Файл: Доклад Молодежь как объект исследования гуманитарных наук социологии, психологии, демографии, культурологии, политологии и др.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 110

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию по образованию

«Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ)»

СПб ГУТ)))




Социология

Доклад

Молодежь как объект исследования гуманитарных наук:
социологии, психологии, демографии, культурологии, политологии и др.


Выполнили:
Студенты группы ФП-21

Третьяков Максим Ильич
Завьялов Антон Юрьевич

Научный преподаватель:

Недосека Елена Владимировна

Санкт Петербург

2023

1)Несмотря на то, что понятие «молодежь» является широкоупотребительным, корректность использования этого термина в научных исследованиях до сих пор подвергается сомнению. Очевидным представляется выделение молодежи, как особой группы, отличающейся от других определенными возрастными характеристиками, при этом возрастной диапазон аргументируется не только хронологическими рамками, но и общественным положением и социальным статусом. Считается, что началом молодости (концом детства) является момент, когда в организме человека завершаются физиологические и психические процессы, связанные с половой зрелостью; а концом молодости – момент, когда молодой человек полностью вступает в положение взрослого.

2)Английский ученый Саймон Фрис предложил свой подход к выделению молодежи, а именно: рассмотрение социального контекста состояния молодости, как процесса перехода от детства к взрослости. В его представлении, основными направлениями изменений от детства к взрослости являются: переход от зависимости – к независимости и от безответственности – к ответственности.

3)Одним из первых на специфические социальные черты молодежи обратил внимание немецкий социолог Карл Мангейм (1893–1947). Он считал, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).


4)Выделение молодежи, как самостоятельной социальной группы для социологического анализа, связано было, по мнению ряда ученых (Т. Парсонс, М. Брейк, Х. Пилкингтон) не только с всплесками общественно политических движений, но и с процессами индустриализации. Вместе с бурным развитием городов и массовыми переселениями, появились и первые симптомы «молодежи, как проблемы». Молодежь не просто стала видимой, но и начала открыто угрожать спокойствию и безопасности населению растущих городов.

5)Во второй половине ХХ в. исследования молодежной проблематики в основном сводились к выделению особой молодежной субкультуры. Так в рамках функционализма молодежь рассматривалась как носитель культуры, призванной решить определенные проблемы, возникшие в результате послевоенных изменений в американском обществе, прежде всего, в результате индустриализации. Именно в этот период появляется понятие «тинэйджер» (буквально подросток потребляющий).

6)Для социологов, придерживающихся функционалистских традиций, самым важным в молодежной культуре были «коды» поведения и одевания (панки, хиппи и другие течения). Так. Т. Парсонс ввел понятие peer-groups «равные группы», т.е. те группы молодежи, отношения внутри которых характеризуются дружбой и верностью (преданностью) и обязательствами молодых людей друг перед другом. Позже функционалистская теория была дополнена исследованиями классовых различий в молодежной среде (работы Шеллы Аллен), в рамках которых исследовались особенности поведения молодежи, имеющей разный социальный статус.

Классовый подход сформировался у английских социологов, стремившихся к критике концепции общества «всеобщего благополучия», и у американских социологов, исследовавших девиантное поведение подростков (в среде рабочей молодежи).

7) Определение молодежи с философских позиций представил в начале 70-х годов прошлого века В.Н. Боряз. Несмотря на то, что данное определение достаточно сложно для понимания, оно весьма полно характеризует молодежь с позиции познания ее как общественного явления в целом и ее общественной сущности как социально-демографической группы.

«Молодежь есть:

1)объективное общественное явление, выступающее всегда как специфическая возрастная большая общественная группа;



2) биологическая и социальная природа и сущность молодежи на любом этапе исторического движения воплощены в той части человечества, которая является совокупным субъектом определенной конкретно-исторической формы общества;

3) процесс присвоения природы и сущности этой части человечества осуществляется молодежью в соответствии с такими общими законами, как закон воспроизводства общественной жизни, закон неравномерности и закон стадийности развития;

4) достижения молодежью состояния полного присвоения природы и сущности данной части человечества есть момент утверждения молодежи в качестве целостного и всестороннего субъекта и объекта общественного движения и, тем самым, собственного отрицания себя как молодежи;

5) возрастные границы молодежи объективно обусловлены длительностью периода ее развития, а возрастание градации в рамках этих границ – длительностью отдельных стадий развития»

Таким образом, автор считает молодежь специфической общественной группой, для которой характерны не только определенные возрастные границы, но и определенное познание (присвоение природы и сущности) общества и его закономерностей.

8) В тот же период времени С.Н. Иконникова, занимаясь проблемами социального и социально-психологического анализа молодежи, приходит к выводу о том, что: «молодежь является социально-демографической группой, внутренне дифференцированной в соответствии с классовыми и другими признаками, включающей молодых людей от 16 до 30 лет; их положение и роль в обществе, функции и виды деятельности, а также духовный облик, мировоззрение, интересы, ценностные ориентации, социально-психологические свойства обусловлены характером социальноэкономической системы, общественными отношениями, этапом исторического развития, классовым положением»

В этом определении появляются возрастные границы молодежного возраста и основные ментальные признаки данной возрастной группы. Однако безусловным минусом такого определения с современных позиций является тесная взаимосвязь с классовым подходом. Хотя это вполне объяснимо с позиции существовавшей тогда идеологии.

9) Большое внимание к изучению психологии молодежи как особой социально-демографической группы уделял И.С. Кон. Значительный интерес представляют его учебные пособия «Психология юношеского возраста: проблемы формирования личности» и «Психология старшеклассника». И.С. Кон дает определение категории молодежь, определяя ее как социально-демографическую группу, выделяемую на
основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социальнопсихологических свойств

10) Отличительные особенности молодежи России обуславливаются общими тенденциями в демографическом развитии нации на протяжении пореформенного периода. В XXI век страна вступила в условиях сокращения численности населения, при этом явно выражено нарастание кризисных явлений в демографическом развитии России. Так, по официальным данным, за период с 1992 года население России уменьшилось на 4,4 млн. человек (на 3%), составив на 1 января 2002 года 144,0 млн. человек.

В соответствии с единодушным взглядом специалистов, в основе уменьшения естественного прироста населения лежат продолжающееся снижение рождаемости (численность детей в России сократилась с 33,9 млн. в 2000 году до 32,8 млн. в 2001 году), высокий уровень смертности и сокращение продолжительности жизни населения. Тем не менее, весьма отчетливы расхождения авторов относительно первопричин сокращения естественного прироста населения.