Файл: Конкурс учебно исследовательских работ Салют Победа! Тема Дети и война.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования и науки
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Касторенская средняя общеобразовательная школа №2»
306700 Курская область,
п. Касторное ул. Буденного, 36 телефон: 2-17-24
Международный краеведческий конкурс учебно- исследовательских работ «Салют Победа!»
Тема: «Дети и война»
| Выполнил ученик 11 класса: Моргачев Александр, 16 лет Руководитель: Никитенко Ольга Владимировна, учитель истории Леденева Людмила Николаевна старшая вожатая |
Касторное - 2015 г.
Содержание
-
Введение……………………………………………………………. 1 стр -
Основная часть-
Касторное в огне……………………………………………….5 стр -
Дети на оккупированных территориях……………………... 7 стр
-
-
Заключение…………………………………………………………13 стр -
Список используемой литературы……………………………….16 стр
-
Введение
Не щадя себя в огне войны,
Не жалея сил во имя Родины,
Дети героической страны
Были настоящими героями.
Р.Рождественский
Последнее десятилетие в истории России явилось временем крутого перелома, глубоких преобразований. В общественном сознании подверглись переоценке такие понятия, как Отечество, героизм, боевые и трудовые подвиги, верность долгу, честь и достоинство. В связи с этим возникла проблема сохранения исторической памяти. Как никогда важны сегодня тема отчего дома, малой родины, проведение поисковой и краеведческой работы.
Тема нашей исследовательской работы «Дети военной поры». Великая Отечественная война 1941-1945 гг. в ряду других войн занимает особое место и по времени, и по охвату территории, и по количеству героических поступков, совершенных советскими людьми.
Понятие «дети войны» довольно объёмное. Детей войны много – их миллионы. Это те, чьё детство оборвалось 22 июня 1941 года, те, кто родился в первые дни мая 1945 года. Если принять во внимание даты рождения, то получается немалый исторический период длиною 18-19 лет. Все родившиеся в эти годы могут с полным основанием называться детьми войны.
Историография Великой Отечественной содержит огромное количество описаний судеб детей, рождённых в начале тридцатых годов. Конечно же, народ, как мог, оберегал своих детей от взрослых проблем. Но даже те, кто не соприкоснулся напрямую с боевыми действиями, своим трудом и помощью взрослым в решении бытовых (и не только) проблем косвенно тоже приняли участие в войне и внесли свою посильную лепту в дело
Победы.
Они рано повзрослели, ведь их родители либо непосредственно участвовали в военных действиях, либо отдавали все свои силы на трудовом фронте, являясь надёжным тылом Советской Армии. «Всё для фронта! Всё для победы!» – главный лозунг тех времён.
В первую очередь следует отметить тех, чьи детские судьбы пересеклись с войной напрямую. Многие из них были настоящими героями. Они становились «сыновьями полков», несли нелёгкую солдатскую службу. Нередко дети в партизанских отрядах становились не только разведчиками, но и диверсантами.
Довольно массовым явлением армейской жизни было «усыновление» мальчишек и девчонок военными госпиталями. Если госпиталь находился в районе боевых действий, то его специализацией было лечение легкораненых бойцов. В этих военно-полевых госпиталях медперсонал подвергался почти такому же риску, как и бойцы на передовой.
Медицинского персонала хронически не хватало, врачи и медсёстры зачастую работали сутками без отдыха, и помощь детских рук здесь была востребована чрезвычайно. Детям по силам было обеспечивать быт раненых бойцов: дежурить у их постелей, делать перевязки, кормить с ложечки, да и просто почитать свежие газеты и приходящие письма. Они хорошо справлялись с этой нелёгкой работой.
Обратимся к Википедии. По статистике официально пионерами-героями названы 56 человек (неполный список). Среди них высшего звания Героя Советского Союза были посмертно удостоены четверо: Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей. Эти имена хорошо известны. Всем погибшим героям, кроме Лёни Голикова, было всего по 13-14 лет. Десятки тысяч детей были награждены орденами и медалями за различные боевые заслуги.
