Файл: механика промысла кальмара бартрама бортовым подхватом в южнокурильской подзоне.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Способ лова кальмара подхватывающей ловушкой изображен на рисунке 12.
Рисунок 12 – Способ лова кальмара подхватывающей ловушкой.
Для осуществления лова кальмара описанным способом и описанной подхватывающей ловушкой судно ложится в дрейф. Ловушку устанавливают на глубину 80-100 метров. На судне включают все световое оборудование с обоих бортов. Кальмар при таком освещении формируется в скоплении в тени под килем судна. Как показали исследования, кальмар не имеет реакции на свет, он даже боится светового пятна, но он точно знает, что в световом пятне собирается рыба. Кальмар охотится за нею, выскакивая из тени и хватая рыбу только снизу, так как рыба снизу хорошо просматривается в виде черных полосок на фоне освещенного зеркала воды, но сам кальмар остается незаметным для рыбы.
В расчетное время с начала замета все световое оборудование выключают, а само судно с помощью подруливающего устройства или маневром "вперед-назад" смещают в левую сторону с места, на котором оно стояло. Одновременно поднимается и ловушка, причем с таким расчетом, чтобы кальмар, находящийся под килем судна на первом месте его стоянки, был подхвачен ловушкой. Описанный способа лова кальмара значительно производительнее известных способов лова кальмара.
Бортовая ловушка работает следующим образом (рисунок 13).
Рисунок 13 – Бортовая ловушка.
Прежде всего ловушку оснащают. Для этого на ее верхней и боковых подборах размещают неводные поплавки, причем в таком количественном соотношении, чтобы подъемная сила поплавков, размещенных на боковых подборах, всегда превышала подъемную силу поплавков, размещенных на верхней подборе, как минимум с три раза.
Подхватывающая ловушка не имеет жестких элементов, а для ее установки не требуются какие-либо жесткие промысловые устройства.
Оснащение ловушки поплавками в таком количественном соотношении полностью обеспечивает ее раскрытие в подводном положении, и что особенно важно, при выполнении операции выборки ловушки из глубины и охвата скопления гидробионтов. Поплавки в данном случае выполняют роль как бы жестких элементов и не допускают складывания ловушки в процессе ее постановки и выборки.
Кроме того, ловушка оснащается двумя угловыми грузами. Их суммарная масса должна быть как минимум в 1,2 раза больше, суммарной подъемной силы всех поплавков ловушки. Это необходимо для придания ловушке отрицательной плавучести и выполнения операции постановки ловушки на заданной глубине. Поплавки, угловые грузы и ваера в заявленной ловушке выполняют функцию промыслового устройства, являясь в тоже время конструктивными элементами ловушки.
Перед постановкой ловушку готовят к работе. Для этого ее укладывают на палубе судна вдоль рабочего борта в следующем порядке: два угловых груза 7, один из которых располагают у носового блока, а другой у кормового блока; нижнюю подбору 2; сетную часть 4 с боковыми подборами 3; верхнюю подбору 1 и сливной мешок 13. Затем ваера 8 пропускают через стяжные кольца 9, прикрепляют к огонам нижних углов ловушки, а к их концам подвешиваются угловые грузы 7. Другие, свободные концы ваеров 8 заводят на барабаны лебедки, а свободный конец троса 5 крепят к соединительной скобе 6 и ловушка готова к работе.
Постановку ловушки выполняют только с рабочего борта судна. Для этого грузовой стрелой опускают за борт верхнюю подбору 1 вместе со сливным мешком 13, затем сетную часть 4 с боковыми подборами 3 и нижнюю подбору 2 с угловыми грузами 7. Опустив таким образом ловушку в воду, включают лебедку и стравливают ваера 8. Ловушка увлекается угловыми грузами 7 на заданную глубину, расправляется под воздействием подъемной силы поплавков и сопротивления воды от дрейфа (или хода) судна и находится в готовом к подъему положении до момента окончания процесса уплотнения скопления гидробионтов у рабочего борта судна. С окончанием процесса уплотнения ловушку выбирают, поднимая нижнюю подбору 2 с угловыми грузами 7 за два ваера 8 с такой скоростью, чтобы на поверхности воды все подборы ловушки появились одновременно. Подъем ловушки осуществляется не только за ваера 8 лебедкой, но и за счет подъемной силы поплавков 10. Скорость выборки ваеров 8, а стало быть и ловушки, задается с учетом подъемной силы поплавков, размеров ловушки и других факторов, т. е. скорость выборки ловушки определяется расчетным или устанавливается опытным путем.
