Файл: Муниципальный этап олимпиады по русскому языку (3 класс) Фамилия, имя Класс 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальный этап олимпиады по русскому языку
(3 класс)
Фамилия, имя__________________________________Класс_______________
1. В каких глаголах можно по-разному поставить ударение? Подчеркните их.
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.
2. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.
[пашол й'а в л'эс/ на й'олку вл'эс// с'ижу на й'эл'и/ штоп волк'и н'и сй'эл'и//]
3. Впишите слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго
слова.
пе (…) ол
те (…) л
обы (…) ка
ком (…) ок
4. Образуйте слова по образцу и запиши их в последний столбик:
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | |
залез | приготовил | ночка | коса | = заготовка |
поляна | дворик | садовый | дежурный | |
торги | биржевой | курс | валюта | |
покрошить | дарит | сынок | внук | |
подход | борода | сырок | вдруг | |
5. Какие слова можно отнести к разным частям речи? Подчеркните эти слова.
Рой, мой, закрой, печь.
Составь с этими словами такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. В каждой паре слов подберите такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении
, а с другим – в переносном.
Хвост, холод- _________________________________
Нервы, трубы- ________________________________
Перстень, характер- ___________________________
Жизнь, конфета- _______________________________
7. Какими синонимами (из четырёх букв) можно заменить такие слова?
приятель – ______________ работа – __________________
противник – _____________ дорога – __________________
солдат – ________________ шагать – __________________
печаль – ________________ красный – _________________
8. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов (если они есть). Запиши (если нужно) рядом правильный вариант предложения.
Лёша был не из трусливой дюжины. __________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Народу в зале – груше некуда упасть. ____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ Она за словом в портфель не полезет. ____________________________________________________________________
____________________________________________________________________ Девочка задрожала как берёзовый лист. _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ Людей в автобусе, как салак в бочке. _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________ Песню затянули кто в лес, кто по грибы. _____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
9. «Анаграммы – невидимки». Вместо чёрточек вставьте нужное слово, которое в этом же предложении встречается второй раз как анаграмма.
В _ _ _ _ _ _ сели моряки,
_ _ _ _ _ _ к чаю береги.
В синем небе _ _ _ _ _ вьётся,
Полный зёрен _ _ _ _ _ гнётся.
Опасен _ _ _ _ _ _ для цыплят,
_ _ _ _ _ _ дороже, чем шпагат.
В котельной _ _ _ _ _ пышет жаром,
_ _ _ _ _ такси помят ударом.
Моё _ _ _ _ _ _ из драпа сшито,
В музее _ _ _ _ _ _ и корыто.
_ _ _ _ _ с горы глядит в долину,
_ _ _ _ _ накачивает шину.
_ _ _ _ _ челна течёт немножко,
_ _ _ _ _ противнейшая мошка!
Ответы
1. Вычитать, рассыпать, выкупать, вырезать, отрезать.
1 балл за каждое правильно подчеркнутое слово – 5б.
2. Пошел я в лес, на елку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели. – 4б.
3. Пе (СОК) ол, те (СТО) л, обы (ЧАЙ) ка, ком (ПОТ) ок.
1 балл за каждое слово – 4б.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание | |
поляна | дворик | садовый | дежурный | дворовый |
торги | биржевой | курс | валюта | биржа |
покрошить | дарит | сынок | внук | подарок |
подход | борода | сырок | вдруг | подбородок |
4.
0,5 баллов за каждое слово – 2б.
5. Рой, мой, печь.
3 слова – 1б.
Менее 3 слов – 0 баллов.
рой – сущ. «рой пчел» | 1 балл |
рой – глагол «рой яму» | 1 балл |
мой – местоимение «мой мяч» | 1 балл |
мой – глагол «мой пол» | 1 балл |
печь- сущ. «русская печь» | 1 балл |
печь-глагол «печь блины» | 1 балл |
Всего 7 баллов.
6. Собачий, железные (стальные), золотой, сладкая.
0,5 баллов за каждое слово – 2б.
7. Приятель – друг, работа – труд, противник – враг, дорога – путь , солдат – воин, шагать – идти, печаль – горе, красный – алый.
0,5 баллов за каждое слово – 4б.
8. Лёша был не из трусливой десятки.
Народу в зале– яблоку некуда упасть.
Она за словом в карман не полезет.
Девочка задрожала как осиновый лист.
Людей в автобусе, как селедки в бочке.
Песню затянули кто в лес, кто по дрова.
0,5 баллов за каждый фразеологизм – 3б.
9. Шлюпка-плюшка, сокол- колос, коршун-шнурок, топка-капот, пальто-лапоть, сосна-насос, корма-комар.
1 балл за каждую пару слов – 7б.
Всего 38 баллов.