Особые заслуги! А ведь они были просто мальчишками. И вот что поразительно: в Указах Президиума Верховного Совета СССР об их награждении никогда не упоминалось, что речь идет о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых. Почему? Да потому, что их воинская и трудовая доблесть не была доблестью «в масштабе детского возраста»: она стояла в одном строю плечом к плечу с мужеством взрослых.
Актуальность нашей темы состоит в том, что вопросы войны и мира – вечные вопросы, и в наши дни слово война пугает любого нормального человека. Войны как самого страшного события никогда не должно быть на земле. И, конечно, понятие «дети» и «война» несовместимы. Все участники опроса воспринимали наш визит почти одинаково: плакали, благодарили правительство за внимание. Это говорит о том, что надо помнить историю, бывшие дети военной поры нуждаются в особой заботе.
А еще мы выбрали эту тему, потому что мы сами дети и не хотим войны, нам небезразлична и судьба тех людей, что живут рядом с нами в одном поселке людей, которые во время Великой Отечественной войны были детьми.
Методы работы:
- беседы с участниками Великой Отечественной войны и тружениками тыла;
- работа с научно- популярной и публицистической литературой;
- знакомство с материалами Музея истории школы, районного краеведческого музея, районного архива.
Цели нашей работы:
- изучить жизнь детей, проживавших в военные годы на территории поселка Касторное;
- выявить новые факты из истории Великой Отечественной войны;
- подвести итоги поисковой деятельности по изучению истории Великой Отечественной войны в посёлке Касторное.
Задачи:
- узнать как можно больше о детях, которые жили во время войны в нашем поселке;
- пополнить экспозицию школьного музея.
II. Основная часть.
2.1.Касторное в огне.
-
Мы из-за парт на войну уходили.
Не в вагонах плацкартных
Мы по жизни катили.
За отцовскими спинами
Мы не прятались - нет.
Становились мужчинами
Мы в четырнадцать лет.
Жили - грудь нараспашку.
Себя не щадили.
Говорят, мол, в рубашках
Нас мамы родили.
Может быть, и в рубашках.
Но они - не броня.
На могилах - ромашки,
А в могилах - друзья...
В. Мовзалевский
1941 год. Мирный труд касторенцев прервала война. Более 12300 односельчан ушли на фронт. В поселке остались женщины, старики и дети. 4 июля немецкие войска оккупировали Касторное. На территории поселка подпольно действовали наши комсомольцы, ребята 15-17 лет. Шура Шмыкова, прошедшая курсы радистов, Наташа Лемберг, десятиклассница, Лена Демидова и Мария Рыкунова, дважды переходившая линию фронта, работали связными. Смелые комсомольцы собирали необходимые сведения, устраивали диверсии.
Судьба касторенских подпольщиков трагична. В январе 1943 года фашисты арестовали и казнили А. Шмыкову.В сентябре 1943 года при переходе линии фронта немцы схватили Е.Демидову и М. Рыкунову и бросили в касторенский концентрационный лагерь. Только стечение счастливых случайностей спасло их от гибели. Е.Демидова за помощь Красной Армии была награждена орденом Красной Звезды. Была арестована Н. Лемберг и вся ее семья: отец, мать, 12- летний брат. Фашисты казнили их, удушив газом в специально оборудованной машине при перевозке из Касторного в Щигры. В октябре 1942 года арестовали А.В.Барченко. Каратели бросили ее в щигровский концентрационный лагерь, где она погибла. За период оккупации немцами было повешено и расстреляно около 50 активистов района.
Война в жесточайшей слепоте своей соединяет несоединимое: детей и кровь, детей и смерть. Читаешь про мальчишек - разведчиков, токарей, пахарей, о детях блокадного Ленинграда и героях Аджимушкая, и убеждаешься: они выдержали войну и победили вместе со взрослыми.
2.2. Дети на оккупированных территориях.
Мы были серыми, как соль.
А соль – на золото ценилась.
В людских глазах застыла боль.
Земля дрожала и дымилась.
Просили, плача: «Мама, хлеба дай!»
А мама плакала в ответ.
И смерть обрушивалась с неба,
Раскалывая белый свет.
Да, мало было хлеба, света.
Игрушек, праздников, конфет.
Мы рано выучили это
Безжалостное слово - «Нет!»
