Файл: Единица длины дециметр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Единица длины дециметр».
Тип урока: урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)
Цель урока: познакомить с единицей измерения длины – дециметр на основе ранее изученной единицы измерения длины – сантиметр, научить измерять длину с помощью мерок.
Задачи:

Образовательные: учить измерять, чертить отрезки заданной длины с помощью линейки и карандаша, сравнивать работу с образцом, работать по инструкции, делать выводы; закреплять знания нумерации чисел, развивать умения решать задачи;

Развивающие: осуществлять развитие познавательной мотивации детей на основе принятия и удержания учебных задач, положительной мотивации к учению; развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать учебный материал; формировать умение работать в паре, группе;

Воспитательные: воспитывать культуру поведения на уроке.
Содействовать формированию УУД:

Предметных:

узнают единицу измерения длины – дециметр,

научатся измерять и чертить отрезки длиной до 20 см.

Личностных:

осознают личную ответственность за результаты учебной деятельности,

концентрируют внимание, волю для преодоления интеллектуальных затруднений.
Регулятивных:

принимают и сохраняют учебную задачу,

осознанно оценивают свои достижения,

осознают возникающие трудности и ищут способы их преодоления;

Познавательных:

устанавливают причинно-следственные связи,

анализируют, сравнивают, делают выводы;

Коммуникативных:

осуществляют учебное взаимодействие, ясно выражают свои мысли.

Тип урока: изучение нового материала.
Технические средства обучения:

проектор,

компьютер.
Оборудование:

УМК «Школа России» Моро М.И. Учебник. Часть 2, с. 51; рабочая тетрадь, с.25.
Ход урока.
1 этап. Организация начала урока. Психологический настрой на урок.


Долгожданный дан звонок,

начинается урок.

- Я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка! Улыбнитесь друг другу, подарите улыбку окружающим. Доброжелательная улыбка – залог хорошего настроения.

2 этап. Учебно-познавательная деятельность. Актуализация знаний.

1. Работа над понятием десяток.

- Ребята, перед трудной работой мы делаем с вами разминку. Я предлагаю не изменять этому правилу.

- Сколько хвостиков у 4 щенят? (4)

- Назовите второй день недели? (Вторник)

- Сколько месяцев длится лето? (3)

- Что лишнее: ручка, линейка, отрезок? (ручка)

- Чего больше на лугу: цветов или ромашек? (цветов)

2. Повторим нумерацию чисел в пределах 20. Математический диктант. Фронтальная и индивидуальная работа.

(Индивидуально у доски работают 2 человека)

Запиши число

Сравни

1 дес. 3 ед. =

2 дес. 0 ед. =

1 дес. 8 ед. =

0 дес. 4 ед. =

10 дес. 0 ед. =

16 …. 12

10 …. 19

15 …. 15

1 дес. 1 ед. ….2 дес.

2 дес. 0 ед. …. 0 дес. 2 ед.

(Остальные фронтально в тетради, 1 человек за шторой)

- Увеличьте 10 на 2. (12)

- Запишите последующее 13. (14)

- Число, стоящее в ряду между 16 и 18. (17)

- К 5 прибавили столько же. (10)

- Число, в котором 1 дес. 6 ед. (16)

- Сумму 10 и 5. (15)

- Разность 17 и 4. (13)

- Большее 14 и 18. (18)

- Сложите 6 см и 4 см. (10см)
Прочитайте эти числа в порядке возрастания. (10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18)

Прочитайте в порядке убывания. (18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 10)

Какого числа не хватает в ряду? (11)

Какое число лишнее? (10-круглое, самое маленькое двузначное; 10 см- величина)

(Проверка.)

Мы повторили нумерацию чисел в пределах 20. Что такое десяток? (10 ед.)

(На доске появляется табличка)


1 дес. = 10 ед.

3 этап. Самоопределение к деятельности. Создание проблемной ситуации.

1. Подведение к проблеме (знания). Фронтальная работа.
- В математическом диктанте вы назвали мне лишним число 10 см и сказали, что это величина.

- Что такое величина? /(признак, который можно измерить)
- Повторим известные величины. Какие величины Вы знаете? (закрыты на доске)



Единица длины – сантиметр

Литр - вместимость сосудов или емкость

Килограмм-масса предметов

- У меня осталась еще одна единица измерения. А что измеряют ей, вы узнаете, если выполните следующее задание.

- Отгадайте загадки. О ком они?

-

Ей на месте не сидится

Всё кривляется, резвится,

Рассмешит нас без обмана

В зоопарке… (обезьяна)

- Толстый он и длинный очень-

Не дай Бог, присниться ночью.

Не умеет он кусаться,

Но можно сильно испугаться,

Его однажды увидав…

Всё потому, что он …. (удав)

- То как кошка зашипит,

То как я заговорит.

В клетке Он у нас живёт,

В клетке ест и в клетке пьёт.

Кто же это? Угадай!

- Да, конечно… (попугай)

- Ходит длинный, пасть с клыками,

Ноги кажутся столбами,

Как гора огромен он

Ты узнал, кто это? (слон)

- Ребята, кто помнит, в каком мультфильме встречаются эти герои?

