ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема: «Единица длины – дециметр».
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Цель урока: познакомить с единицей измерения длины – дециметр на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр, научить измерять длину с помощью мерок.
Задачи:
Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;
Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре, группе;
Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке.
Содействовать формированию УУД:
Предметных:
узнают единицу измерения длины – дециметр,
научатся измерять и чертить отрезки длиной до 20 см.
Личностных:
осознают личную ответственность за результаты учебной деятельности,
концентрируют внимание, волю для преодоления интеллектуальных затруднений.
Регулятивных:
принимают и сохраняют учебную задачу,
осознанно оценивают свои достижения,
осознают возникающие трудности и ищут способы их преодоления;
Познавательных:
устанавливают причинно-следственные связи,
анализируют, сравнивают, делают выводы;
Коммуникативных:
осуществляют учебное взаимодействие, ясно выражают свои мысли.
Тип урока: изучение нового материала.
Технические средства обучения:
проектор,
компьютер.
Оборудование:
УМК «Школа России» Моро М.И. Учебник. Часть 2, с. 51; рабочая тетрадь, с.25.
Ход урока.
1 этап. Организация начала урока. Психологический настрой на урок.
Долгожданный дан звонок,
начинается урок.
- Я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка! Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку окружающим. Доброжелательная улыбка – залог хорошего настроения.
2 этап. Учебно-познавательная деятельность. Актуализация знаний.
1. Работа над понятием десяток.
- Ребята, перед трудной работой мы делаем с вами разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу.
- Сколько хвостиков у 4 щенят? (4)
- Назовите второй день недели? (Вторник)
- Сколько месяцев длится лето? (3)
- Что лишнее: ручка, линейка, отрезок? (ручка)
- Чего больше на лугу: цветов или ромашек? (цветов)
2. Повторим нумерацию чисел в пределах 20. Математический диктант. Фронтальная и индивидуальная работа.
(Индивидуально у доски работают 2 человека)
Запиши число | Сравни |
1 дес. 3 ед. = 2 дес. 0 ед. = 1 дес. 8 ед. = 0 дес. 4 ед. = 10 дес. 0 ед. = | 16 …. 12 10 …. 19 15 …. 15 1 дес. 1 ед. ….2 дес. 2 дес. 0 ед. …. 0 дес. 2 ед. |
(Остальные фронтально в тетради, 1 человек за шторой)
- Увеличьте 10 на 2. (12)
- Запишите последующее 13. (14)
- Число, стоящее в ряду между 16 и 18. (17)
- К 5 прибавили столько же. (10)
- Число, в котором 1 дес. 6 ед. (16)
- Сумму 10 и 5. (15)
- Разность 17 и 4. (13)
- Большее 14 и 18. (18)
- Сложите 6 см и 4 см. (10см)
Прочитайте эти числа в порядке возрастания. (10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18)
Прочитайте в порядке убывания. (18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 10)
Какого числа не хватает в ряду? (11)
Какое число лишнее? (10-круглое, самое маленькое двузначное; 10 см- величина)
(Проверка.)
Мы повторили нумерацию чисел в пределах 20. Что такое десяток? (10 ед.)
(На доске появляется табличка)
1 дес. = 10 ед. |
3 этап. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации.
1. Подведение к проблеме (знания). Фронтальная работа.
- В математическом диктанте вы назвали мне лишним число 10 см и сказали, что это величина.
- Что такое величина? /(признак, который можно измерить)
- Повторим известные величины. Какие величины Вы знаете? (закрыты на доске)
Единица длины – сантиметр
Литр - вместимость сосудов или емкость
Килограмм-масса предметов
- У меня осталась еще одна единица измерения. А что измеряют ей, вы узнаете, если выполните следующее задание.
- Отгадайте загадки. О ком они?
-
Ей на месте не сидится
Всё кривляется, резвится,
Рассмешит нас без обмана
В зоопарке… (обезьяна)
- Толстый он и длинный очень-
Не дай Бог, присниться ночью.
Не умеет он кусаться,
Но можно сильно испугаться,
Его однажды увидав…
Всё потому, что он …. (удав)
- То как кошка зашипит,
То как я заговорит.
В клетке Он у нас живёт,
В клетке ест и в клетке пьёт.
Кто же это? Угадай!
- Да, конечно… (попугай)
- Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора огромен он
Ты узнал, кто это? (слон)
- Ребята, кто помнит, в каком мультфильме встречаются эти герои?
- Давайте посмотрим фрагмент из этого мультфильма. (просмотр мультфильма)
- Что, делают герои? (измеряют длину удава)
- А почему у них получились разные длины? (разные мерки)
- Как вы думаете, о какой величине мы будем говорить сегодня на уроке? (о длине)
- Какую единицу измерения длины вы знаете? (см)
- С помощью какого инструмента можно измерить длину? (линейки)
- А в старину, ребята, длину предмета измеряли не линейкой, а как вы думаете чем?