Как только ловушка всплывет и подхватит скопление гидробионтов у борта судна, угловые грузы 7 стопорят, отсоединяют от скобы 6 нижней подборы конец троса 5, заводят его через силовой блок грузовой стрелы на лебедку. Включив лебедку, ловушку за трос 5 поднимают на грузовую стрелу. При подъеме ловушки грузовой стрелой улов в сетной части 4 смещается в сторону сетной стенки и сливается в сетные мешки 18 каплерного транспортера 15. Как только последний занимает положение над палубой, приступают к выливке улова из его сетных мешков 18. Закончив эту последнюю операцию, приступают к подготовке ловушки к следующему замету.
Сливной мешок 13 ловушки используется только при лове рыбы судами, снабженными кормовыми слиппами. На этих судах после подъема ловушки на поверхность переводят носовой ваер в корму к кормовому блоку и оба ваера фиксируют. Затем судно дает малый ход вперед и за счет движения судна весь улов сгоняют в сливной мешок 13. В тоже время свободный конец троса 5 для подъема ловушки на палубу заводят на барабан лебедки или иного грузоподъемного механизма, с помощью одного из них сливной мешок 3 с уловом по слиппу затягивают на палубу и выливают улов из кутка. Это последняя операция и после нее ловушку вновь готовят к замету.
Такое конструктивное решение подхватывающей ловушки позволило обеспечить осуществимость способа лова гидробионтов, повысить производительность лова и расширить область его применения, а также механизировать наиболее трудоемкие операции в процессе лова гидробионтов и снизить общие энергозатраты.
Безопасность труда
На судне типа Восток-2 все промысловые операции и расстановка для их выполнения членов судового экипажа проводится в соответствии с действующими для данного типа судна и вида лова «Промысловыми расписаниями», которые составляются с учетом обеспечения выполнения промысловых операций безопасными приемами и методами.
Члены промысловой команды, и впервые работающие на судне, без отрыва от работы под руководством и непосредственным наблюдением квалифицированного работника проходят практическое обучение безопасным приемам и методам труда.
Вновь поступивший на судно допускается к работе только после прохождения первичного инструктажа на рабочем месте по технике безопасности и обучению безопасным методам и приемам работ.
Начальник промысловой команды проводит повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца независимо от опыта, стажа работы и квалификации членов промысловой команды.
Внеплановый инструктаж проводят при любых изменениях в технологии работ, в конструкциях оборудования или при изменении рабочих мест, а также с лицами, допустившими нарушение правил и инструкций по технике безопасности.
Обеспечение безопасности при ведении промысла кальмара бортовой ловушкой.
Все промысловые операции и расстановка членов промысловой команды производятся в соответствии с «Промысловым расписанием» для судна при ловле кальмара бортовой ловушкой.
Взаимное расположение промыслового оборудования на судне обеспечивает свободный доступ к ним, удобную и безопасную эксплуатацию и ремонт.
Обеспечение конструктивной безопасности оборудования реализуется следующим образом: безопасные контуры оборудования достигаются устранением острых граней, углов, наплывов, устранением или закрытием острых частей на высоте, ограждение опасных зон, движущихся частей оборудования и тросов; блокировки, предотвращающие доступ в опасные зоны; безопасность и удобство управлением оборудования достигается размещением органов управления в безопасных и удобных зонах, безопасной конструкцией органов управления; сигнализация при опасных ситуациях обеспечивается предупредительной и аварийной сигнализацией; использования цвета, знаков включает сигнальные цвета распознавания,
знаки безопасности, надписи (предупреждающие, указывающие, запрещающие).
