Файл: Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МОУ «Николаевская средняя школа»
Открытый урок
по русскому языку
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне
3 класс
Выполнил:
учитель начальных классов
Тетюшкина Е.С.
САРАНСК 2018
Учебный предмет: русский язык
класс: 3
Тема: ПРАВОПИСАНИЕ СЛОВ С НЕПРОИЗНОСИМЫМИ СОГЛАСНЫМИ В КОРНЕ
Педагогические цели | Создать условия для ознакомления с правилом написания слов с непроизносимым согласным в корне, формирование умения проверять изучаемые орфограммы |
Тип урока | Урок постановки и решения учебных задач |
Планируемые результаты (предметные) | Овладевают основами грамотного письма, применяют знания фонетического материала при использовании правил правописания, подбирают однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в слове, применяют правила орфографии и пунктуации в процессе выполнения письменной работы |
Личностные результаты | Проявляют интерес к языковой деятельности, познанию русского языка |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные: самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выпол-нения учебных заданий; составляют простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении лингвистической задачи. Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; овладевают способом решения учебной задачи, планируют свои действия для решения задачи. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи |
Основное содержание темы, понятия и термины | Орфограмма и орфографическое правило «Непроизносимые согласные в корне слова»; морфема, проверочное слово; орфографический словарь |
Образовательные ресурсы | 1. Учебник, рабочая тетрадь. 2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Сравни написание и произношение. URL: school-collection.edu.ru |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (осуществляемые действия) | Формируемые умения (формируемые УУД) | |
1 | 3 | 4 | 5 | |
I. Организацион- ный момент. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изученного материала. Приветствует учащихся, проверяет готов- ность класса и оборудования; эмоционально настраивает на учебную деятельность. Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Все ль на месте? Все ль в порядке: Книжки, ручки и тетрадки? Есть у нас девиз такой: Все, что надо, под рукой! -С каким настроением вы сегодня пришли на урок русского языка? - Я очень рада, что некоторые из вас пришли на урок с весёлым, приподнятым настроением, а другие настроены поработать серьёзно. Главное, нет грустных. -Мне бы хотелось, чтоб и сейчас, и, особенно, после урока на ваших лицах светились радостные улыбки, говорящие о том, что урок прошёл не зря. -А сейчас открываем тетради, записываем число и классная работа. Не забывайте следить за своей тетрадью, она должна лежать под наклоном , и за своей осанкой. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Дети сигнализируют карточками с изображением настроения. Дети открывают тетради, записывают число и классная работа. Следят за своей тетрадью и осанкой. | Л – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя | |
II. Проверка домашнего задания. | – Прочитайте предложения. Назовите слова с пропущенными буквами, объясните свой выбор написания | Читают предложения из домашнего упражнения. Объясняют орфограммы. Также может быть проведена выборочная проверка домашней работы | Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы | |
III. Актуализация знаний. | - Спишите, вставьте пропущенные буквы, устно подбирая проверочные слова. У..кий, оши...ка, к..пал, ча..ка, см..треть, зу..ки, з..лёный, в..рить, тетра..ка, к..рмушка, д..л..ко, тра..ка, кре..кий, лягу..ка. - Проверьте, так ли вы выполнили работу. - Оцените свою работу. | Дети работают в тетрадях, затем один ученик выходит к доске, вставляет пропущенные буквы , объясняет орфограммы, устно подбирая проверочные слова. Сравнивают свою работу с эталоном и выставляют себе оценку на полях тетради карандашом. | Пр. – применяют изученные ранее правила правописания. |
Продолжение табл.
1 | 3 | 4 | 5 |
IV.Самоопределение к деятельности. (Создание проблемной ситуации) | – Отгадайте загадки, отгадки запишите в тетрадь. Из карманов у Аркашки Вечно сыплются … (бумажки). Отгадать легко и быстро: Мягкий, пышный и душистый, Он и черный, он и белый, А бывает подгорелый. (Хлеб.) Капризные сандалии Однажды мне сказали: Боимся мы щекотки Сапожной строгой … (щетки). День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук. (Сердце.) Шубка – иголки, Свернется он – колкий, Рукой не возьмешь. Кто это? (Ёж.) – Нет ли среди этих слов лишнего? (Сердце.) ---Почему это слово лишнее? (В нем нет изученных ранее орфограмм-парные согласн.) – Какая орфограмма в слове «сердце»? Пока сложно ответить на этот вопрос. | Слушают загадки, записывают отгадки, находят в словах-отгадках орфограммы, обозначают их и объясняют условия выбора. На обратной стороне доски задание выполняет один ученик. После завершения работы он открывает доску и объясняет орфограммы. Дети сверяют свои записи с записями на доске. Решают проблемную ситуацию. Понимают недостаточность имеющихся знаний. | Пр. – применяют изученные ранее правила правописания. П – осознают познавательную задачу, решают ее самостоятельно. Р – контролируют процесс и результаты своей деятельности с учебным материалом, вносят необходимые коррективы. К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи |
Продолжение табл.
