. Продолжать учить рассказывать об игрушке по определенному плану (по подражанию педагогу).
   Ход занятия

   Воспитатель напоминает, что ранняя осень миновала и заканчивается второй осенний месяц: «Изменяется погода, большие изменения происходят в природе. И в стихах про осень появилась грусть, Послушайте…»

   Педагог читает стихотворения А. Пушкина «Уж небо осенью дышало» (отрывок из романа «Евгений Онегин»), А. Плещеева «Осень наступила». Интересуется, кому какое стихотворение понравилось. Обещает прочитать их еще раз в конце занятия или на прогулке.

   Воспитатель предлагает вниманию детей две разные по внешнему виду мягкие игрушки, например, двух чебурашек (кошечек, собак и т.п.).

   «Сегодня мы продолжим учиться рассказывать об игрушках, – объясняет воспитатель. – Я буду рассказывать об одной, вы – о другой. Выбирайте игрушку. Начинаем работать. Мой чебурашка – очаровательная игрушка. У него большие мягкие ушки, красивые черные грустные глаза. А что вы расскажете о чебурашке?»

   Дети, подражая педагогу, описывают свою игрушку.

   «Мой чебурашка сшит из гладенького темно-коричневого меха, а его мордочка – из бежевого меха. А ваш чебурашка?

   Мой чебурашка – такой трогательный, милый, что его хочется взять на руки и прижать к груди. А что вы можете сказать о своем чебурашке?»



   «Вы замечательно работали, – говорит педагог и предлагает детям поменяться игрушками. – Я буду рассказывать про вашего чебурашку, а вы про моего. Итак…»

   «Вот повезло нашим чебурашкам. Они так много интересного узнали и про себя, и друг про друга», – завершает педагог эту часть занятия.

   Затем читает стихотворение, понравившееся большинству детей. Если при оценке стихотворений мнения детей разделились, следует прочитать оба произведения.

   Ноябрь

   Занятие 1. Чтение сказки «Три поросенка»

   Цель.Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (пер. С. Михалкова), помочь понять ее смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка.
   Ход занятия

   «Сегодня я прочитаю вам сказку о трех поросятах. Эта английская сказка, а на русский язык ее перевел Сергей Михалков, – начинает занятие воспитатель. – Слушайте. Уму-разуму набирайтесь. Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

   Педагог читает сказку.

   «Итак, добры молодцы и красны девицы, чему-нибудь эта сказка вас научила?» – продолжает занятие педагог. Выслушивает ответы детей и обобщает их: «Лодырничать, надеясь, что что-то без труда получится, – плохая привычка. Воображать и хвалиться – тоже не годится. Вспомните, как перепугались поросята, удиравшие от волка: „От страха у них… (отнимались ноги), каждая щетинка… (дрожала), носы… (пересохли). Да еще и визжали на весь лес“.

   Воспитатель просит вспомнить, что в сказке говорится про волка. «С каким ревом ошпаренный волк вылетел из трубы? (С диким.) С крыши он… (скатился). Сколько раз волк перекувырнулся через голову?» (Четыре.)

   Если останется время, можно спеть вместе с детьми песенку Наф-Нафа:


Никакой на
свете зверь,
Хитрый
зверь, страшныйзверь,
Не откроет эту дверь.
Нет!


   Примечание.С детьми, которые не различают звуки си з, воспитатель повторяет песенку Наф-Нафа и просит назвать слова сначала с одним, потом с другим звуком (выделены курсивом).

   Педагог предлагает ребятам сосчитать, сколько раз в песенке повторяется словозверь, выясняет, чем отличаются слова зверьи дверь.
 Занятие 2. Звуковая культура речи: звук ц

   Цель.Упражнять детей в произнесении звука ц(изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука 
ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
   Ход занятия

   Воспитатель напоминает детям о том, что они учились различать похожие звукис, сь– з, зь. «Сейчас я проверю, не путаете ли вы их. Будьте внимательны, – говорит педагог. – Киска ест сметану из миски. Какой звук слышите? (Звук с.)

   „А недавно две газели позвонили и запели“ (Корней Чуковский „Телефон“), – педагог повторяет три последние слова и спрашивает: Какой звук встречается во всех этих словах?» (Звук з.)

   Воспитатель хвалит детей за умение различать звуки на слух.

   Затем спрашивает, любят ли дети загадки, и предлагает отгадать одну из них.


Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
(Ножницы)


   После того как дети отгадают загадку, воспитатель, слегка интонируя звук ц, произносит слова: кольца, концы, ножницы.

   «Какой звук я выделила голосом? – спрашивает педагог. – Этот звук тоже важно научиться произносить правильно и четко. Сначала давайте поцокаем, как белки:„Ц-ц-ц-ц“(хоровой и 3–4 индивидуальных ответа). А теперь позовем цыплят:„Цып-цып-цып“. И насыплем им зернышек. Пусть клюют.

   Цыплят заметила кошка Царапка. Как кошку зовут? „Сейчас я, – говорит Царапка, – цыплят цап-цап-цап“. Что сказала кошка? Скажите ей: „Царапка, не смей трогать и пугать цыплят!“ (Хоровой и индивидуальные ответы.) Царапка убежала. Цыплята ушли. Но появился мышонок. Сидит он, моет свою мордочку, моет без водицы и без мыльца, как мышонок из знакомой вам сказки:


А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца.


   Из какой сказки этот мышонок? Кто эту замечательную сказку написал?»(Самуил Маршак. «Сказка об умном мышонке».)

   Воспитатель просит повторить стихотворные строки так, чтобы в словах рыльце, водица, мыльцебыл слышен звук ц.

   Затем педагог предлагает поиграть. «Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук ц, хлопните в ладоши. Цапля… цокает… ходит… цветок… растет… цветет… цирк… приехал… цифра… пятерка». (Между словами воспитатель делает паузу, считая про себя до трех.)

   Педагог называет детей, которые спешили с ответами и проиграли.

   «В любой игре надо быть внимательнее, принимать решение самостоятельно, не ориентироваться на товарищей. Ведь у нас занятие, а это значит, что мы чему-то учимся, и возможны ошибки», – завершает занятие воспитатель.


   Примечание.В свободное от занятий время можно предложить детям запомнить четверостишие (из чешской поэзии, пер. С. Маршака):


Знаешь буквы А, Бе, Це?
Сидит кошка на крыльце,
Шьет штанишки мужу,
Чтоб не мерз он в стужу.


   Когда дети запомнят стихотворение, можно предложить им поиграть. Взрослый (или ребенок) произносит первую строчку, обращаясь к кому-либо из детей, а ребенок в ответ проговаривает остальные три строки стихотворения.

   Для индивидуальной работы с детьми можно использовать:

   • скороговорку: «Из соседнего колодца целый день водица льется»;

   • загадки:


Девица в темнице,
А коса на улице.
(Морковь)



Не зверь, не птица,
И нос, как спица.
(Комар)


   • страницу из рабочей тетради «Уроки грамоты для малышей. Средняя группа» (М. Мозаика-Синтез, 2006. – Тема: «Звук ц»).

   Детям, которые нечетко произносят звук ц, можно предложить проговаривать звуки ти ссначала медленно, потом быстро, на одном выдохе, слитно.
   Занятие 3. Рассказывание по картине «Собака со щенятами»[3]. Чтение стихов о поздней осени

   Цель.Учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть картинку. Приобщать детей к поэзии.
   Ход занятия

   Воспитатель утром, до занятия, вносит в группу картину и оставляет ее детям для самостоятельного рассматривания.

   При рассматривании картины дети обмениваются впечатлениями, успевают заметить многие детали.

   По просьбе педагога ребята придумывают, как можно назвать картину.

   «Вы рассмотрели картину и уже, должно быть, решили, как она должна называться», – начинает занятие педагог.

   Воспитатель выслушивает детей, корректирует их ответы, объясняет, что название картины не должно быть очень длинным, но и из короткого названия должно быть понятно, о чем эта картина.

   Педагог одобряет такие названия: «Собака и ее щеночки», «Собачий двор», «Про собачек» и т.п.

   Затем дает свое название: «Собака со щенятами». Поясняет, что можно сказатьсо щенками, а можно со щенятами.

   «Для того чтобы рассказ по картине получился интересный, без повторов, надо вначале рассказать все о собаке, потом – все о щенятах и, наконец, описать сам двор, – объясняет педагог. – Итак, внимание на собаку».

   Выслушав детей, воспитатель обобщает сказанное и дает образец рассказа. Затем он предлагает рассказать о щенках, задает уточняющие вопросы, исправляет ответы детей и т.п.