При эксплуатации промыслового оборудования уровень шума превышает санитарные нормы (выше 80 дБА) и затрудняет передачу голосовой информации членам промысловой команды. Основным источником шума в этих условиях является вибрация, излучаемая при работе промысловых механизмов. Основной мерой защиты от вибрации является виброизоляция. Виброизоляция механизмов осуществляется главным образом посредством амортизаторов, а также эластичного крепления путем помещения упругих прокладок (пружины, резина) между источником вибрации и фундаментом. Установка механизмов на амортизаторы позволяет уменьшить передачу звуковой энергии на фундамент.
При ловле бортовой ловушкой запрещается:
1. Находиться возле рабочего борта во время спуска и подъема ловушки и во время лова.
2. Переходить через ваера, пролезать под ними, прикасаться к ним частями тела, использовать их в качестве опоры.
При подъеме ловушки и выливки улова запрещается:
1. Становиться на сетные части и оснастку ловушки.
2. Находиться на промысловой палубе во время выборки ваеров, подъема сетной части ловушки и мешка с уловом на палубу.
3. Находиться в рыбных карманах в момент выливки в них улова.
4. Выливать улов из мешка без дележки, если вес улова больше разрешенной грузоподъемности грузовых устройств.
5. Находиться на мешке с рыбой в момент его подъема.
6. Находиться на пути движения мешка при его перемещении грузовыми устройствами для выливки улова.
Обеспечение электробезопасности освещения промысловой палубы, защита от электрических полей.
Опасность поражения электрическим током во многом зависит от характера помещения, в котором работают или находятся люди.
На данном виде судна промысловая палуба относится к помещениям с повышенной опасностью. На палубе по обеим бортам и на корме установлены светильники. Кабель, подходящий к светильникам проложен таким образом, чтобы исключить возможность его повреждения. Лампы светильников заключены в футляр – арматуры из изоляционного материала с прорезью для светового сигнала.
Для обеспечения безопасной эксплуатации электрических установок предусмотрены также многие другие меры, в том числе диэлектрические покрытия, маты и дорожки у электрощитков, запирание двери электрощитков, транспортных и других помещений, особенно опасных с точки зрения поражения электрическим током.
Мероприятия по предотвращению загрязнения моря с судов.
Судовые отходы, являющиеся одним из источников загрязнения морской среды, можно разделить на две подгруппы. Первая подгруппа – собственно сточные воды. Это стоки и прочие отходы из туалетов и раковин. Вторая подгруппа – хозяйственно-бытовые. Это стоки из умывальников, из моек и оборудования камбуза и других помещений.
Для предотвращения загрязнения мусором водной поверхности каждое судно должно обязательно иметь специальное оборудование – это устройство для сбора мусора либо устройство его обработки или сжигания.
Для сбора и хранения мусора на судне требуются соответствующие площади и объемы. Накопленный мусор передается на берег или на плавучие сборники.
За выбросы вредных веществ в атмосферу и сбросы вредных веществ в водные объекты предприятие производит выплаты величина которых рассчитывается в зависимости от расхода топлива.
6 РАСЧЕТНЫЙ ЛИСТ
Техническое задание на разработку орудия рыболовства
Тип судна: Восток-2
Объект промысла: кальмар Бартрама
Район промысла: Южно-Курильская подзона
Глубина: 80-100 м.
Тип орудия лова: подхват бортовой
Разработка орудия рыболовства
Разработка и расчет бортового подхвата произведенна по следующей методике.
Определение размера ячеи.
Определение минимального шага ячеи, amin, мм
(6.1)
где Na – периметр кальмара, мм Na = 25
- удлинение капрона при натяжении
= 20%
Определение максимального шага ячеи, amax, мм
(6.2)
где Nв – максимальный периметр кальмара, Nв = 50 мм
Определение оптимального шага ячеи, опт, мм
aопт = ; (6.3)
где аопт оптимальный шаг ячеи, мм
аопт =
принимаем aопт = 10 мм
Определение размера ячеи по длине кальмара.
Введем расчетный параметр К;
Коэффициент, который характеризует форму тела кальмара и материал сетного полотна