- Давайте посмотрим фрагмент из этого мультфильма. (просмотр мультфильма)

- Что, делают герои? (измеряют длину удава)

- А почему у них получились разные длины? (разные мерки)

- Как вы думаете, о какой величине мы будем говорить сегодня на уроке? (о длине)

- Какую единицу измерения длины вы знаете? (см)

- С помощью какого инструмента можно измерить длину? (линейки)

- А в старину, ребята, длину предмета измеряли не линейкой, а как вы думаете чем?

- Старая мера длина пядь. Пядь - это расстояние между кончиками вытянутых пальцев руки (большого и указательного)

- Локоть – это древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира.

- Аршин – это тоже старинная мера длины в России, равная примерно 71 см. Аршинами и вершками обычно измеряли рост человека.

- Попробуйте измерить длину парты пядями, локтями.

- У вас на партах лежат синие полоски. Определите на глаз длину этой полоски? (1 см)

- Измерьте этой меркой длину парты.

- У кого есть ответ?

- Ответы получились разные. Почему? (Мы не смогли измерить правильно)

- Почему возникло затруднение? (Мерка маленькая, неудобная)
3 этап. Целеполагание.

- Вы сказали, что измерять неудобно, потому что мерка очень маленькая.

- Как же быть? (Надо увеличить мерку)

- Какую цель поставим перед собой на уроке? (Найти новую мерку с новой единицей измерения длины)


- Что должны узнать на уроке? (Как называется новая единица измерения длины, какая она по длине )

- Чему должны научиться на уроке? (Научиться пользоваться с новой единицей измерения длины)
4 этап. Открытие нового знания. Найти выход из сложившейся ситуации.

- На столе полоски бумаги красного цвета.

- Возьмите их в руки.

- Подойдет ли такая полоска для новой, более крупной мерки?

- Можно такими мерками измерить длину стола?

- Что у вас получилось?

- Получилось сделать это быстрее и точнее? Почему?

- Нашли мы новую мерку?

- Что мы должны узнать об этой мерке?

- Выполнив задание в группах, вы найдете ответ на этот вопрос.

- Но в начале, давайте вспомним правила работы в группе.

Какое задание вам предлагается?

Работа в группах «Расшифруй слово»


17

12

15

19

11

18

14

20

м

е

и

т

д

е

ц

р


- Какое слово у вас получилось?

- Как называется новая единица измерения длины? (дециметр)

- И тема нашего урока?

- Что мы узнали?

- А что еще должны узнать?

- Как это сделать?

- Измерьте длину этой новой мерки с помощью линейки. Чему равна длина новой мерки?

- Что мы узнали?
5 этап. Первичное закрепление.

- Откройте, пожалуйста, учебники на стр.51.

- Верно ли мы определили тему урока?

- Почему новая единица измерения имеет такое название?

- Эту единицу назвали ДЕЦИМЕТР, от латинского слова деци – десять (десяток)

- Как сокращенно записывается дециметр?

Двумя согласными буквами дм

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. 

- Кто запомнил, чему равен 1 дм?

- Правильно 1 дм = 10 см (на доске табличка)

- Что обозначает запись в красной рамочке? (1 дм =10 см)
- Или «Зарубите себе на носу». Это, ребята, устойчивое словосочетание или в русском языке такое выражение принято называть фразеологизмом.


- Что означает это выражение?

- Дело в том, что "носом" в древней Руси также называли либо специальную деревянную переносную дощечку для записей. Эти дощечки нужны были, что бы человек делал "зарубки" на память. Поэтому в "переводе" на современный язык выражение "зарубите себе на носу "означает сейчас "запомнить".

- Используя фразеологизмы в нашей речи мы сохраняем и передаем из поколения в поколение традиции нашего народа.

- Вот и вы, ребята, зарубите себе на носу, что 1 дм = 10 см.

Физкультминутка
6 этап. Применение полученных знаний.
1. Работа по учебнику.

- Прочитайте задание № 2, с. 51. Что вы должны сделать?

- Давайте составим алгоритм наших действий.

1. Прочитать задание.

2. Начертить отрезок.

3. Определить количество дм и см.

- Выполнение № 3, 4, 5
2. Практическая работа.

- Ребята, а вы заметили, на нашей доске взошло солнышко. Но только оно почему-то грустное?

- Как вы думаете, чего не хватает нашему солнышку?

- Давайте, вновь поработаем в парах и среди предложенных лучиков выберем только те, длина которых равна 2 дм.

- Как это сделать с помощью линейки? (Отмерить отрезок 20 см)

- Замечательно. Посмотрите, какое у нас получилось солнышко, как оно улыбается и говорит вам спасибо за то, что вы помогли ему. А что же нам в этом помогло?
3. Работа в рабочей тетради - стр. 25.
7 этап. Подведение итогов урока.

1. Итог урока

- С какой новой единицей измерения длины познакомились на уроке? (Дециметр)

- Чему равен 1дм? (1 дм=10 см)

-Для чего люди придумали такую единицу измерения? (Для удобства измерения длины).
2. Рефлексия

- Какое задание понравилось больше всего?

- Какое задание вызвало затруднение?
Оцените свою работу на уроке

«!»- молодец, выполнил всё верно.

«+» – хорошо, ошибся совсем немного.

«-» с заданием пока не справился.