Детство… каждый хранит воспоминания об этой удивительной поре. Овсянникова Валентина Серафимовна ветеран педагогического труда рассказывает:
- Да, время такое, что и вспоминать не хочется. Война обрушилась на детей так же, как и на взрослых: бомбами, голодом и разлуками. На глазах детей горели дома, погибали близкие люди, летели с неба смертоносные снаряды, в упор расстреливали раненых…
«Мне было семь лет, когда началась война, - продолжала бабушка. – Я помню, как мы бежали по хлебному полю, мама держала нас за руки, а вдали уже были видны танки с крестами. Крик стоял над полем. Оглянулась – за нами бегут односельчане. Мелькают белые платки, босые ноги детей. В этой суматохе мама выпустила руку моего брата. Крикнув нам: «Бегите», она вернулась за мальчиком. Оставшись одни, мы с сестрой почувствовали себя такими одинокими. Страх, который вошел в наши детские души с первых дней войны, не покидал меня долгие годы. А сны о тех первых днях я вижу до сих пор».
Бабушкин рассказ надолго остался в моей памяти. Мне уже давно пора садиться за уроки, а я мысленно возвращаюсь к картинам той грозной поры. Открываю учебник литературы. К уроку надо подготовить выразительное чтение стихотворения К. Симонова «Майор привез мальчишку на лафете…».
…Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку,
Седой мальчишка на лафете спал…
Как же так? Вместо детской кроватки – лафет разбитой пушки. А седина? Откуда она у ребенка? «Его везли из крепости, из Бреста…». Читаю эти строчки, и мне всё становится понятным, ведь Брестская крепость не сдалась и не пала – она истекла кровью.
…За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Сколько же увидел и пережил ребенок за эти десять дней! Вижу его лицо, перепачканное грязью, поцарапанное; под щекой у мальчика кулачок с грязными ноготками, а другая рука прижимает к груди потрепанного плюшевого мишку с одним пуговичным глазом. Ветер шевелит седые волосы ребенка…
Дети войны. Они рано и быстро повзрослели. Из воспоминаний Заваленковой Екатерины Павловны:
«Постоянно хотелось есть. Жили в основном на картошке, и в муку из отходов, серую, как дорожная пыль, мама подмешивала семена лебеды. Хлеб из такой муки получался тяжелым, как кирпич, мокрым, горьким на вкус». Это к бабушке зашла соседка, и разговор о военном детстве продолжился, видимо, своим вопросом задел я бабушку за живое.
-А как в посадки за дровами ходили? Идем – и вдруг что-то серое мелькнуло по ту сторону дороги… волки! Один, другой! Кое-как набрали дровишек, и – домой, а волки – рядом. Так и шли всю дорогу.
- Такое не забудешь…
- У вас–то отец с фронта живым вернулся, - с завистью произнесла тетя Катя.
-Не забуду день, когда почтальонка принесла письмо. Старший брат с мамой работали в поле, и мы к ним пошли. Тогда не понимала я, что это было извещение, в котором говорилось о том, что наш отец пропал без вести. До нас не дошла еще эта горечь утраты, и мы, дети, стояли, сбившись в кучку, и смотрели, как мать валялась по земле и голосила. Вокруг больше не было никого, никто не мог видеть её боли и слез. А так хотелось видеть отца! Он часто снился мне, казалось, что это наяву. Мама ждала его всю войну. Ночью, в тишине, когда часы тикают, чудилось ей, будто кто-то мерным шагом всё идет издалека, всё приближается. Стукнет в глухой час калитка от ветра, она вздрогнет, а потом долго не спит, и, считая, чтобы заснуть, удары маятника, считает про себя чьи-то шаги. А днем и виду не показывает, что душа стонет. Детей надо было поднимать: маленькие они были.
Женщины, замолчав, притихли. Каждая, видно, задумалась о своем. Я понял теперь, почему многие не хотят вспоминать о детских годах, - тяжело это очень. И как же здорово, что сегодня я могу заснуть в своей кровати, а завтра снова встретиться с ребятами в школе, что со мной рядом любимые мама и папа, и не свистят сейчас пули, и не рассыпаются дома. За нашу мирную жизнь я благодарю сегодня всех, кто 65 лет назад подарил нам Победу.