- Старая мера длина пядь. Пядь - это расстояние между кончиками вытянутых пальцев руки (большого и указательного)
- Локоть – это древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира.
- Аршин – это тоже старинная мера длины в России, равная примерно 71 см. Аршинами и вершками обычно измеряли рост человека.
- Попробуйте измерить длину парты пядями, локтями.
- У вас на партах лежат синие полоски. Определите на глаз длину этой полоски? (1 см)
- Измерьте этой меркой длину парты.
- У кого есть ответ?
- Ответы получились разные. Почему? (Мы не смогли измерить правильно)
- Почему возникло затруднение? (Мерка маленькая, неудобная)
3 этап. Целеполагание.
- Вы сказали, что измерять неудобно, потому что мерка очень маленькая.
- Как же быть? (Надо увеличить мерку)
- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Найти новую мерку с новой единицей измерения длины)
- Что должны узнать на уроке? (Как называется новая единица измерения длины, какая она по длине )
- Чему должны научиться на уроке? (Научиться пользоваться с новой единицей измерения длины)
4 этап. Открытие нового знания. Найти выход из сложившейся ситуации.
- На столе полоски бумаги красного цвета.
- Возьмите их в руки.
- Подойдет ли такая полоска для новой, более крупной мерки?
- Можно такими мерками измерить длину стола?
- Что у вас получилось?
- Получилось сделать это быстрее и точнее? Почему?
- Нашли мы новую мерку?
- Что мы должны узнать об этой мерке?
- Выполнив задание в группах, вы найдете ответ на этот вопрос.
- Но в начале, давайте вспомним правила работы в группе.
Какое задание вам предлагается?
Работа в группах «Расшифруй слово»
17 | 12 | 15 | 19 | 11 | 18 | 14 | 20 |
м | е | и | т | д | е | ц | р |
- Какое слово у вас получилось?
- Как называется новая единица измерения длины? (дециметр)
- И тема нашего урока?
- Что мы узнали?
- А что еще должны узнать?
- Как это сделать?
- Измерьте длину этой новой мерки с помощью линейки. Чему равна длина новой мерки?
- Что мы узнали?
5 этап. Первичное закрепление.
- Откройте, пожалуйста, учебники на стр.51.
- Верно ли мы определили тему урока?
- Почему новая единица измерения имеет такое название?
- Эту единицу назвали ДЕЦИМЕТР, от латинского слова деци – десять (десяток)
- Как сокращенно записывается дециметр?
Двумя согласными буквами дм
- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
- Кто запомнил, чему равен 1 дм?
- Правильно 1 дм = 10 см (на доске табличка)
- Что обозначает запись в красной рамочке? (1 дм =10 см)
- Или «Зарубите себе на носу». Это, ребята, устойчивое словосочетание или в русском языке такое выражение принято называть фразеологизмом.
- Что означает это выражение?
- Дело в том, что "носом" в древней Руси также называли либо специальную деревянную переносную дощечку для записей. Эти дощечки нужны были, что бы человек делал "зарубки" на память. Поэтому в "переводе" на современный язык выражение "зарубите себе на носу "означает сейчас "запомнить".
- Используя фразеологизмы в нашей речи мы сохраняем и передаем из поколения в поколение традиции нашего народа.
- Вот и вы, ребята, зарубите себе на носу, что 1 дм = 10 см.
Физкультминутка
6 этап. Применение полученных знаний.
1. Работа по учебнику.
- Прочитайте задание № 2, с. 51. Что вы должны сделать?
- Давайте составим алгоритм наших действий.
1. Прочитать задание.
2. Начертить отрезок.
3. Определить количество дм и см.
- Выполнение № 3, 4, 5
2. Практическая работа.
- Ребята, а вы заметили, на нашей доске взошло солнышко. Но только оно почему-то грустное?
- Как вы думаете, чего не хватает нашему солнышку?
- Давайте, вновь поработаем в парах и среди предложенных лучиков выберем только те, длина которых равна 2 дм.
- Как это сделать с помощью линейки? (Отмерить отрезок 20 см)
- Замечательно. Посмотрите, какое у нас получилось солнышко, как оно улыбается и говорит вам спасибо за то, что вы помогли ему. А что же нам в этом помогло?
3. Работа в рабочей тетради - стр. 25.
7 этап. Подведение итогов урока.
1. Итог урока
- С какой новой единицей измерения длины познакомились на уроке? (Дециметр)
- Чему равен 1дм? (1 дм=10 см)
-Для чего люди придумали такую единицу измерения? (Для удобства измерения длины).
2. Рефлексия
- Какое задание понравилось больше всего?
- Какое задание вызвало затруднение?
Оцените свою работу на уроке
«!»- молодец, выполнил всё верно.
«+» – хорошо, ошибся совсем немного.
«-» с заданием пока не справился.