Файл: Концепция создания музейной экспозиции Нельзя предать забвению в музее Боевой Славы в мбоу сош 20. Введение.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Концепция создания музейной экспозиции «Нельзя предать забвению» в музее Боевой Славы в МБОУ СОШ №20.
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая концепция предназначена для установления общих ориентиров, механизмов и технологий организации деятельности музея Боевой Славы в МБОУ СОШ №20 и направлена на определение приоритетных целей, задач и механизмов развития школьного музееведения в Российской Федерации.
Школьный музей Боевой Славы начал свой отсчёт деятельности _____________, когда воплотилась _______?_______. Главные реликвии – это _________________.
Музей Боевой Славы входит в музейный комплекс на базе МБОУ СОШ №20.
Есть результаты работы данного комплекса:
1.
2.
3…
Данная концепция предполагает открытие новой экспозиции в музее Боевой Славы, отражающей события Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., раскрывающие военные преступления нацистов и их пособников против мирного населения в истории нашего района.
В экспозиции раскрываются факты целенаправленной организации массовой гибели мирного населения или причины полного (частичного) уничтожения жителей, создания условий опосредованного физического уничтожения мирного населения.
Концепция разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным законом от 26.05.96 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (с изм. и доп.).
В Законе РФ «Об образовании» определены требования к образовательной деятельности, где среди важнейших названа задача формирования культурно - исторических ценностей, патриотического воспитания, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе. Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создаёт почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и
авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество и школа обращаются к музею - хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.
В системе воспитательной работы миссия музея и экспозиций – быть активно действующим звеном в деле формирования личности. Благотворительная, социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых, придавая образовательному и воспитательному процессу совершенно новые качества. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому. Это уважение начинается с семейных реликвий, с малых семейных коллекций.
Музей представляет собой культурно-исторический феномен, ценностно-ориентирующий ребенка в исторической действительности. Музей в силу своих специфических возможностей способен дать ему эмоционально-оценочные знания о природном и культурно-историческом прошлом, преобразовав их в систему ценностных отношений. Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде, где ребёнок ощущает свою сопричастность к былому.
Занимающиеся учащиеся получают теоретические знания по истории музейного дела, практический опыт по музейной работе: осуществляют в установленном порядке учет, хранение, консервацию и реставрацию предметов, находящихся в музейных фондах, осуществляют комплектование музейных фондов путем приобретения музейных предметов в установленном порядке, получение добровольных кладов и пожертвований от физических лиц, а также в порядке наследования, проводят изучение, систематизацию предметов фонда хранения, проводят изучение музейных предметов, связанных с формированием и развитием отечественной художественно-материальной культуры, осуществляют научно-исследовательские работы , обеспечивают впоследствии экскурсионное и лекционное обслуживание, познают прошлое, настоящее и бережно сохраняют эти исторические частички.
Актуальность создания концепции «Нельзя предать забвению» заключается в изучении истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. посредством музейных средств, в воспитании уважения к памяти жертв среди мирного населения, в противодействии попыткам фальсификации и искаженного трактования фактов о военных преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения Темрюкского района, и в привлечении подрастающего поколения и молодежи к музейно-организационной работе (посредством участия в сборе и изучении музейных предметов, оформлении музейных экспозиций, проведении экскурсионной работы).
Актуальность разработки Концепции обусловлена и следующими вызовами, и изменениями:
-
внесение изменений в Федеральный закон «Об образовании
в Российской Федерации» 273-ФЗ в части определения содержания воспитания и усиления его роли в образовательном процессе; -
реализация плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства на 2021-2024 годы и на период до 2027 года; -
организацию работы по комплексному обновлению системы преподавания истории на уровне общего образования, предусмотрев сочетание различных форм урочной и внеурочной деятельности, в том числе с использованием ресурсов организаций культуры и искусства, приобретение обучающимися навыков работы с архивными и другими историческими источниками, в том числе путем их привлечения к поисковой и исследовательской деятельности, а также развитием школьного познавательного туризма.
Целью создания данной концепции является сохранение и увековечения памяти о жертвах военных преступлений среди мирного населения Темрюкского района, событиях и жертвах военных преступлений нацистов и их пособников в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.
