Файл: Муниципальный этап олимпиады по русскому языку (3 класс) Фамилия, имя Класс 1.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.01.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальный этап олимпиады по русскому языку

(3 класс)

Фамилия, имя__________________________________Класс_______________
1. В каких глаголах можно по-разному поставить ударение? Подчеркните их.
Вычитать, прочитать, рассыпать, выкупать, искупать, вырезать, отрезать.
2. Перед Вами фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[пашол й'а в л'эс/ на й'олку вл'эс// с'ижу на й'эл'и/ штоп волк'и н'и сй'эл'и//]

3. Впишите слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго

слова.

пе (…) ол

те (…) л

обы (…) ка

ком (…) ок
4. Образуйте слова по образцу и запиши их в последний столбик:

Приставка

Корень

Суффикс

Окончание




залез

приготовил

ночка

коса

= заготовка

поляна

дворик

садовый

дежурный




торги

биржевой

курс

валюта




покрошить

дарит

сынок

внук




подход

борода

сырок

вдруг




5. Какие слова можно отнести к разным частям речи? Подчеркните эти слова.

Рой, мой, закрой, печь.

Составь с этими словами такие словосочетания, чтобы можно было определить, какими частями речи они являются.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В каждой паре слов подберите такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении
, а с другим – в переносном.
Хвост, холод- _________________________________

Нервы, трубы- ________________________________

Перстень, характер- ___________________________

Жизнь, конфета- _______________________________
7. Какими синонимами (из четырёх букв) можно заменить такие слова?

приятель – ______________ работа – __________________

противник – _____________ дорога – __________________

солдат – ________________ шагать – __________________

печаль – ________________ красный – _________________

8. Исправьте ошибки в употреблении фразеологизмов (если они есть). Запиши (если нужно) рядом правильный вариант предложения.

Лёша был не из трусливой дюжины. __________________________________________________________________

___________________________________________________________________

Народу в зале – груше некуда упасть. ____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________ Она за словом в портфель не полезет. ____________________________________________________________________

____________________________________________________________________ Девочка задрожала как берёзовый лист. _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________ Людей в автобусе, как салак в бочке. _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________ Песню затянули кто в лес, кто по грибы. _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________
9. «Анаграммы – невидимки». Вместо чёрточек вставьте нужное слово, которое в этом же предложении встречается второй раз как анаграмма.

В _ _ _ _ _ _ сели моряки,

_ _ _ _ _ _ к чаю береги.

В синем небе _ _ _ _ _ вьётся,

Полный зёрен _ _ _ _ _ гнётся.

Опасен _ _ _ _ _ _ для цыплят,

_ _ _ _ _ _ дороже, чем шпагат.

В котельной _ _ _ _ _ пышет жаром,

_ _ _ _ _ такси помят ударом.

Моё _ _ _ _ _ _ из драпа сшито,

В музее _ _ _ _ _ _ и корыто.

_ _ _ _ _ с горы глядит в долину,

_ _ _ _ _ накачивает шину.

_ _ _ _ _ челна течёт немножко,

_ _ _ _ _ противнейшая мошка!

Ответы

1. Вычитать, рассыпать, выкупать, вырезать, отрезать.

1 балл за каждое правильно подчеркнутое слово –.

2. Пошел я в лес, на елку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели. – 4б.

3. Пе (СОК) ол, те (СТО) л, обы (ЧАЙ) ка, ком (ПОТ) ок.

1 балл за каждое слово –.


Приставка

Корень

Суффикс

Окончание




поляна

дворик

садовый

дежурный

дворовый

торги

биржевой

курс

валюта

биржа

покрошить

дарит

сынок

внук

подарок

подход

борода

сырок

вдруг

подбородок

4.

0,5 баллов за каждое слово – 2б.
5. Рой, мой, печь.

3 слова – 1б.

Менее 3 слов – 0 баллов.

рой – сущ. «рой пчел»

1 балл

рой – глагол «рой яму»

1 балл

мой – местоимение «мой мяч»

1 балл

мой – глагол «мой пол»

1 балл

печь- сущ. «русская печь»

1 балл

печь-глагол «печь блины»

1 балл

Всего 7 баллов.
6. Собачий, железные (стальные), золотой, сладкая.

0,5 баллов за каждое слово – .
7. Приятель – друг, работа – труд, противник – враг, дорога – путь , солдат – воин, шагать – идти, печаль – горе, красный – алый.

0,5 баллов за каждое слово – 4б.
8. Лёша был не из трусливой десятки.

Народу в зале– яблоку некуда упасть.

Она за словом в карман не полезет.

Девочка задрожала как осиновый лист.

Людей в автобусе, как селедки в бочке.

Песню затянули кто в лес, кто по дрова.

0,5 баллов за каждый фразеологизм – 3б.
9. Шлюпка-плюшка, сокол- колос, коршун-шнурок, топка-капот, пальто-лапоть, сосна-насос, корма-комар.

1 балл за каждую пару слов – 7б.

Всего 38 баллов.