Файл: Гербова Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 380

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


   «А теперь надо описать двор, в котором живут собака и щенки», – подсказывает педагог. Он следит за тем, чтобы дети правильно обозначали пространственные ориентиры и уточняли, где это – там, тут(около, рядом, в, уи т. п.).

   Затем воспитатель составляет рассказ по картине, а детей просит проследить, не будет ли в нем повторов: «Я постараюсь избежать их. Сначала я расскажу о собаке, потом – о щенках, а позже – о дворе».

   Дети выслушивают рассказ педагога, затем рассказ ребенка (по желанию).

   Педагог сообщает детям, что подходит к концу последний месяц осени – хмурый и дождливый ноябрь и что стихи об этом времени года совсем иные, чем о ранней осени.

   Воспитатель читает стихотворение А. Майкова «Осенние листья по ветру кружат…» (или стихотворение А. Кольцова «Дуют ветры…»). Если останется время, следует прочитать стихотворение А. Блока «Зайчик».
   Занятие 4. Составление рассказа об игрушке. Дидактическое упражнение «Что из чего?»

   Цель.Проверить, насколько у детей сформировано умение составлять последовательный рассказ об игрушке. Поупражнять детей в умении образовывать слова по аналогии.
   Ход занятия

   «На предыдущих занятиях мы учились составлять рассказы об игрушке, – напоминает воспитатель. – Давайте проверим, как это у вас получится без моих подсказок».

   Педагог ставит перед детьми несколько игрушек: куклу, медвежонка, чебурашку и т. п.

   «Не забыли, как мы рассказывали? – интересуется воспитатель. – Вспомните рассказ про неваляшку – красивую, нарядную, веселую игрушку».

   Педагог по очереди вызывает детей, которые выбирают игрушки и составляют рассказы. Если какая-то игрушка окажется невостребованной, можно обратиться к ребенку примерно так: «А Хрюша так мечтал, чтобы про него рассказала Арина! Неужели откажешь ему?!»

   «Осень подходит к концу. Холодно, дождливо. Но мы не горюем. Наслаждаемся дарами лета и осени. Пьем соки, компоты. Едим варенье, джемы. Кто какие соки любит?» – спрашивает воспитатель.

   Выслушав ответы детей, уточняет: «Апельсиновый сок – из апельсинов, яблочный… (из яблок), грушевый… персиковый… вишневый… сливовый…»

   Варенье из черники… (черничное), брусники… ежевики… малины… абрикосов…»

   Примечание.Вне занятий полезно поиграть с детьми в игру «Кафе-мороженое». Воспитатель выбирает двоих детей на роли официантов и сообщает им и будущим посетителям кафе, что выбор мороженого, соков, джемов – самый разнообразный.


   Педагог учит детей вежливым формам обращения к посетителям: «Вам мороженое? Шоколадное, сливочное, фруктовое? С джемом, с медом? С каким джемом? Если нужен сок, его продают рядом», и т.п.

   Декабрь – январь – февраль


   С русскими народными песенками, рекомендованными для чтения в зимние месяцы, детей можно познакомить следующим образом. Например, песенку «Сидит, сидит зайка…» можно включить в подвижную игру.


Сидит, сидит зайка,
Сидит зайка серый.
Под кустом, под кустом.


   Педагог читает стихотворение, указывая на присевшего под кустом ребенка.



   Игра повторяется. Теперь роль зайчика исполняет другой ребенок. Его выбирает воспитатель или ребенок, исполнявший роль зайца. Зайчика можно выбрать и с помощью считалки.


Раз, два, три, четыре, пять.
Вышел зайчик погулять.
Вдруг охотник выбегает,
Прямо в зайчика стреляет.
Пиф! Паф! Не попал.
Серый зайчик ускакал.



Шла машина темным лесом
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву
С.

   Воспитатель дотрагивается до ребенка, а дети называют его имя (до тех пор, пока не встретится имя, начинающееся со звука с).


Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть.
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.


   Русская народная песенка «Ножки, ножки, где вы были?» тоже представляет собой игру-диалог с движениями-импровизациями.


– Ножки, ножки, где вы были?
– За грибами в лес ходили.
– Что вы, ручки, работали?
– Мы грибочки собирали.
(Дети «срывают», «срезают» грибы.)
– А вы, глазки, помогали?
– Мы искали да смотрели,
(Дети оглядывают пенечки, наклоняются.)
Все пенечки оглядели.


   Песенки «Кот на печку пошел…», «Сегодня день целый!..» следует неоднократно читать детям как присказки. Отдельные строчки из этих песенок можно включать в занятия по звуковой культуре речи при решении самых разных задач. Например:


По болоту
босиком
Кулик ходит с
посошком.(Закрепление слов со звуком с).
Кот на печку
пошел,
Горшок каши нашел.
(Закрепление произнесения звука ш в словах.)

   Песенка «Пальцы» (из немецкой народной поэзии, в пересказе Л. Яхнина) помогает детям запомнить, как называется тот или иной палец. Если при чтении песенки педагог держит ребенка за руку, массирует его пальчики, то малыш получает от этого и пользу, и удовольствие.


Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний палец – самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик,
Господинчик,
В землю косточки сажает.



   Перед сном следует читать детям спокойные, не будоражащие их воображение произведения, например, стихотворения И. Сурикова «Зима», С. Есенина «Поет зима – аукает…», Ю. Мориц «Дом гнома, гном дома»; главы из «толстых книг» российских и зарубежных писателей (А. Милн «Винни-Пух и все-все-все», пер. с англ. Б. Заходера; Н. Носов «Приключения Незнайки и его друзей»; Э. Блайтон «Знаменитый утенок Тим», пер. с англ. Э. Паперной; Т. Энгер «Приключения в лесу Елки-на-Горке», пер. с норв. Л. Брауде)[4].

   Общение с детьми перед сном желательно завершить чтением колыбельных. Например:


Колыбельная(в сокр.)
Я сейчас начну считать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Только кончу я считать,
Все давайте спать! Спать!
По дорогам ходит сон —
Раз, два, три, четыре, пять.
Всем приказывает он:
Спать, спать, спать, спать…

А. Введенский


   Или:


Уж ты, галочка…(в сокр.)
Уж ты, галочка,
Трепыхалочка,
Голохвосточка,
Белокосточка.
Помоги как-нибудь
Ты Никитушке (Аленушке, Николеньке и др.) уснуть.

Н. Крандиевская


   Произведения, заставляющие детей переживать вместе с героями (К. Ушинский «Бодливая корова» и др.), или от души смеяться над услышанным (С. Маршак «Багаж», Л. Пантелеев «На море» и др.), целесообразнее читать перед выходом на дневную или вечернюю прогулку.

   В удобное для детей и воспитателя время следует проводить индивидуальные занятия, помогая дошкольникам освоить материал того или иного раздела программы (например, выполнить задания из рабочей тетради «Уроки грамоты для малышей»; помочь запомнить стихотворение; рассмотреть рисунки в книге и рассказать о рисунке, который понравился, и т. д.).

   Дети уже освоили многие культурно-гигиенические навыки, но далеко не всегда выполняют их так, как хотелось бы взрослым. И в этом случае может помочь поэзия:


Петя и слова(в сокр.)
Если руки мыли ВЫ,
Если руки моем МЫ,
Если руки моешь ТЫ,
Значит руки ВЫ-МЫ-ТЫ.

В. Лифшиц


   Наряжая елку, можно помочь детям запомнить следующее стихотворение:


Мы нарядим елку(в сокр.)
Мы нарядим елку
У себя в саду.
Мы зажжем на елке
Красную звезду…
Солнечные блики
Вспыхнут, как цветы.
У людей хорошие
Сбудутся мечты.

Пер. с чувашского Ю. Кушака В. Давыдов-Анатри


   Детям пятого года жизни следует рассказывать о Российской армии
, о том, как почетно быть воином, охранять нашу огромную страну.

   Дошкольники с удовольствием слушают стихотворение «Февраль» С. Маршака:


Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко.
Змейкой мчится по земле
Легкая поземка.


Поднимаясь, мчатся вдаль
Самолетов звенья.
Это празднует февраль
Армии рожденье.

Декабрь

   Занятие 1. Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк»

   Цель.Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова), помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения.

   Предварительная работа.Накануне в уголок книги на видное место следует поместить иллюстрированное издание сказки. Если возникнет необходимость, обратить на нее внимание детей, попросить рассмотреть рисунки, догадаться, о ком эта сказка.
   Ход занятия

   Воспитатель показывает детям книжку и интересуется, кто что хочет рассказать о ней. Выслушивает ответы детей, задает наводящие вопросы.

   «„Лисичка-сестричка и волк“ – очень известная русская сказка. – продолжает разговор педагог. – Ее знают ваши родители, дедушки, бабушки».

   Читает сказку.

   Потом выясняет у детей, что они могут сказать про волка, про лису; почему все-таки эту плутовку и обманщицу называют так ласково: лисичка-сестричка.

   Педагог предлагает детям разыграть заключительную беседу лисы с волком. Воспитатель вызывает исполнителей на эти роли.

   Воспитатель. Едет лиса на волке (один ребенок держится за другого) да потихоньку и приговаривает…

   Лиса. Битый небитого везет, битый небитого везет!

   Волк. Что ты, лисонька, говоришь?

   Лиса. А я, волчок, говорю: битый битого везет.

   Волк. Так, лисонька, так.

   Воспитатель. Довез волк лису до ее норы, соскочила она, спряталась в нору, а сама над волком…

   Зрители. Смеется-посмеивается.

   Отрывок разыгрывается еще раз с участием других исполнителей.
   Занятие 2. Чтение и заучивание стихотворений о зиме

   Цель.Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.
   Ход занятия

   Воспитатель выясняет у детей, какое сейчас время года, как называется первый и два последующих зимних месяца.

   Педагог читает 3–4 стихотворения о зиме, например: А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», И. Сурикова «Зима» (в сокр.), С. Дрожжина «Улицей гуляет…», Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором…». Затем интересуется, кому какое стихотворение понравилось. (Дети объясняют. Запомнить названия стихотворений им пока не по силам.)