Задачи:
-
изучение истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. посредством музейных средств; -
воспитание уважения к памяти жертв среди мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.; -
противодействие попыткам фальсификации и искаженного трактования фактов о военных преступлениях нацистов и их пособников против мирного населения; -
создание музейной экспозиций в МБОУ СОШ №20, посвященной истории военных преступлений нацистов и их пособников на территории Темрюкского района; -
привлечение подрастающего поколения и молодежи музейно-организационной работе (посредством участия в сборе и изучении музейных предметов, оформлении музейных экспозиций, проведении экскурсионной работы); -
обеспечение цифровой трансформации музейных форм работы с обучающимися; -
совершенствование деятельности по формированию и наполнению музейных коллекций; -
вовлечение учащихся в научно-исследовательскую работу, представляя ее результаты на конкурсах разного уровня.
Сроки реализации музейной экспозиции «Нельзя придать забвению»:
Целевая аудитория: Целевой аудиторией проекта являются учащиеся 1-11классов, учителя, родители. Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб, природных объектов через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях, явлениях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.
Принципы построения музейной экспозиции «Нельзя придать забвению»:
В основу создания музейной экспозиции был положен принцип научности - научная концепция. Она формулирует цели создания экспозиции, научное значение, интерес экспозиции для посетителей, описание (словесное) экспозиции и размеров необходимых площадей, описание музейных предметов из собственного собрания, примерные сроки создания экспозиции.
Принцип предметности. Музейный предмет (экспонат) – это основа уникальности каждой экспозиции (эксклюзивной экспозиции). Именно от подбора музейных предметов зависит познавательная (когнитивная) ценность экспозиции, а также ее эмоциональная направленность. Такой экспозиционный показ обеспечивает посетителям возможность непосредственного ознакомления с музейными предметами. Экспозиция, осуществляя принцип предметности, дает то, чего не может дать словесное изложение.
Принципы доходчивости и универсальности. При построении экспозиции как средства массовой коммуникации соблюдение этих принципов является обязательным. Включена многоплановость подачи экспозиционных материалов.
Метод построения музейной экспозиции «Нельзя придать забвению»
Иллюстративный (иллюстративно-тематический или тематический) метод позволил посредством экспозиционных материалов раскрыть следующие вопросы, связанные с сохранением и увековечением памяти о жертвах военных преступлений нацистов и их пособников среди мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. Основной структурной единицей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов – вещи, документы, изобразительные материалы.
Тематическое направление музейной экспозиции «…»:
-
Отражение событий Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., раскрывающих военные преступления нацистов и их пособников против мирного населения.
В экспозиции раскрываются факты целенаправленной организации массовой гибели мирного населения или причины полного (частичного) уничтожения жителей Темрюкского района.
Источники: личные вещи эпохи(фотографии), архивные документы и документальные публикации, источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма очевидцев и участников событий), публикации периодической печати.
-
Судьбы жителей оккупированных территорий – жертв геноцида, эвакуированных в тыл в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.
В экспозиции раскрываются обстоятельства вынужденного перемещения пострадавших от геноцида по причине массового уничтожения, голода, условий угрозы жизни и т.п.; последствия перемещения (смерть, причинение непоправимого вреда здоровью, хронические заболевания, насильственное разделение семьи и т.п.); условия размещения, занятости, а также медицинской и социально-психологической реабилитации жертв геноцида.
Источники: личные вещи эпохи (фотографии), архивные документы и документальные публикации, источники личного происхождения (воспоминания, дневники, письма очевидцев и участников событий), публикации периодической печати.
-
Тема трагедии мирного населения в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. в источниках личного происхождения (воспоминания, дневники, письма) и на страницах периодической печати.
В экспозиции раскрывается отражение трагедии мирного населения глазами участников и очевидцев событий Темрюкского района. Привлечены воспоминания «Детей войны» и материалы семейных архивов (фотографии и письма).
Источники: изобразительные материалы (фотографии, копии документов), документальные публикации, источники личного происхождения (воспоминания и письма очевидцев и участников событий из семейных архивов), публикации периодической печати.
Направления создания музейной экспозиции «Нельзя придать забвению»:
-
усиление воспитательного потенциала деятельности, организуемой на базе школьных музеев через создание новых возможностей для использования получаемых знаний; -
вовлечение обучающихся в изучение истории Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.; -
создание условий для профессионального развития и самореализации работников, осуществляющих педагогическую деятельность с использованием ресурсов школьного музея Боевой Славы, через обновленную систему повышения профессионального мастерства, профессиональных конкурсов; -
укрепление методической и ресурсной базы музея Боевой Славы в МБОУ СОШ №20; -
разработка и реализация механизмов стимулирования педагогов, осуществляющих образовательную деятельность с использованием ресурсов школьного музея Боевой славы; -
совершенствование фондовой и экспозиционной деятельности музея Боевой Славы в МБОУ СОШ №20.