Файл: Рабочая программа внеурочной деятельности духовнонравственного направления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.01.2024
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 38» города Смоленска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО
НАПРАВЛЕНИЯ
« Азбука Смоленского края
» 3 « А» класс учитель Месяц Татьяна Николаевна,
1 квалификационная категория
2015 - 2016 учебный год
2
Пояснительная записка
Рабочая программа по азбуке Смоленского края разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стан- дартом начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитанияна основе авторской программы «Азбука
Смоленского края» под редакцией С.А. Болотовой.
Цель данного курса: формирование у учащихся целостной картины окружающего мира и привитие любви к малой родине через знакомство младших школьников с духовным, культурно-историческим наследием и природно-географическим богатством Смоленского края.
Задачи:
1. Формирование знаний о природных и географических особенностях Смоленской области; об историческом прошлом и настоящем Смоленщины; о культурном наследии и духовных традициях; о значении города (села), области в истории России; о музеях, памятниках природы, истории и культуры; о символах Смоленщины; о смолянах, прославивших родной край; знаний элементарных правил поведения по охране памятников и памятных мест приро- ды, культуры и истории нашего края; представлений об экологических проблемах края.
2. Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; разви- тие умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; уме- ния ориентироваться в своем родном городе (селе), умения видеть связь современности с прошлым родного края; развитие умения моделировать и составлять схемы; умения работать с историческими и географическими картами; развитие эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника; развитие интереса и желания изучать курсы истории, географии, биологии, литературы Смоленщины на II ступени образования.
3. Воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области и за право называться смолянином; любви и уважения к землякам, прославившим город (село); желания быть похожим на них в своих поступках и делах; бережного отношения к памятникам прошлого; любви и бережливости к природе родного края.
Основные содержательные компоненты программы
Программа регионального курса «Азбука Смоленского края» включает в себя три раздела (блока) тем: 1-ый блок – «Мир природы», 2-ой блок – «Мир истории», 3-ий блок – «Мир культуры». Каждый блок заканчивается темой «Проверьте себя», где даются задания, помогающие обоб- щить знания по каждому блоку отдельно. В конце учебного года предусмотрено обобщение по всему изученному материалу и подведение итогов ра- боты за год. К каждому разделу программы разработаны перечни понятий и терминов, практических работ и экскурсий.
Примерное тематическое планирование составлено из расчёта 1 час в неделю (34 часа)
В основе методики преподавания курса лежит проблемно - поисковый подход, информационно- коммуникационная технология, техно- логия личностно-ориентированного обучения, обеспечивающие реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единый учебно-методический комплект.
Методы обучения:
а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: рассказ, лекция, объяснение, демонстрация картин, кино- и диафильмов и т.д.; б) репродуктивный:
3 воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму, программирование; в) проблемное изложение изучаемого материала; г) частично-поисковый, или эвристический метод; д) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходи- мые методы и пользуясь помощью учителя.
Формы организации процесса обучения:
Индивидуальная
Парная
Групповая
Фронтальная
Экскурсия
Результаты изучения курса:
Учащиеся будут знать: по природно – географическому краеведению:
- географическое положение, границы и территорию Смоленской области;
- особенности рельефа, климата, почв Смоленщины;
- названия важнейших полезных ископаемых родного края, их использование;
- названия некоторых рек озер Смоленской области;
- названия некоторых растений, грибов, животных Смоленского края;
- меры по охране природы в Смоленской области;
- правила поведения в природе.
По культурно – историческому краеведению:
- предков смолян, их занятия;
- торговые связи смолян в древности;
- названия древних городов Смоленщины;
- современную символику Смоленщины;
- причины возведения в Смоленске крепостной стены;
- названия некоторых башен Смоленской крепости;
- героические страницы смоленской земли: польская интервенция 17 в., Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.;
- памятные места и памятники, связанные с героическим прошлым Смоленщины;
- награды Смоленска и области;
- имена некоторых земляков, прославивших родной край;
- этнографические особенности жизни наших предков: жилища, одежда, пища, игры, праздники, верования;
4
- историю возникновения письменности у наших предков;
- элементарные правила поведения по охране памятников и памятных мест истории и культуры.
Учащиеся будут уметь: по природно – географическому краеведению:
- определять, находить и показывать на географических картах изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края;
- различать распространенные в Смоленском крае растения и животных;
- различать охраняемые растения и животных Смоленского края;
- выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
- подготовить рассказ, сообщение, доклад, реферат природно – краеведческого содержания на основе материалов учебника, а также дополни- тельных источников;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями и схемами, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели.
Учебно-методическое обеспечение.
1.
С. А. Болотова Азбука Смоленского края: часть I. Мир природы: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
2.
С. А. Болотова Азбука Смоленского края: методическое пособие для учителя.- Смоленск, 2010.
3.
Компьютер, мультимедийный проектор.
4.
Ресурсы Интернета
Список литературы
Литература для учащихся:
1.
С. А. Болотова Азбука Смоленского края: часть I. Мир природы: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
2.
С. А. Болотова Азбука Смоленского края: часть II. Мир истории: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
3.
С. А. Болотова Азбука Смоленского края: часть I. Мир культуры: учебное пособие по краеведению.- Смоленск, 2010.
Литература для учителя:
1. Болотова С.А. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» - Изд. 2-е, исправ. и доп. – Смоленск:
Издательство «Ассоциация ХХI век», 2006. – 40 с.
5
Календарно – тематическое планирование
№
Тема
Дата
Мир природы 12 ч.
1
Вводный урок.
2
Природные особенности Смоленской области.
3
Полезные ископаемые.
4
Водоёмы Смоленщины
5
Растения нашего края.
6
Грибы.
7
Смоленский лён.
8
Животные нашего края.
9
Охрана природы.
10
Обобщающий урок по разделу «Мир природы» Тест
11
Вводный урок.
12
Природные особенности Смоленской области.
Мир истории 12 ч.
13
Наши предки.
14
«Из варяг в греки».
15
Города Смоленщины
16
Герб и флаг нашей области.
17
Смоленская крепостная стена.
18
Военное прошлое Смоленщины.
19
Награды Смоленщины и города Смоленска
20
Места боевой славы.
21
Наши земляки.
22
Обобщающий урок по разделу «Мир истории» Тест
23
Наши предки.
24
«Из варяг в греки».
Мир культуры 12 ч.
25
Жилища и предметы быта.
26
Как одевались в старину.
27
Что ели наши предки.
28
Праздники.
6 29
Игры и хороводы.
30
Письменность.
31
Храмы и монастыри Смоленщины
32
Культура Смоленщины сегодня.
33
Обобщающий урок по разделу «Мир культуры» Тест
34
Обобщение пройденного за год.
7