1 | 3 | 4 | 5 |
| – Сколько звуков и сколько букв в этом слове? – Почему звуков меньше чем букв? (Один звук не произносится-звук д) -Какой это звук, гласный или согласный? -А в какой части слова находится этот звук? (В корне слова). – Звук, который не произносится, называется непроизносимым. -Сформулируйте тему урока. Именно о словах с таким звуком (словах с непроизносимым согласным) мы с вами будем сегодня говорить. | Выясняют значение термина «непроизносимые согласные» 1.Непроизносимые согласные в корне слова. 2.Правописание слов с непро- износимым согласным звуком в корне. Читают тему урока по учебнику с.117. | |
V. Постановка учебной задачи | – Тему урока вы определили. -Теперь попробуйте сформулировать, чему вы должны научиться на уроке | Слушают учителя, предлагают свои формулировки цели деятельности на уроке. | Р – принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
VI. Работа по теме урока. 1)Наблюдение над произношением и написанием слов с непроизносимым согласным (учебник, упр. 223- устно). | – Прочитайте слова с непроизносимыми согласными в корне (учебник, с.117 упр.223). – Что вы слышите на месте выделенных сочетаний букв? – Какие звуки не произносятся? (Пишется слово праздник, а мы говорим празник, звук д не произносится и т.д.) – Ознакомьтесь с теоретическим материалом о непроизносимом согласном. -Послушайте информацию с электронного приложения к учебнику (Анимация: под цифрами 1,2,3). (Или прочитать сведения о непроизносимом согласном в учебнике (с. 117). | Выполняют упр. 223 учебника, производят устный частичный фонетический разбор слова; знакомятся с теоретическим материалом учебника, с электронного приложения к учебнику, извлекают необходимую информацию и, опираясь на неё, отвечают на вопросы учителя. | Пр. – применяют знание фонетического материала при использовании правил правописания. П – воспринимают смысл читаемых текстов, выделяют существенную информацию из текстов; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их |
Продолжение табл.
1 | 3 | 4 | 5 |
Чтение сведений о непроизносимом согласном (с. 117) 2). Наблюдение над особенностями произношения непроизносимого согласного в проверяемом и проверочных словах (учебник, упр. 225). Работа с правилом в учебнике | – Когда в корне может быть непроизносимый согласный звук? (Когда в слове встречаются сразу 3 или 4 согласных звука вместе). -Почему он назван непроизносимым? (Потому что мы его не произносим). - Как проверить написание слов с непроизносимым согласным звуком в корне? (Нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо). – Найдите упр. 225. Внимательно прочитайте задание упражнения. Ответьте на вопросы: -В словах какого столбика есть непроизносимый согласный звук? ( В словах 2 столбика). – В какой значимой части слова находится изучаемая орфограмма?( В корне слова). -Слова какого столбика будут проверочными для слов с непроизносимым согласным звуком? (Слова 1 столбика). -Почему? (Потому что в этих словах согласный звук произносится отчётливо). – Спишите в тетрадь пары слов, обозначьте новую орфограмму и выделите корень. Проверка. | Читают задание упражнения, отвечают на вопросы. Письменно выполняют задание в тетради. Один ученик выполняет у доски. Делают попытки сформулировать правило написания непроизносимого согласного. Сверяют свои формулировки с правилом в учебнике. | существенных и несущественных признаков; строят несложные рассуждения, делают выводы, формулируют их. Р – выполняют действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в учебнике. К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи. Пр. – владеют орфографической зоркостью; находят в словах непроизносимые согласные и умеют применять орфографическое правило. П – составляют простейшие инструкции при решении лингвистической задачи. Р – учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения. |
VII.Физкульт –минутка. | А теперь, ребята, встали! И на месте зашагали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело! | Выполняют движения по тексту под руководством учителя | Л – осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни |
VIII. Продолжение работы по теме урока. 1). Работа по учебнику (правило с. 119) 2). Формирование умения соотносить букву, обозначающую непроизносимый согласный, в прове- ряемом и проверочном словах . Задание из электронного приложения к учебнику. 3) Выполнение заданий в рабочей тетради (с.62 №156). | -А теперь продолжаем работать по теме урока. -В русском языке есть слова, в корне которых нет непроизносимого согласного звука, но может показаться, что такой звук есть. -Как быть в таких случаях? -Давайте прочитаем правило в учебнике на с.119 (один ученик читает вслух). -Как убедиться, что в словах нет непроизносимого согласного звука? (Для этого нужно заменить слово однокоренным так, чтобы после согласного был гласный). -Давайте закрепим полученные сведения и выполним очень интересное задание из электронного приложения к учебнику. Поможем братьям лосям спуститься на землю, правильно выполнив задание (распределим мешочки по корзинам). Только с вашей помощью они смогут это сделать. Разделите слова на 2 группы:1) слова, где пропущено буквосочетание СН (то есть нет непроизносимого согласного звука; 2) слова, где пропущено буквосочетание СТН (имеется непроизносимый согласный звук); Правильно подбирайте проверочные слова. МЕ______ЫЙ ОПА____ЫЙ НЕНА____ЫЙ ИНТЕРЕ_____ЫЙ ЧУДЕ_______ЫЙ ДОБЛЕ______ЫЙ ВКУ_____ЫЙ ТРО_____ИК -Прочитайте задание. -Что нужно сделать в этом упражнение? (К каждому слову подобрать и записать однокоренное имя прилагательное. Подчеркнуть в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук). Проверка. | Дети затрудняются ответить. Понимают недостаточность имеющихся знаний Читают правило в учебнике с.119. Устно выполняют задание. Читают слова, вставляют пропущенные буквы, объясняют выбор написания. Выполняют задание в рабочей тетради. | Пр. – владеют орфографической зоркостью; применяют знание фонетического материала при использовании правил правописания. Р – овладевают способами решения учебной задачи; выполняют учебные действия в громкоречевой и умственной форме. П – ориентируются на возможность решения отдельных лингвистических задач. Р – учитывают правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; оценивают свои достижения, осознают способы преодоления трудностей. |
Окончание табл.
1 | 3 | 4 | 5 |
IХ. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | -А сейчас проведём игру «Поймай своё слово» и проверим сами себя как усвоили тему урока. Вариант 1 записывает слова, в которых пишется непроизносимый согласный звук. Вариант 2 записывает слова, в которых не пишется непроизносимый согласный звук. Ненастный, ужасный, известный, солнце, интересный, сердце, прекрасный, ясный, местный. (Проверка) Молодцы! – Закончите предложения: • Урок помог мне… • Для меня было сложным… • Мне понравилось… -ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА УРОКЕ с помощью сигнальных карточек: красный цвет – вы поняли тему урока, правильно выполняли задания, активно работали на уроке; синий цвет – вы поняли тему урока, но немного сомневались при выполнении заданий, допустили небольшие ошибки. Значит, нам есть ещё над чем поработать на следующем уроке. | Записывают слова в тетрадь по вариантам, объясняют свой выбор слов. Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока. | Р – открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке. |
Х. Подведение итогов урока. | - Как проверить написание слов с непроизносимым согласным в корне слова? (Нужно подобрать такое однокоренное слово, в котором этот согласный произносится отчётливо). - Молодцы! Я поздравляю каждого из вас, вы поднялись ещё на одну ступеньку знаний вверх. -А теперь после напряжённой работы, покажите какое у вас настроение. -Я рада, что и к концу урока у вас хорошее настроение. Значит, урок прошёл не зря. Завершается урок. Он пошёл ребятам впрок. Постарались всё понять. Учились знания открывать. Ответы полные давали И на уроке не зевали. -Спасибо всем за урок. | Повторяют правило написания непроизносимого согласного в корне слова. | К – строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи. |
ХI. Домашнее задание. | -Запишите домашнее задание: (учебник с. 119 упр. 227) Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи | Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. | Р – принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития. |